Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура политической культуры






Политическая культура имеет многообразные связи с различными социальными и политическими процессами. А это предопределяет сложность ее строения и организации. Ценности, лежащие в основе политической культуры, как правило, не отличаются от основных ценностей всего данного общества. Последние лишь приложены к особой, политической области.

В том случае, если, например, оппозиция отбрасывает ценности общества, картина меняется. Группа оппозиции становится носителем подкультуры или контркультуры. Так было с социал-демократией в немецкой империи и с другими социалистическими движениями XX в. То же самое можно сказать и о коммунистических партиях, которые пытались сформировать некую новую культуру, насквозь пропитанную политикой.

В Советском Союзе долгое время политическая культура рассматривалась как простая проекция культуры в политику. В итоге политическая культура представала как механическое соединение культуры и политики. Между тем политическая культура является результатом формирования совершенно определенной специфической деятельности человека, результатам его взаимодействия с политическими институтами, политическими субъектами. Итогом этого взаимодействия являются ценности, идеалы, образцы и коды поведения. Значит, источник политической культуры коренится не в культуре, а в политике. Именно эта последняя дает возможность развиваться политической культуре.

Политическая культура основана на внутренних основополагающих ориентациях человека, которые во многом определяются ценностями, принятыми в обществе. На ценностном уровне перегородки между политической, социальной, эко­номической и культурной сферами отсутствуют. Политика же соединяет все эти ориентации воедино. В итоге получается, что политическая культура выступает как составная часть политики, т. е. более общего социокультурного явления.

Американский политолог В. Розенбаум делит ориентации людей относительно политической системы на следующие блоки:

— ориентации относительно институтов государственного управления. В этот блок входят ориентации относительно политического режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы. В этих ориентациях выражаются оценки различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

— ориентации относительно «других» в политической системе. Эти ориентации включают в себя то, что называется политической идентификацией, т.е. осознание своей принадлежности к нации, государству, социальному слою или классу и т. д., а также политическую веру, означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей, и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего право­порядка;

— ориентации относительно собственной политической деятельности, которые включают оценку своей политической компетентности, веру в способность оказывать реальное воздействие на институты власти.

Ядро структуры политической культуры составляют наиболее типичные, глубоко укоренившиеся, характерные для большинства членов общества ценности, представления, модели поведения, нормы.

В политической науке выделяют мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

На мировоззренческом уровне встраиваются представления о политике в индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет индивида соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей.

В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты, чья деятельность влияет на реальное положение человека в обществе и его отношения с властью.

С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т. д.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. При этом отношение к конкретным политическим событиям изменяется значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы. А это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость.

По своей структуре культуры бывают гомогенные и интегрированные. К гомогенным относят те, в которых преобладают однородные элементы и представления, которые, по сути, являются элементами ядра. Интегрированные политические культуры включают в себя, как правило, элементы субкультуры и периферии. При этом под субкультурой понимается совокупность элементов, которые значительно отличаются от политических ориентации, доминирующих в обществе. Это особенно характерно для полиэтнических, федеративных и многоконфессиональных стран, а также для государств, процесс формирования которых был растянут во времени и шел постепенно путем присоединения все новых территорий.

Политическая субкультура — это как бы отдельный фрагмент, отдельное «включение» в общую политическую культуру. Можно говорить о субкультуре протеста, характерной для молодежного движения 60-70-х гг. XX в., субкультуре этнических и расовых меньшинств, пролетарской культуре, «враждебной культуре» и т. п. Это система политических ориентации и моделей поведения, характерная для опреде­ленных групп или регионов, отличающаяся от ориентации и моделей, присущих другим группам или регионам (например, восточные и западные немцы после вто­рой мировой войны и после воссоединения Германии).

В политической культуре любого общества важную роль играют традиции и стереотипы. Традицию можно трактовать как организованное множество идей и поведений, активно передающихся длительное время в рамках определенной общности (семья, социальная группа, партия и т. д.). Традиция по своей сути инерционна. Ее воздействие имеет положительное значение, когда она позволяет сопротивляться ошибочным решениям. Но она играет отрицательную роль, когда тормозит необходимые преобразования.

Стереотипы представляют собой упрощенный, схематизированный образ социальных, политических объектов или событий, явлений. Они обладают большой устойчивостью и включают явные или скрытые признаки этих явлений. Политические стереотипы, естественно, отражают реальность, но воспринимается она чаще всего чувственно, эмоционально.

Принципиально важное значение имеет тот факт, что стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой. Стереотип не только деформирует образ общественных явлений, но и суммирует мнение данной социальной группы. Стереотипы, укоренившиеся в политической культуре, содержатся в ней чаще всего в виде застывшего ментального образа, в латентном, потенциальном состоянии. Пробуждает их общественно-политическая деятельность людей.

