Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Астрономический счет лет и суток.
Введенная Дионисием эра в XVШ веке была расширена и для счета лет до Р.Х. (а.Д. анте Деум - ante Deum - до Господа. При этом было принято, что I-й год до Р.Х. непосредственно примыкает к 1-му году по Р.Х. Было также принято, что число лет до Р.Х. возрастает по мере удаления в прошлое, однако, месяцы, числа в них и дни недели считаются вперед, точно также, как и в годах н.э. Следовательно, границей между 1-м годом до н.э. и 1-м годом н.э. является «мгновение», разделяющее 31 декабря 1 г. до и 1 января 1 г. н.э. Високосными являются те годы до н.э., число которых при делении на 4 дает в остатке 1.: 9-й, 13-й... Этот счет лет называется историческим или хронологическим. Отсутствие нулевого года приводит зачастую к ошибкам в расчете интервала времени между двумя событиями, одно из которых произошло до, другое - после начала счета лет по н.э. Так например, в 1945 г. в нашей стране отмечалось 2000 лет со дня смерти древнеримского поэта и философа Лукреция (Тит Лукреций Кар). Вышла его книга «О природе вещей». В послесловии указывалось, что книга вышла к 2000-летию, что скончался поэт в 55 г. до н.э. Но это - характерная ошибка. Предположим, событие это произошло в середине года. Тогда от него до Р.Х. прошло не 55 с половиной лет, а только 54 с половиной. Поэтому и праздновать его надо не в 1945 (1944 с половиной), а в 1946 (1945 с половиной). Далее по Климишину 131-133. Летоисчисление от сотворения мира. Точные библейские указания на время сотворения мира прекращаются со времени вавилонского плена и, мы не можем с точностью определить промежуток времени от возвращения из плена до царствования Ирода. Поэтому приходится обращаться к небиблейским источникам (различным спискам царей). Число лет, положенное в основу летоисчисления от сотворения мира определено не на основе каких-либо вычислений, но на основании мистических воззрений. Человек сотворен в 6-й день (в полдень). Умер в пятницу (в 6-й день ок.полудня). День Божий - 1000 лет. Если Христос воссоздал человека в половине 6-го дня, то это должно совпадать и с порядком дней Божиих. Таким образом, получается 5500 лет. Такова, в общих чертах мысль Секста Юлия Африкана, закончившего работу над своей «Хронографией» в 221 году. Несколько позже александрийский монах Панодор отнес дату Рождества на 5493 от сотв.мира, на 29 августа. Через несколько лет его соотечественник Анниан «уточнил», что начало счета следует вести с 25 марта и, следовательно, от сотворения мира до Р.Х. прошло 5492 г. Позже эта эра была названа александрийской. Согласно «Пасхальной хронике» анонимного автора (византийского), составленного после 628 г. исходная дата - эпоха - 21 марта 5507 г. Появлялась на Руси и болгарская эра (5504 г.). Однако, главное место в хронологических расчетах на Руси на много столетий заняла византийская эра, по которой летоисчисление велось с воскресенья 1 сентября 5509 год до Р.Х. (или, согласно другому варианту, с пятницы 1 марта 5508 года). Антиохийская эра от сотворения - 1 сентября 5968 г. до Р.Х., Иудейская - 7 октября 3761 до Р.Х. Византийское летоисчисление по индиктам Официальное византийское летоисчисление велось по индиктионам - 15-летним периодам, точнее, по номеру года в этом периоде. 15-летний период называется «индиктионом», а год в нем - «индиктом». Происхождение понятия «индиктион, индикт», относится, по-видимому, к Египту, в котором существовал 30-летний период, половина которого и составляла индиктион. «Индиктион» означает в буквальном переводе «провозглашение». Индикция обозначала первоначально «» (объявление) обязательных поставок съестных припасов правительству. Сначала термин «индикция» использовался только в связи с налогооблажением. При императора Диоклетиане поставки продовольственных припасов стали краеугольным камнем римской налоговой системы. В Египте 15-летний финансовый период вошел в обиход с 297 года. Индиктионы иногда называют индиктионами Константина Великого. Он ввел их в Римской империи в 312 году (с 1 сентября). (1 октября 312 года Константин одержал победу над Максентием, а в марте 313 года издал Миланский эдикт). Один раз в 15 лет проводилась переоценка имущества для установления размера налога. Население знало налоговый год порой лучше календарного. Иногда объясняют появление счета по индиктам тем, что император Константин ограничил срок военной службы 15 годами (вместо 16). Поэтому на каждый 15 год назначалась особая денежная повинность или подать на содержание солдат, получивших отставку. Распоряжение о взимании такой повинности называлось «». Независимо от этого различались три вида индиктов: императорский, начинавшийся с 24 сентября, константинопольский, 1 сентября, и первосвященнический или папский - 1 января. Счет с 1 сентября был употребительным у греков. Первый письменный памятник, помеченный индиктом, относится к 312 году. Указание на индикт стало конца IV века обычным в арендных документах, а с 537 года при Юстиниане, введено как обязательное. Начало индикта в Египте, по-видимому, попадало на летний период (в зависимости от уборки урожая). Лишь к концу XIX века на этот факт обратили внимание. Стало понятным, например, почему по одним данным Третий вселенский собор состоялся в июле 431 года (14 индиктион), а согласно письму египетских епископов, собор продолжал свои заседания 20 месори (13 августа) 15 индикта, то есть 432 года. Таким образом, для событий июня, июля, августа по египетским документам следует принимать во внимание египетские (нильские) индиктионы. Аналогичная проблема возникает при изучении наших летописей. (Вернемся к летоисчислению от сотворения мира). Вот что пишет Тверской летописец под 1195 годом, рассказывая о битве между князьями: «Пишет же в новгородском летописци лето весною починает, а осень и зиму глаголеть: тоя же осени и зыми; аз пишу по индикту начало и сего ради не согаждается леты с инеми летописцы, точию времена месяцкм в лете изсматряй, и после коего начала лету пишет, того и лета». То есть, автор, придерживающийся сентябрьского новогодия (аз пишу по индикту), предупреждает читателя о возможном несовпадении дат с другими источниками и дает совет как исправить это несоответствие. Обратимся к примеру: Преп.