Одним из компонентов политической культуры выступает также миф. Политические мифы, закрепившиеся в массовом сознании людей, можно рассматривать как набор представлений, опирающихся, главным образом, на эмоциональную почву. Можно утверждать, что политический миф — это регулятор политических отношений. Он выполняет свои функции на двух уровнях.

На индивидуальном уровне мифические убеждения проявляют следующие качества: существенно воздействуют на жизнь людей, основываются на вере, опираются на общественные авторитеты, навязываются группой, необоснованны (иррациональны), недоступны для верификации под воздействием опыта. На уровне социальной группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отноше­нию к данной общности.

Миф дает индивидууму возможность идентифицировать себя с целями и ценностями, выводящими его за сферу его повседневного опыта, определяя его на­хождение в более широком пространстве социально-политических отношений (ин­дивид-нация, индивид-государство, индивид-класс).

Политические мифы создаются, как правило, осмысленно, по сути, по заказу правящей верхушки, а не возникают стихийно, как многие полагают. Основу мифов составляют вполне осознанные коллективные ожидания и надежды, воплощенные в массовом сознании. В этих мифах соединяются как трезвый расчет, так и фанатическая вера, позволяющая политикам освобождать себя от всех моральных преград. Мифы не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания или как полуправды. Для политических мифов, естественно, характерна непосредственная связь с политической реальностью: они призваны оправдывать ход событий, обеспечивать уве­ренность людей в правильности осуществляемых политических акций.

В крайней ситуации миф может организовывать общественное сознание вокруг одного определенного события, одной идеи, одного героя и т. д. В конце XVIII в. Французская революция привлекла массы эгалитарным мифом, нацизм использовал миф расового превосходства арийцев. В нашей стране в свое время был внедрен миф о Ленине, миф о мудрой политике правительства, о возможных переменах к лучшему, о рыночной экономике, о частной собственности и т.д., которые использовались и используются как довод легитимизации власти. Чаще всего об ращение правящих кругов к мифам связано со сложными социально-экономическими и политическими ситуациями в стране, которые не удается разрешить за счет реально существующих средств, и тогда на помощь «призываются» мифы, способные отвлечь внимание общества от ответственности за положение дел, например, правительства,

Таким образом, политические мифы, в которые верят люди, дают им, с одной стороны, силу и в то же время вселяют в них коллективную надежду. Без мифов политическая жизнь была бы обеднена, поскольку они придают жизни индивида определенный смысл, воодушевление.

Важным элементом любой политической культуры являются политические символы. Они являются своеобразным цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры.

Политический символ — это условный образ важнейших политических идеалов. Он является средством общения между людьми, ибо в нем заложен определенный смысл, требующий расшифровки информации, заложенной в нем.

В качестве символов в разных странах используются государственные флаги и гербы, конституции, гимны, национальные праздники, скульптурные изваяния, денежные знаки и т. п. Различные символы могут изображаться в графической форме — в виде христианского креста, пятиконечной или шестиконечной звезды, полумесяца, свастики, серпа и молота и др.; в виде животных и птиц — лев, слон, орел; в виде человеческой фигуры — Марианна (Франция), Джон Буль (Англия), Дядя Сэм (США) и т. п.

Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. Каждый народ создает национально-государственные символы собственные, к которым относится с должным уважением, и они используются правящими кругами как необходимые инструменты управления и политического манипулирования с целью воздействия на политическое сознание личности, что и облегчает ее подчинение властным структурам.

С политическими символами тесно связаны идеалы. Идеал, как правило, воплощается в каких-либо произведениях искусства, документах, изречениях и т. п. В качестве идеалов выступают в разных странах, например, индивидуальная свобода, которая воплощается в таких символах американской нации, как статуя Свободы, Декларация независимости, Билль о правах. В Советском Союзе широко пропагандировался идеал всесторонне развитой личности, во многом отраженный в моральном кодексе строителя коммунизма.

Следует отметить и политические ритуалы, без которых не обходится политическая жизнь ни одной из стран. Они призваны решать те же самые задачи, что и символы, идеалы. Одним из таких ритуалов является коронация, например, в Великобритании. Торжественность, пышность, великолепие этой процедуры, ее религи­озный церемониал знаменуют восхождение на трон простого смертного, ставшего властителем государства и нации. В странах президентского режима политическим ритуалом является церемония приведения к присяге президента.

Типология политической культуры

На протяжении развития различных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм и кодов взаимодействия с властями, а также иных элементов, которые сложились под воздействием тех или иных географических, духовных, экономических и прочих факторов.

Родоначальниками современной типологизации политической культуры стали американские ученые Г. Алмонд и С. Верба. Свой подход они изложили в книге «Гражданская культура», изданной в Нью-Йорке в 1963 г. Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выдвинули три «чистых» типа политической культуры:

—«приходскую» (патриархальную, «местечковую»);

—подданническую;

—активистскую (политическую культуру участия, иначе называемую партиципаторной) (от англ. participation — участие).

«Приходская» (патриархальная, провинциалистская) культура свойственна обществу, в котором не сформировалась политическая система. В таком обществе нет специфически политических ролей. Ориентация на них не отделена от религиозных, социальных и экономических ролей. Вождь, шаман олицетворяет в себе единство всех ролей. В тех случаях, когда общество является более дифференцированным, отношение к политическим институтам при таком типе политической культуры не закреплено никакими нормами. В таком обществе, как правило, отсутствует интерес граждан к политической жизни. На крайне низком уровне находятся знания людей о политической системе и тех ожиданиях, которые она может порождать в процессе своей деятельности.

Подданическая политическая культура характеризуется пассивным отношением к политической системе. Личность, имеющая такой тип культуры, осознает особый авторитет и роль власти, а также ее структур, испытывает по отношению к ним положительные или отрицательные эмоции. Однако для этого типа политической культуры характерен невысокий уровень индивидуальной активности граждан.

Активистская (партиципаторная) политическая культура отражает отчетливую ориентацию индивидов на активную роль в политической системе, вне зависимости от положительной или отрицательной оценки, как самой системы, так и результатов ее деятельности. Этот тип культуры характерен для развитых демократических государств, предполагающих максимальное вовлечение граждан в процесс принятия и осуществления политических решений.

В чистом виде эти типы политической культуры, как правило, не встречаются. Политическая культура общества включает в себя элементы каждого из этих типов культуры с преобладанием одного из них. Существует, значит, ряд промежуточных типов политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская и т. п.

Иногда выделяют традиционный и светский типы политической культуры. Традиционная политическая культура опирается на жесткие предписания и систему принципов политического сотрудничества (абсолютные монархии, тоталитарные государства).

Для традиционной политической культуры характерны:

—признание священного характера власти;

—признание того, что права подданного и права власти по отношению к нему регулируются традиционными нормами, вытекающими из утверждения «так было всегда»;

—признание неизменности данной системы политических отношений и ее политических норм.

Светский тип политической культуры характеризуется прагматизмом, эмпиризмом. В рамках светской политической культуры формируется культура широких слоев населения демократических стран.

Довольно распространенным является принцип, согласно которому тип политической культуры зависит от характера политического режима. При таком подходе выделяют тоталитарную, авторитарную, демократическую политические культуры и ряд переходных типов.

Для тоталитарной политической культуры характерны следующие признаки:

— культ власти: власть является ценностью высшего порядка;

—сакрализация (обожествление) власти: в обществе формируется представление о том, что власть может все;

—в обществе господствуют мифы и различного рода мистификации, поэтому в тоталитарном режиме и наука должна служить режиму, а если нет, то целые ее отрасли и направления объявляются враждебными (пример тому — судьба генетики и кибернетики в СССР);

—в обществе царит атмосфера постоянного революционного напряжения, ощущение опасности и необходимости преодолевать трудности. Если нет угрозы, то должны быть внутренние проблемы;

—общество не ощущает своего полного отчуждения от власти, наоборот, на лидера и на все другие институты распространяется ощущение единства и слияния с властью.

В политической культуре тоталитаризма большую роль играет любовь (к власти, к лидеру). Именно она в значительной степени определяет стабильность режима и является одной из составляющих легитимности власти.

В политическом поведении элит преобладают мотивы всемогущества, в поведении общества — типичность, скромность, энтузиазм.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного. В нем нет культа власти, ее сакрализации, ощущения слияния с властью. Обществом отчетливо осознается факт отчуждения от власти. Опорой такого режима, как правило, является армия, поэтому любовь как фактор легитимности власти исчезает. Общество реально осознает фактор насилия власти над собой. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от общества требуется профессионализм и послушание.

В демократическом типе политической культуры преобладают активность, открытость, приверженность законам, чувство ответственности. Власть рассматривается как необходимый фактор интеграции общества. Она подконтрольна обществу, в котором преобладают настроения критичности в отношении власти. С точки зрения общества власть должна обязательно отвечать таким требованиям, как профессионализм и знания, высокие моральные качества, ответственность перед обществом.

В рамках демократической политической культуры особую ценность представляют гражданские и Личные свободы. В случае необходимости власть призвана их защищать самым решительным образом.

В демократической политической культуре большое значение имеют факторы политического участия, свободы выбора, свободы слова, защиты прав меньшинства, гласность, плюрализм в общественном мнении.

Иногда выделяют рыночную и этатистскую политические культуры. Рыночная политическая культура понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан в стиле отношений «купли-продажи», подробно тому, как это происходит на рынке товаров и услуг. Политика выглядит как тип бизнеса, политик — как тип бизнесмена, а политические решения напоминают торговые сделки. Эта культура нацелена на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования и развития общества. Рыночная политическая культура ориентирована на индивидуальные и групповые интересы, саморегулирование политических процессов.