Сергий Радонежский, согласно летописным данным скончался 25 сентября 6900 г. Но указания на стиль нет. Те исследователи, которые полагали, что данное сообщение дано по мартовскому стилю отнимали от указанной даты 5508 и датировали событие 1392 годом (П.М.Строев). Те же ученые, которые считали, что в летописи употребляется сентябрьский стиль, от 6900 отнимали 5509 и датировали кончину преп.Сергия 1391 г. Е.Е.Голубинский привел доказательства того что летописный счет в этом случае велся по мартовскому календарю. Действительно, до конца XVП в. новый год в России начинался или с 1 марта (еще с языческих времен), или с 1 сентября (в Виз.). При этом, до XIV в. преобладал мартовский календарь, в XIV и XV веках оба стиля употреблялись в равной мере, а с 1493 г. сентябрьский счет вытеснил мартовский. Сентябрьский год начинался на полгода раньше мартовского. Но, кроме мартовского, Древней Руси употреблялся и другой стиль, также начинавшийся с 1 марта, но не отстававший от сентябрьского, а опережавший его на 6 месяцев. Он получил название ультра-мартовского. Для пояснения обратимся к таблице:
Теперь видно, что для перевода дат от «сотворения мира», данных по ультра-мартовскому и сентябрьскому стилям и предшествующих январскому году М (N=5508), необходимо из года N, найденного в источнике, вычесть 5509. А для редукции дат, выпадающих на последние два месяца мартовского года и, отстающих от январского года М, из номера мартовского года N, данного по эре «от сотворения мира», следует отнять 5507. (Если невозможно установить, по какому стилю шел счет лет, указывают двойную дату). А если неизвестен и месяц, то может быть указана и тройная дата. Пример: В «Повести временных лет» о событиях 6610 г. читаем: «В лето 6610. Выбеже Ярослав Ярополчичь ис Кыева, месяца октября 1... Том же лете месяца декабря в 20, приде Мстислав... В то же лето бысть затмение в луне, месяца февраля в 5 день... в се же лето преставися Ярослав Ярополчичь, месяца августа в П день». События здесь располагаются так: октябрь, декабрь, январь, февраль, август одного года. Следовательно, счет - сентябрьский. Подробней о летописных датах см. кн.: Бережков Н.Г. Хронология русского летописания, М., 1963. Вернемся к индиктионам. Византийцы, ведя счет индиктов (лет в пятнадцатилетнем цикле), не отмечали номер самого индиктиона, цикла. Поэтому, довольно трудно, порою, определить дату. Так, Болотов указывает на то, что все попытки биографов Максима Исповедника установить хронологию его жизни не приводят к желаемому результату именно потому, что мы не знаем, в каком цикле, в каком пятнадцатилетии произошли интересующие нас события. Указания индикта входило в своеобразную подпись императора. Утверждение императором указа состояло в подписи под указом самим императором пурпурными чернилами месяца и индикта. В наших богослужебных книгах год также называется индиктом: «Начало индикта, сиречь новаго лета», - указывается под 1 сентября. На западе счисление по индиктам также имело место, благодаря включение Дионисием индикций в пасхальные таблицы. Исчисление по индиктам использовалось верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до распада последней в 1806 г. (надо иметь в виду, что индиктом зачастую называют и Пятнадцатилетней цикл и год в этом цикле. В различное время (а иногда и в одно и то же) в Европе использовались различные календарные стили. Начало года могло отсчитываться от 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня пасхи и с 1 сентября. Есть указания, что в IV в. в Риме велся счет лет от Р.Х., т.е. от 25 д., а во Франции с VШ до конца Х в., в Германии с IX в., причем в масштабах всей страны начало года было перенесено на 25 декабря в 1310 году. Исчислители христианской пасхи еще в Ш в. начинали год с 1 марта. Так начинался год во Франции с VI в., в Венеции и др. Государствах. Популярным был также благовещенский стиль (от Воплощения Господа) - с 25 марта. А в Пизе начало года было 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции. Папская канцелярия в Риме в XП веке и начале XШ следовала благовещенскому стилю Флорентийского типа, хотя в ее документах того времени встречается и рождественский стиль - стиль, которого придерживались раньше примерно до середины Х века. В первые десятилетия ХП в. в папских документах встречается благовещенский стиль, которого она придерживалась раньше примерно до середины Х в. В первые десятилетия ХП в. в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского типа. Затем примерно в конце второго десятилетия ХШ в. - снова рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 г. датирована по-флорентийски 1581 годом. Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753, во Франции в IX-XI в., но во второй половине Х1 в. здесь он был заменен пасхальным (начало года - с «предпасхальной субботы), и этот последний стиль стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долго сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии (в Кельне, Мюнстере). В южной Италии (Неаполе) еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России этот стиль использовался с 1493 г. по 1700. Начало года с 1 января отмечается в документах Испании, Дании, Швеции и др. стр. С XVI в., а в Папской канцелярии с 1691 г. В такой путанице помогает то, что одновременно указывались индикты, вруцелета, круги Солнца, «золотые числа» (круги луны в александрийском исчислении), пасха.
|