Этатистская политическая культура характеризуется главенствующей ролью в организации политической жизни государственных институтов. Именно государство в этом типе политической культуры формирует поведение личности и социальные отношения. Данный тип культуры ориентирован на организованность и бюрократическое управление.

Этатистская разновидность культура может рассматриваться и как ядро официальной политической культуры, которая может формироваться в определенных исторических ситуациях. Наряду с официальной выделяют также реальную политическую культуру, в которой воплощаются ценности и соответствующие им формы практического поведения значительной части общества. Так, в странах Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях официальная культура уступила место реальным ориентирам и ценностям граждан.

И наконец, в политической науке выделяют консенсуальный и поляризованный типы политической культуры. Консенсуальная политическая культура отмечена достаточно высокой сплоченностью населения на основе ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.

В поляризованной политической культуре отмечается несовпадение базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения, элиты и электората. В этом случае нет, как правило, прочного согласия относительно целей общественного развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего.

В целом, существующая в том или ином обществе политическая культура адекватно отражает характер и основные параметры политической системы. Тип политической культуры формируется в процессе развития социально-экономического и общекультурного контекста каждой конкретной страны. И потому не может быть и речи о формировании политической культуры вне и в отрыве от социально-экономического и политического процессов данного общества. Невозможно перенести даже самую привлекательную модель политической культуры в рамки иной политической системы.

Общее и особенное в политической культуре

Политическая культура каждой страны включает в себя специфические ценности, ориентации, традиции, нормы, символы, ритуалы и прочее, которые сориентированы на обеспечение стабильности политической системы. Нужно учесть, что в политической культуре основные ценности непосредственно связаны с легитимностью политической власти. Господство принципа легитимации, в свою очередь, ведет к доминированию в политической культуре принципов консенсуса и толерантности.

Взять, к примеру, политическую культуру США. Для нее характерны деиделогизированные ориентации граждан, невысокая политическая активность, уважение к правящей элите, использование легитимных форм политического участия, законопослушность, патриотизм и т. п.

Важный компонент американской культуры в целом и политической культуры в частности — религиозность. Идеалы и ценности протестантизма (вера в трудолюбие, в собственные силы, в моральные нормы, ответственность за состояние общества) оказали большое влияние на формирование духовного облика американской нации.

Политическую культуру англичан отличают почтительность к правящей элите, дающая ей высокий уровень легитимности, уважение к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами.

Особенностями политической культуры Германии являются законопослушность населения, внимание к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т. д.

Наиболее характерной особенностью политической культуры Франции является ее нестабильность. Это прослеживается в нескольких аспектах. Во-первых, историческое развитие страны дало целый ряд последовательно сменяющих друг друга различных форм правления. Во-вторых, за двухсотлетний период Франция сменила полтора десятка конституционных актов и избирательных систем. В-третьих, замена одного политического режима другим отличалась разнообразием способов (революции, государственные перевороты с вмешательством армии или на парламентской основе). В-четвертых, большой подвижностью отличается партийная система Франции.

Тем не менее политическая культура Франции отличается достаточной жизнеспособностью и преемственностью. Это объясняется развитостью структур гражданского общества и совершенной бюрократической организацией администрации. Существует к тому же мнение о том, что французское государство является одним из самых организованных.

Особыми чертами отличается политическая культура Испании. После падения авторитарного франкистского режима здесь утвердился целый ряд демократических механизмов. Однако для испанской политической культуры характерно сохранение добуржуазных традиций. В политической жизни страны ощущается влияние утвердившегося в обществе корпоративизма как условие его вертикальной организации, сказывается сильное религиозное влияние и т.д.

Для политической культуры стран Запада в целом характерно наличие консенсуса по кардинальному вопросу — отношение к существующему строю. Большинство населения выступает за его сохранение и реформирование.

Специфика политической культуры России обусловлена евразийским геополитическим положением страны, концентрацией и централизацией власти, скреплявший в единый организм конгломерат регионов и народов, слабостью механизмов самоуправления и самоорганизации, доминировавшими коллективными формами образа жизни.

Политическая культура России претерпела существенные изменения в XX в. Естественный процесс ее развития был прерван в 1917 г., когда в обществе стала внедряться политическая культура социалистического типа, а фактически тоталитарная модель политической культуры.

Базовая политическая культура советского общества унаследовала весьма далекие от коммунистических идеалов черты политической культуры Российской империи. «Новый советский человек, — писал Г.П. Федотов, — не столько вылеплен в марксисткой школе, сколько вылез на свет Божий из московского царства... Вглядимся в черты советского человека — конечно, того, который строит жизнь, а не смят... Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, живет по указке и заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего — необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя работой, и его высшее честолюбие — отдать жизнь за коллектив, партию или родину, смотря по временам. Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI в.? Напрашиваются и другие исторические аналогии: служака времен Николая I, но без гуманности христианского и европейского воспитания, сподвижник Петра I, но без фанатического западничества, без национального самоотречения».

Нынешняя российская политическая культура характеризуется глубоким ценностным расколом и конфликтностью. Внутренняя двойственность, сочетание свойств индивидуалистической политической культуры Запада и коллективистской культуры Востока — одна из важнейших черт, присущих политической культуре России на протяжении многих веков.

В нынешних условиях конфликтность между этими двумя исторически сложившимися ориентациями отягощена наследием политической культуры номенклатурной элиты, которая не только оторвалась от национальных ценностей, но и подверглась масштабной криминализации.

Политическая культура современной России — это преимущественно подданическая культура. Она сохраняет такие традиционные черты, как долготерпение, покорность перед власть имущими; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству, склонность к анархии и вместе с тем жажда сильной власти.

№2.

Политическую реальность невозможно представить без духовной составляющей — идей, концепций, чувств, настроений и пр. Порой создается впечатление, что именно политические идеи, превращенные в лозунги и программы действий, определяют ход политических событий. В этом — одно из проявлений роли субъективного фактора в политике.

Субъективная сторона политической жизни находит свое выражение в политическом сознании. По своему содержанию политическое сознание — это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального к ней отношения. А потому политическое сознание является одним из важных элементов (подсистемой) политической системы. Последняя возникает и развивается одновременно с политическим сознанием, на основе этого сознания и в то же время оказывает на него обратное воздействие.

Роль политического сознания в жизнедеятельности человеческого общества трудно переоценить. Ведь оно не есть пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (личностями, группами, общностями и др.). Оно отражает различные представления, теоретические концепции, чувства и переживания людей относительно политической власти и порядка осуществления властных отношений в обществе. Политическое сознание, значит, выступает как совокупность политических знаний и оценок. В этом понимании оно — составная часть политической культуры.

Политическое сознание вырабатывается знаниями о политике и проверкой их практикой и убеждениями. Система убеждений формирует политическое мировоззрение, ценности и идеалы. Только в политическом сознании осуществляется целостное воспроизведение политической жизни.

Политическое сознание пронизывает каждого из граждан, хотим мы этого или нет, и делает составляемый этими гражданами Социальный организм еще и организмом политическим. Иначе говоря, политическое сознание объединяет различные группы и слои общества в единое, достаточно гармонично функционирующее политическое сообщество.

Следует сказать и о том, что политическое сознание будит в каждом человеке политический интерес, т. к. политика занимает часть нашего сознания, нашего внутреннего мира. С этой точки зрения политическое сознание является своеобразным внутренним механизмом, дающим индивиду ощущение наличия власти в обществе.

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими, правовыми, философскими, нравственными теориями, эстетическими ценностями, художественными взглядами. Оно дополняется разного рода чувствами, переживаниями, эмоциями, меняющимися идеологическими доктринами, личным опытом человека. Таким образом, по сво­ему содержанию политическое сознание отражает неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни. Оно представляет собой сложное и многоуровневое явление, обладающее внутренней структурой.

Структура политического сознания

Политическое сознание многомерно, и среди его компонентов выделяют следующие:

— научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории;

— ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология;

— чувственные и эмоциональные элементы сознания, т.е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию.

Интегральным выражением политического сознания, возникающим при взаимодействии его трех составляющих, служит феномен политической воли, которая выражает активно действующее политическое сознание и формируется через убеждения. Воля переводит мотивы политического сознания в конкретные политические действия.

Встречается и иная интерпретация структуры политического сознания. Она представляется в виде политической идеологии и политической психологии. Первая из них представляет собой совокупность идей, концепций, теорий и доктрин, которые отражают ход, направление и уровень политического развития общества. Вторая — являет собой сочетание психических переживаний, эмоций и чувств, традиционных психических ожиданий, которые формируют непосредственное восприятие индивидом и группами людей политической жизни общества.

Политическое сознание имеет несколько уровней. Среди них выделяют следующие.

Государственное сознание. На данном уровне регулируются политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций и т.д. Государственным сознанием обосновываются существующие политические порядки и принципы политического управления.

Теоретическое сознание. На данном уровне разрабатываются различного рода политические концепции, идеи, воззрения. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

—ставить и решать важнейшие политические задачи — как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

—определять средства и методы решения политических задач;

—определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;

—вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

—корректировать политику с учетом практических данных.

Эмпирическое сознание. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

Обыденное сознание. Данный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменение политической ситуации.

Формами политического сознания выступают специализированное и массовое политическое сознание.

Специализированное сознание — это идеологически однородное сознание, вырабатывающее, развивающее и внедряющее в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы определенных ориентации и установок. Носителями специализированного сознания являются политические партии, организации, объединения.

Массовое сознание опосредованно выражает уровень, содержание потребностей общества, знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и др.

Пути формирования политического сознания

Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной и долгосрочной перспективы, навыки прогнозирования выигрыша или проигрыша и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими соображениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам тех или иных политических движений.

Процесс формирования политического сознания является чрезвычайно сложным и разносторонним. Он осуществляется на основе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений. В этом процессе осознаются цели того или иного политического движения, к которому в силу разных причин относят себя индивид или некая социальная группа.

Эффективность процесса формирования политического сознания во многом определяется ролью творческого потенциала индивида. Именно на основе личного опыта индивид, осознанно или нет, подвергает рациональному анализу политические воззрения той или иной социальной группы, а также теоретические обобще­ния. Этот путь формирования политического сознания получил наименование осознанно-группового.

В отличие от него механически-групповой путь представляет собой усвоение уже выработанных групповых воззрений на ход политического развития общества. На этом пути оригинальные творческие характеристики отдельного человека не столь значимы, как в первом случае.

Понятно, что оба этих пути тесно связаны друг с другом, переплетаются между собой и дополняют один другой. При этом первостепенное значение, конечно же, имеет политическая практика, реальные политические отношения в обществе в данный момент. Острая политическая ситуация может вести к разрушению сложившегося политического сознания, к утрате политических ориентиров. И, наоборот, на основе новых социальных и политических реалий создаются условия для утверждения нового по содержанию политического сознания.

Нужно сказать, что политическое сознание формируется в течение длительного времени и отличается преемственностью. Оно не может возникнуть мгновенно или исчезнуть в никуда. Это плод политической активности не одного поколения. В нем отражается состояние и направление развития политических отношений в обществе. Оптимальным вариантом общественного развития, значит, является соответствие политического сознания содержанию и целям проводимой в стране политики. В этом случае политическое сознание становится катализатором проводимой властью политики. И наоборот, когда политическое сознание отстает от проводимых властью преобразований, оно может стать тормозом и даже непреодолимым препятствием для действий политического руководства страны.

Функции политического сознания

Политическое сознание является одним из динамичных пластов политической активности общества. Оно постоянно подвергается изменениям, которые отражают характер взаимодействия факторов социального, экономического и политического развития с меняющимися особенностями политических и властных отношений в обществе.

Особо отметим тот факт, что политическое сознание является механизмом, который подготавливает и закрепляет новые элементы в политической культуре и традициях общества. Это значит, никакие изменения в политической системе, в системе властных отношений невозможны, если им противостоит феномен политического сознания.

Как неинституциональный элемент политики политическое сознание выполняет следующие функции в обществе.

Когнитивная функция обеспечивает отображение и осмысление политических процессов, происходящих в обществе. Сюда входит оценка политических событий прошлого и настоящего, а также выработка представлений о наиболее приемлемом пути развития властных отношений в будущем.

Коммуникативная функция обеспечивает осознанное взаимодействие субъектов политики между собой и институтами власти.

Идейная функция отражает процессы отстаивания групповых интересов в сфере политического развития общества. Благодаря этой функции конкретное политическое действие получает теоретическое оформление.

Выделяют также интегративную функцию политического сознания. С его помощью происходит объединение в единое целое представителей общественного слоя, социальной группы, класса и т. д. в деле отстаивания групповых интересов. И это единое целое предстает в итоге как субъект властных отношений.

Скажем и о воспитательной функции политического сознания. Всякая социальная общность, действуя как субъект политической власти, нуждается в том, чтобы направлять политическую активность своих представителей в определенном направлении или русле. Мировоззренческие установки, выработанные на основе политического сознания, позволяют «научить» мыслить и чувствовать этих представителей.

Политическое сознание и политическое поведение

Политическое сознание является одним из основных факторов, которые определяют поведение субъекта властных отношений. Это в полной мере относится и к индивидуальным субъектам политики. Отдельный человек как субъект властных отношений в обществе представляет собой достаточно динамичный элемент этих отношений. Всякое политически значимое событие неизбежно проходит через установки и опыт политического сознания личности, получая, таким образом, в глазах человека специфическую окраску, отражающую его собственное отношение к сфере политики вообще. Поэтому политическое сознание индивида выступает в качестве сильного мотива его политических действий.

Вот почему политическое сознание рассматривается политологами как важнейший фактор, который обусловливает, мотивирует политическое поведение субъектов властных отношений как на индивидуальном, так и на групповом (социальные слои, группы, классы и другие общности) уровне.

Различные политические события получают неодинаковое отражение в политическом сознании. А это накладывает отпечаток и на форму мотивации политического поведения субъектов властных отношений.

Не рассматривая подробно феномен мотивации политического поведения, укажем на основные его формы. Так, вне зависимости от изменений политической жизни всегда дает о себе знать традиционная форма мотивации, которая основывается на сложившемся исторически, привычном, традиционном механизме политических отношений в обществе. Она позволяет сохранять политические традиции и предохраняет общество в большей или меньшей степени от опасности потрясений.

Значительное влияние на характер политического поведения субъектов властных отношений оказывает ценностная форма мотивации. Она опирается на убеждения, идеалы, нормы морали. Данная форма мотивации политического поведения близка к традиционной и тесно связана с ней.

Значительное влияние на политическое поведение оказывает аффективная форма его мотивации. Это такая форма мотивации, которая регулируется чувствами и переживаниями людей. Она не является устойчивой и проявляется наиболее сильно в периоды кризисов или событий, вызывающих эмоциональный подъем в значительных слоях населения страны.

И наконец, выделяют рациональную форму мотивации политического поведения. Она основана на осознанном восприятии субъектами властных отношений политических событий и действий и тесно связана с рациональной составляющей политического сознания.

Существует несколько видов политического поведения людей, которые отражают различные механизмы участия людей в политической жизни общества. Так, на основе традиционной мотивации выделяют традиционное политическое поведение, в основе которого лежат сложившиеся политические традиции. Своеобразным вариантом традиционного политического поведения является нормативное, политическое поведение. Оно отражает характер отношений субъекта политики с существующими в стране юридическими, моральными и другими социальными нормами, действующими в обществе.

В условиях становления новых форм политической жизни политическое поведение становится в значительной мере инновационным, когда оно строится на новых ценностях и ориентирах.

Нередко поведение людей испытывает на себе влияние неких внешних влияний (осознанной необходимости, потребностей, идейных установок и т. п.). Такое поведение людей получило наименование мобилизационного политического поведения. Такой вид поведения особенно характерен для тоталитарных обществ. Он может широко использоваться властью в условиях жесткой политической необходимости, диктуемой необходимостью преодоления кризисных явлений, в чрезвычайных ситуациях, в условиях военной опасности и т. д.

Наконец, выделяют еще и автономное политическое поведение, которое основывается на достаточно самостоятельной оценке субъектом политической реальности и выборе тактики политического действия.

Нетрудно видеть, что все эти виды политического поведения связаны с соответствующей структурой политического сознания личности или группы и его мотивационной ролью.

Сущность и функции политической идеологии

Для политической жизни общества характерно многообразие взглядов, идей, представлений, убеждений, верований. Они важны не сами по себе, а в связи с теми действиями людей, которые направляются на достижение определенных целей. Речь идет о формировании политического сознания на основе определенных представлений и верований и использовании политического сознания правящей элитой в своих целях.

Важнейшей частью политического сознания общества является политическая идеология, которая выполняет мировоззренческую функцию в сфере властных отношений в обществе. Политическая идеология ориентируется на всю совокупность идеологических воззрений общества в определенную эпоху и играет роль формы или структуры политического сознания общества.

Следует сказать, что идеология тесно связана с политикой. Более того, они немогут существовать друг без друга. В процессе их взаимодействия теоретические концепции способствуют обоснованию принимаемых политических решений и действий, а практические оценки политических событий и явлений влияют на идеологические постулаты, т.е. идеология обосновывает целесообразность политических решений и действий, а политика выдвигает перед идеологией практические задачи, требующие идеологического осмысления.

Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII в. французским философом и экономистом А.Л.К. Дестют де Траси для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твердые основы для политики, этики и т. д.

В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на это духовное явление.

В работах создателей марксисткой теории в зависимости от контекста термин «идеология» использовался в трех значения: 1) сознание определенного класса в целом; 2) теоретическое сознание; 3) ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависимости от места, которое занимает группа в общественных отношениях, ее идеология является научной или нет. Идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эксплуатации, рассматривалась как научная.

Иной подход к идеологии получил распространение на Западе.

В западной политологии преобладает интерпретация идеологии как надисторического явления, существующего вне зависимости от социальных и политических условий.

Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

Принципиальной позицией является категорическое разведение идеологии и науки, отрицание у идеологии познавательных функций.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научности. Как веру рассматривают политическое мировоззрение и современные политологи Э. Шиллс и У. Матц.

Немецкий социолог К. Мангейм рассматривал любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений. Однако он уделял большое внимание функциональным характеристикам идеологии и в частности ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

В настоящее время большинство ученых определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп — классов, наций, партий и пр. Представляя собой разновидность корпоративного сознания, идеология выражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие. Ее предназначение состоит еще и в том, что идеология внедряет в массовое сознание соответствующие критерии оценки настоящего и будущего развития общества.

Политическая идеология, представляя собой как бы интеллектуальную, духовную основу политической деятельности, соединяет в себе набор концептуальных воззрений на политическую жизнь общества, сквозь который человек или группа смотрит на действительные властные отношения. Теоретические концепции, лежащие в основе политической идеологии, способствуют обоснованию принимаемых политических решений и действий. Есть все основания утверждать, что политическая идеология являет собой обоснование необходимости достижения власти, способов ее достижения и средств использования власти в необходимом для группы направлении. Политическая идеология, значит, является инструментом, при помощи которого социальная группа представляет свои властные интересы и мировоззренческие положения на политической арене, а также привлекает широкие слои населения к действиям в соответствии со своими целями.

Такое понимание сущности политической идеологии определяет ее функции в общественно-политической жизни.

Функции идеологии

Важнейшей функцией политической идеологии является функция овладения общественным сознанием. Это овладение строится на основе тех целей, задач и приоритетов, которые формулируются в той или иной политической идеологии, пронизанной стремлением привлечь на свою сторону как можно большее число людей и направить их активность на реализацию присущих ей целей, задач и приоритетов.

Понятно, что осуществление этой функции предполагает наличие в качестве органической составной части политической идеологии критериев оценки прошлого, настоящего и будущего в политической жизни общества.

Другой функцией политической идеологии является присущее ей стремление идеализировать действительность. Политическая идеология по определению не может быть носительницей научного знания. Она, как правило, не ставит передсобой задачи быть носительницей научного обоснования своего содержания, своих положений и выводов. Предназначение политической идеологии — возбуждать веру в правильность выбранной данной общественной группы политической, экономической и социальной стратегии развития общества. Идеология, значит, помимо уже сказанного нами, выполняет функцию компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия. Это определяется, с одной стороны, тем, что политическая идеология призвана отражать действительность в форме идеалов и целей, что плохо согласуется с научным обоснованием. А с другой стороны тем, что практическая проверка положений политической идеологии весьма затруднена сложностью, многообразием и противоречивостью социально-политических процессов.

К числу функций политической идеологии относится ее направленность на интеграцию общества. Выражая интересы определенной социальной группы или класса, политическая идеология нацелена на объединение общества в целом. И иначе в демократическом обществе быть не может: невозможно прийти к власти без максимально широкой поддержки населения, без того, чтобы идеалы и цели, провозглашаемые в той или иной конкретной идеологии, не находили понимания среди широких слоев граждан.

И, наконец, при помощи идеологии в обществе осуществляется легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции.

Политическая идеология находит свое выражение в форме концепций, идей, доктрин и политических программ. В ней находит свое выражение образное отражение процесса властных отношений. Эффективность политической идеологии во многом зависит от степени соотнесенности ее положений в виде образов с политическими представлениями образного характера, разделяемыми большинством населения страны. Это означает, что влияние той или иной политической идеологии тем выше, чем больше ее положения и образы близки массовому сознанию населения. В идеале образ, нарисованный политической идеологией, должен совпадать с образом, издавна существующим в гуще народа. Если это условие выполняется, тогда политическая идеология, основанная на запросах определенной общественной группы, становится по-настоящему всенародной и всеобщей.

Таким образом, политическая идеология призвана мобилизовать население страны в соответствии с теми или иными целями политических групп и сообщества. При этом, конечно же, политическая идеология далеко не всегда и далеко не в полной мере совпадает с общенародными интересами. Однако если такое совпадение имеет место, то политическая идеология оказывается сильнейшим и могущественнейшим фактором общественно-политического развития.

Уровни политической идеологии

Политическая идеология включает в себя несколько уровней, каждый из которых вносит свой вклад в процесс формирования и распространения соответствующих политических доктрин. Политологи выделяют три уровня: теоретический, программный и актуализированный.

Теоретический уровень представляет собой своеобразный каркас политической идеологии. На данном уровне происходит обобщение политического опыта социальной группы и формирование представлений об основных интересах не только данной социальной группы, но и всей нации и государства.

Программный уровень неразрывно связан с теоретическим. Это находит свое выражение в том, что на этом уровне теоретические положения политической идеологии преобразуются в конкретные политические требования. Данное преобразование происходит в повседневной деятельности политических партий и движений, которые на деле реализуют вместе со своими сторонниками выработанные программные установки.

Актуализированный уровень политической идеологии выражает собой уровень усвоения различными слоями общества ее (идеологии) положений и требований. Данный уровень позволяет оценить привлекательность идеологических образов и степень влияния политической идеологии на участие в политической жизни различных групп населения. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров.

В обществе происходит непрерывное взаимодействие идеологических ценностей, обмен оценками и суждениями. Это процесс способствует рождению и распаду идеологий, синтезу идеологических течений, постоянному усложнению мотиваций политического поведения.

Из реальных социальных, экономических и иных интересов возникли разные по содержанию и целям идеологии: либеральная, консервативная, социалистическая, анархистская, фашистская и т.д. Соперничество идеологий всегда было непосредственным выражением борьбы классов, слоев, групп.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал