Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е.В. Игумнов






ПРАКТИКА МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, ПИ-АРЕ И МАРКЕТИНГЕ *

В статье приводится модель работы сознания человека, также приемы по управлению или влиянию на него. Рассматриваются индивидуальные способы защиты сознания от манипуляции им извне. Данная статья написана по схеме реферата: главы «Приемы использования технологии» и «Индивидуальные способы защиты сознания» были скомпилированы на основе 6-го источника (см. список литературы).

Статья условно разбита на 4 части. В первой части " Понятия" идет довольно скучное, но необходимое изложение основных принципов и концепций работы индивидуального и общественного сознания. Эта часть очень академична и лишена «драйва». Во второй части " Стратегия использования технологии" предлагается практический шаблон для использования данной технологии в жизни. Скажем, есть у вас некая проблема. Вы ее прогоняете через предложенный шаблон и получаете результат. В третьей части " Приемы использования технологии" изложены приемы с примерами, которые можно использовать в ваших задачах по манипуляции общественным и индивидуальным сознанием. В четвертой части " Индивидуальные способы защиты сознания" приводятся практические способы защиты сознания от этой технологии.

Понятия. Сознание – ощущение отдельно взятого человека, которое выражено как я есть, я существую и ощущение границы «я – и весь остальной мир». Другими словами задайте себе вопрос: кто я? Тело? Нет, тело мое. Я – это мои мысли? Нет, мысли мои, часть меня. Память или знания? Нет, моя память или мои знания. Если вы так переберете все, то выяснится что ВЫ – это не тело, это не мысли, это не память. То есть это что-то такое, которое себя осознает и понимает что оно Я, даже если оно потеряет память или даже если оно, сильно пьяное, будет туго соображать.

Значение – некое понятие, имеющее смысл для личности. У вас есть знание о том, что самолет – это летательный аппарат, и для вас, когда вы смотрите на самолет, ясно его значение. Что можно считать числа, для вас числа имеют значения и процесс счета тоже. Что каждые сутки наступает день и ночь и т.д. Можно сказать, что процесс познания заключается в формировании в сознании человека образа материи, её отражения или, по-иному, значения. То есть все понятия и предметы окружающего мира имеют в сознании человека некое отражение, которое мы будем называть значением.

Заряд значения – будем считать, что каждое значение в сознании человека имеет некий условный заряд. Этот заряд показывает важность значения относительно приоритета этого значения над остальными. Чем выше заряд, тем важнее это значение для сознания. Например: текущая ваша работа (1-е значение) имеет более высокий заряд, чем голодание детей в Африке (2-е значение).

Заряд положительный – положительные заряды связаны с удовольствиями и радостью. Заряд негативный связан с проблемами, болью, страхом и так далее. Человек обычно пытается избавиться от негативных значений и увеличить количество положительных. Большинство зарядов нейтральны и существуют просто как фон. Например, цветок на окне (+5), личный автомобиль (+1000), образование (+2500); наводнение (-1000), кашель соседа (-20), муха на стенке (-5). Соответственно, если в сознании человека преобладают положительные точки, то и сознание в целом положительно. Если негативные – то и сознание негативно. Например, если человек облился горячим чаем, ему сказали по телефону, что его уволили, и еще у него украли кошелек, то любые люди, которые с ним начнут общаться, будут от него получать резкие и негативные ответы. В целом его сознание будет негативным.

Сетка значений – взаимосвязи между значениями, поддерживаемые личностью. Значение «самолет» связано со значением «летательный аппарат», летательный аппарат связан со значениями летать и аппарат, значение летать связано со значением передвигаться в пространстве и т.д. Все значения личности переплетены в сетку значений. Область сетки значений – набор значений, имеющих связи между собой, объединенные по некоторой тематике, или набор значений, имеющих наибольшую степень связанности.

Обычно сетка значений личности разбита по тематике, например: математика, алфавит, правила правописания, православная религия, культура питания, культура общения, этические нормы и т.д.

Фильтр восприятия – восприятие мира личностью через призму сетки значений, то есть интерпретация фактов с помощью сетки значений. Например, умеющий читать, смотря в книгу, видит слова и начинает понимать книгу и ее содержимое. Безграмотный человек смотрит в книгу, видит там какие-то закорючки и воспринимает каждую страницу как набор закорючек. Европейский человек, видя то, как мужчина бьет женщину, подумает о мужчине, что он плохой человек. Арабский шейх, видя то же самое, улыбнется и подумает, что мужчина молодец, что занимается воспитанием своей жены. Также всем известен эффект Пигмалиона: что человек ожидает увидеть или к чему стремится, то он и получает. Часто попадали в эту ловушку ученые, которые выдвигали свою гипотезу и пытались ее доказать. Собирали информацию и факты, но противоречащие ей факты часто неосознанно не замечаются или просто игнорируются ради доказательства своей гипотезы. Эффект Пигмалиона очень часто заметен среди членов эзотерических школ и прихожан различных религий.

Спящая сетка значений – опыт личности старее 5 минут (условная граница). Обычно связи данной области сетки значений очень тяжело перестраиваются. Вы прекрасно знаете, что опыт, наработанный годами, очень сложно подвергнуть сомнению. Очень сложно переубедить мать, что сын ее уже давно вырос и не ребенок, очень сложно переубедить вкладчика МММ в том, что в следующий раз его не обманут.

Оперативная (кратковременная) сетка значений – опыт личности моложе 5 минут (условная граница). Обычно связи данной области сетки значений могут быть легко перестроены и даже в нее добавлены новые значения.

Когда человек, например, считает сумму двух чисел в уме, то он это делает в кратковременной сетке значений. Или когда человек узнает новую идею и тут же у него возникают мысли, как эту идею он может применить для своей задачи, а потом дорабатывает эту идею в уме, то он это делает в кратковременной сетке значений. Часто говорят о внимании, о концентрации внимания, о сосредоточенности. < …>

В сознании существует много значений, но в любой момент времени можно активно работать только с ограниченным числом значений. Такие активно обрабатываемые значения мы и будем называть оперативными, а остальные – спящими.

Осознание значения – добавление личностью нового значения в свою сетку значений, с последующей достройкой или перестройкой взаимосвязей с уже имеющимися значениями.

Услышав по радио новость о том, как ваш любимый депутат задавил девушку и скрылся с места преступления, вы сразу же измените о нем мнение и еще, может, припомните, что были случаи, когда ваш любимчик поступал не очень хорошо, а вы ему прощали, а тут такое! Другими словами, вы осознавали новое значение и перестроили имеющиеся. Или другой пример: вам сектант на улице пытается что-то объяснить, но вы просто не воспринимаете его терминологию и его обоснования, выбрасываете из головы все, что он вам говорил, и забываете об этом, – это пример, когда вы не осознали сетку значений от сектанта.

Изменение заряда значения. В процессе жизни заряды значений постоянно меняются. Они могут меняться временно или постоянно. Например, у голодного человека резко возрастает заряженность еды, но заряд спадает сразу после утоления голода. У пережившего длинные периоды голода еда навсегда остаётся с сильным зарядом. Первоначальный заряд значения зависит от способа его появления. Если это инстинкт, то заряд закладывается природой. Если значение появляется копированием от других людей, то оно обычно копируется вместе с зарядом. Если значение возникает в результате собственного мышления, то его заряд определяется сравнением нового значения с уже существующими значениями. В дальнейшем заряды меняются в зависимости от текущих ощущений.

Поскольку любое значение существует не само по себе, а в связях с другими значениями, то на изменение заряда значения напрямую влияют значения, связанные с ним. Например, если в определённом месте у человека произойдёт радостное событие, то и всё это место будет заряжено положительно.

Объективное осознание области сетки значений – принятие области сетки значений личностью на основе объективного опыта личности, то есть личность ставит эксперимент, результат которого подтверждает его сетку значений или формирует ее. Вы шли по улице и увидели, как ваш друг подрался с каким-то пьяницей. И после этого вы его уже не считаете таким интеллигентом. Или, по-другому, процесс познания материального мира: сознание отражает материю, то есть оно создаёт отражение, мысленный образ материи.

Привнесенное осознание области сетки значений – принятие области сетки значений личности на веру. Обычно вера подкреплена авторитетным источником, то есть доверенным лицом. Вам жена рассказала, что видела, как ваш друг подрался с каким-то пьяницей, и вы после этого его уже не считаете таким интеллигентом. Но на самом деле ваша жена увидела только конец этой истории, она не увидела, как этот пьяница приставал к жене друга и первый полез в драку. Спецслужбы пользуются таким приемом. Например, необходимо до какого-то человека донести нужную дезинформацию. Спецслужба публикует ее в газете, потом пускает новостной ролик по местному телевидению, а «свой человек» пускает слух в нужных кругах. Человек, на которого нацелена дезинформация, сначала услышал слушок, но сомневается: всякое говорят; потом прочитал в газете и уже задумался: а может, и правда? Потом смотрит новости по местному каналу и у него нет уже сомнений! Таким приемом пользуются многие духовные учения, эзотерические школы, различные верования. Они выпускают массу литературы, и самое забавное, что все друг на друга ссылаются и таким образом возникает мысль: ну, если столько про это пишут и говорят, то, наверно, это правда. Или по-другому: что отражает сознание в процессе общения, в процессе познания другого человека? Естественно, оно отражает сознание другого человека, готовое отражение. Другими словами, любое общение – это привнесенное осознание каких-либо значений.

Фокус внимания – механизм работы сознания с областью сетки значений, посредством которого происходит удержание внимания на какой-либо небольшой сетке значений. Фокус внимания может управляться либо самим сознанием, либо личностью, которая производит трансляцию своей сетки значений. Например, во время телефонного разговора вы внимательно слушаете собеседника, у вас все внимание на теме разговора, и вам практически невозможно одновременно говорить по телефону с человеком и слушать новости по радио. Ваш собеседник захватывает все ваше внимание. Например, некоторые карманные воры пользуются этим. Один начинает с вами разговор, и, пока вы с ним говорите и все ваше внимание на нем, второй обчищает вам карманы, и вы этого не заметите, так как ваше внимание очень занято. Также хитрые исполнители, отчитываясь перед руководством умышленно выпячивают нужные им вещи и заставляют начальство концентрировать внимание на них; зато совсем не говорят про ненужные им вещи, и, так как начальник занят осмыслением того, что ему показывают, то ему просто некогда посмотреть и на другие моменты отчета о проделанной работе.

Воля – способность сознания направлять свой фокус внимания.

Мышление – управляемое волей блуждание фокуса внимания по внутренней сетке значений.

Активное мышление – обычно таким мышлением обладают люди, которые постоянно что-то синтезируют, изобретают и ищут. Чаще всего такие люди придерживаются здорового образа жизни, то есть правильного питания, основанного на естественных продуктах, и периодического занятия физическими нагрузками. Это активные люди, которые либо лидеры, либо те, кто себя противопоставляет всему обществу.

Пассивное мышление – обычно таким мышлением обладают люди, любящие смотреть телевизор, новости. Среднестатистический потребитель современного общества имеет пассивное мышление, которое в основном направлено на осмысление готовых образов (значений) транслируемых через телевидение, газеты и журналы. Конформизм преобладает в его жизненной философии.

Сильная воля сознания – фокус внимания легко контролируется сознанием, не блуждает постоянно по сетке значений и не " залипает" на какой-либо из ее областей. Обычно такое сознание легко перестраивает имеющуюся у него сетку значений. Легко поддается влиянию других личностей, но и имеет сильное влияние на других личностей.

Слабая воля сознания – фокус внимания слабо контролируется сознанием и постоянно блуждает по сетке значений или " залипает" на какой-либо из ее областей. Обычно такая личность трудно перестраивает имеющуюся у него сетку значений. Трудно поддается влиянию других личностей. Не имеет сильного влияния на другие личности.

Сильно управляемый фокус внимания – во время трансляции области сетки значений транслирующее сознание управляет фокусом внимания осознающего сознания.

Слабо управляемый фокус внимания – управляется сеткой значений самого сознания, когда не происходит трансляций извне. Другими словами, фокус внимания сознания постоянно блуждает по своей сетке, то есть наполнение сетки значений напрямую задает движение фокуса внимания.

Трансляция области сетки значений – передача с помощью слов области сетки значений от одной личности к другой, которая либо ее осознает, либо нет, то есть либо принимает эту область в свою сетку значений, либо отторгает.

Прямая трансляция – трансляция от личности к личности без посредников. Личное общение.

Агентская трансляция – трансляция от личности к личности через агентов. Пресс-релиз, прайс, книга, рекламный буклет. Выступление диктора по ТВ или голос ди-джея по радио.

Агент трансляции – некая сущность, способная хранить в себе область сетки значений и при взаимодействии с ней личность способна осознать эту область сетки значений (книга, рекламный агент, промоутер, адепт, реклама).

Вектор области сетки значений – некое свойство или особенность личности, сформировавшаяся на основе данной области сетки значений и проявляющаяся в определенных ситуациях. Например, покупатель, прослушавший много рекламных роликов и просмотревший много плакатов с соответствующим порошком, будет покупать именно его, подходя к прилавку. Хорошо обученный и проинструктированный боец будет действовать без промедления и стрелять во врага не задумываясь. Человек, прочитавший статью о том, из чего состоят современные майонезы, как это вредно для здоровья и что эти ингредиенты запрещены в странах ЕС, больше никогда не будет покупать майонез известных фирм-производителей. Другими словами, сознание, заполненное разными сетками значений, имеет наборы различных векторов, то есть склонностей или особенностей реакций на различные ситуации.

Активная область сетки значений – область сетки значений, имеющая вектор, который склоняет личность транслировать эту область сетки значений другим личностям. Активные сетки значений: религия, общество, ценности и т.д.

Пассивная область сетки значений – область сетки значений, не имеющая вектора, который склоняет личность транслировать эту область сетки значений другим личностям.

Слабая сетка значений – сетка значений, способная легко достраиваться другими сетками значений через их осознание при их трансляции. Обычно у детей слабая сетка значений, которая легко достраивается и расширяется в процессе обучения и познания мира и общества.

Сильная сетка значений – сетка значений, не способная достраиваться другими сетками значений через их осознание. Обычно у пожилых людей уже складывается довольно жесткая сетка значений, не принимающая чего-либо нового.

Конструктивная область сетки значений – область сетки значений, имеющая вектор, способный приносить пользу личности.

Деструктивная область сетки значений – область сетки значений, имеющая вектор, способный приносить вред личности. Обычно деструктивные агенты личностью не осознаются (не замечаются). Если бы она осознавалась, то эта область сетки значений была бы удалена. Например: питье горячего чая, что вредно слизистой оболочке.

Эффективная область сетки значений – область сетки значений, обычно являющаяся активной, сильной.

Неэффективная область сетки значений – область сетки значений, обычно являющаяся пассивной, слабой.

Объявляемая цель области сетки значений – общеизвестное мнение о полезности и применимости данной сетки значений. Обычно эта цель хранится в самой сетке значений. Например, реклама вещает, что зубная паста очень приятна на вкус, имеет хороший запах и заботится о зубах.

Скрытая цель области сетки значений – скрытый интерес личности, транслирующей эту сетку значений. Обычно эта цель хранится только в сетке транслирующей личности, но не в сетках значений людей, осознающих оттранслированную сетку. Например, производитель зубной пасты имеет цель снизить затраты и увеличить цену продажи. Он начинает использовать химию для повышения вкусовых качеств пасты. Но умалчивает о вреде этой химии для желудка. У производителя истинная цель – это прибыль, но никак не то, что указывает он в рекламе. Обычно скрытая цель проявляется как вектор сознания, который появляется при осознании сетки значений. Например, если вы расскажете своему покупателю о страшных химических подделках меда и покажете ему свои сертификаты, что он у вас натуральный, то, узнав о том, что мед могут подделать, покупатель, скорее всего, будет бояться и покупать только ваш мед.

Точка привязки – значение, которое было осознано большой массой людей. Например, все знают, что такое стол. Все знают, что такое справедливость.

Конкретная точка привязки является прямым отражением каких-то явлений или предметов в жизни. Например: дождь, зима, огонь, ветер, собака.

Абстрактные точки привязки объединяют в себе несколько конкретных точек, имеющих сходные общие свойства или связи. Например, осадки или времена года.

Сетка точек привязки – сетка значений, которую осознало большое количество людей. Например: буддизм, христианство, демократия, капитализм. Другими словами, сетка точек привязки – это общество. Общество возникло вследствие общения людей и формирования общих точек привязки для общения между личностями в этом обществе. Наш язык – это тоже сетка точек привязки. Также сетку точек привязки называют Эгрегор. Любимый Эгрегор эзотерических школ – Эгрегор Денег.

Внутренняя сетка значений – это то, что содержит в себе сознание. По-другому, это его память, опыт и оценки значений. Или личность человека. Кстати, без сетки точек привязки или без общества личность не может существовать. Вспомните Робинзона Крузо. Но хочу подчеркнуть, что не все значения, содержащиеся в сознании, являются точками привязки к обществу. Обычно на основе этих значений создается что-то новое и далее личность делает эту сетку значений достояниям общества, и она становится точками привязки, если общество ее в состоянии осознать.

Внешняя сетка значений – это то, что показывает сознание в момент трансляции области сетки значений. Например, актер на сцене. Он играет некую роль, которая не соответствует внутренней сетке значений. Актер показывает свою внешнюю сетку значений. Другими словами, внешняя сетка значений – это маска. Но иногда внутренняя и внешняя сетка значений совпадают, тогда говорят: давайте снимем маски и поговорим начистоту. Возникновение внешней сетки значений обусловлено тем, что общество неоднородно и приходится для взаимодействия с разными его областями сетки точек привязки, надевать разную маску (внешнюю сетку значений). Например, на работе моя внешняя сетка значений – это исполнительный работник, а с женой у меня совсем другая сетка.

Контролируемая точка привязки – это значение, которое периодически транслируется, чтобы быть с оперативным значением, а значит, и сильно влиять на поведение личности. Например, ежедневное повторение курса доллара. Если ЦБ изменит курс доллара, то автоматически у миллионов личностей изменится заряд этой точки привязки, а значит, и их поведение! Если перестать показывать рекламу о йогуртах, то женщины перестанут их покупать. Кстати, дошло до того, что приходится рекламировать такие базовые вещи, как чтение рецепта перед применением лекарства.

Неконтролируемая точка привязки – это точки, которые пока еще не имеют ценности с точки зрения управления и возникают спонтанно, а потом могут и исчезнуть, вытесняемые контролируемыми точками привязки.

Стратегия использования технологии. Вышеописанные термины были введены, чтобы в дальнейшем можно было их использовать и описывать технологию манипуляции сознанием человека.

Сформулировать скрытую цель сетки значений. Прежде всего, мы должны понять, для чего мы создаем нашу сетку значений, которую хотим внедрить. То есть мы формулируем ее цель. Например, мы хотим увеличить объем продаж и отпускную цену нашего товара.

Сформулировать объявляемую цель. Обычно человек готов воспринять только ту сетку значений, которая позволит решить его проблемы, но ни в коем случае не поставит его в положение, когда его самого будут использовать. Обычно сотрудник в фирме работает значительно лучше, когда не знает, сколько на нем зарабатывает владелец фирмы, и только знает, что его ценят как хорошего сотрудника и создают ему хорошие условия труда и хорошую атмосферу в коллективе. Например, мы в рекламе рассказываем, как положительно действует на волосы новая формула шампуня. А сами заменяем краситель и ароматизатор, делаем новую упаковку и продаем тот же самый товар в два раза больше и на 10% дороже.

Создать черновой вариант сетки значений. После формулирования скрытой и объявляемой цели сетки значений необходимо разработать сетку значений, по которой будет блуждать фокус сознания нашей будущей аудитории. Делаем текст рекламы, в котором пытаемся донести объяснения, почему новая формула шампуня действует очень благотворно.

Определить, какие сетки значений у целевой аудитории. Прежде чем пытаться скормить нашу новую сетку значений, необходимо понять, чем заполнено сознание рядового потребителя, проанализировать внедренные сетки значений конкурентов, оценить уровень знаний потребителя – сможет ли он понять сетку значений. Другими словами, узнать, что пропагандируют конкуренты и готов ли рядовой покупатель поверить или осознать новую сетку значений. Например, сомнительно, что ребенок сможет понять рекламу, в которой на языке химии будут доноситься достоинства шампуня. Также мало вероятно привить культуру ухода за волосами, сформулированную как мытье головы не чаще чем раз в неделю.

Скорректировать сетку значений для того, чтобы она стала сильной, а не слабой для выбранной целевой аудитории. После исследования на предыдущем этапе необходимо переработать имеющуюся сетку значений, чтобы потребитель без проблем и без особо сложного мыслительного процесса смог ее воспринять. В идеале даже вывод за потребителя можно сделать самой рекламой. Вывод, что надо купить этот шампунь, из текста рекламы: " Какой хороший шампунь, я возьму его прямо сейчас! "

Выбрать агентов для распространения сетки значений. После того как сетка значений уже готова для трансляции нашим потребителям, необходимо выбрать агентов для ее трансляции. Телевидение, радио, газета или через промоутера? Также необходимо понять, когда должен производить трансляцию агент. От этого зависит эффективность трансляции. Например, какой смысл транслировать сетку значений во время телепередачи об автомобилях, если основной потребитель этой сетки – женщины?

Обучить агентов транслировать сетку значений, если требуется. Если вы используете для трансляции своей сетки значений агентов – дикторов, учителей, политиков или сектантов, – то необходимо позаботиться о правильном обучении этих агентов трансляции вашей сетки значений.

Выпустить сетку значений. После того как вы подготовили сетку значений, выбрали агентов и обучили их, необходимо выпустить свою сетку значений в общество. Лучше всего выпускать сразу не массово, а в небольшую группу людей, чтобы ее обкатать. После того, как вы увидели, что достигаете своих скрытых целей, потребитель сетки достигает объявленных целей и не возникает противоречий, тогда ее можно выпускать в большие массы.

Модифицировать и усовершенствовать сетку значений. На стадии пробного выпуска сетки значений, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями и улучшать сетку значений, находить в ней недостатки. Даже когда сетка значений уже выпущена массово, ее необходимо постоянно совершенствовать. Помните, другие сетки значений постоянно борются за сознание личности. Только постоянное развитие даст вам возможность быть в сознании человека.

Приемы использования технологии. Повторение – цикличность бега сознания. Все прекрасно знают, что повторяемое многократно со временем заучивается. По тому же принципу действует повторяющаяся реклама в средствах массовой информации. Церковь делает это через нательный крест, молитвы перед принятием пищи и на ночь, иконы в доме, здания церквей на улицах и кресты на куполах, воскресные приходы в церковь, исповеди, религиозные праздники и крёстные ходы. Чем жёстче религия, тем жёстче она относится к этим ритуалам привязки сознания. Ислам требует от своих приверженцев пятикратной молитвы в строго определённое время. Другим хорошим примером удержания сознания в заданных точках привязки является армия. Она доводит до автоматизма подчинение установленному набору команд, заставляет вести жизнь строго по уставу, воспитывает святое отношение к боевому знамени, военной присяге, знакам воинского отличия и наградам.

Управление познанием. Сознание любого человека ограничено, а мир – безграничен. Поэтому сознание может отразить только небольшую его часть. Для управления процессом познания надо управлять тем, куда смотрит человек, как смотрит человек и что видит человек. Нет необходимости менять весь мир. Надо заставить смотреть человека только в определённую сторону, определёнными глазами, замечать только части того, на что он смотрит, или надо повлиять на готовую картину в его сознании. Другими словами, рекламу делай поярче, поинтересней, внедряй в рекламу то, что тебе нужно. Где проводит немалую часть времени наш уважаемый читатель? Наше утро начинается с телевизора; после работы мы торопимся домой, чтобы успеть на фильм, сериал или на спортивный матч. На следующий день мы обсуждаем с сослуживцами и родственниками новости, увиденные по телевизору; обсуждаем жизнь привычных персонажей телеэкрана. Нередко весь день современного человека, и особенно ребёнка, строится вокруг программы телепередач. Другими словами, если хотите управлять сознанием, то вмешивайтесь в процесс познания человека. Публикуйте статьи, содержащие скрытую рекламу.

Управление общением. Для управления процессом общения надо контролировать, с кем общается человек, как, через какие общие точки привязки идёт общение и что видит человек в собеседнике. Надо ограничить круг общения человека, контролировать темы и предметы, вокруг которых ведётся общение, и контролировать мнение человека об окружающих. Отсечение человека от реального мира, изоляция его от других людей, привязка его сознания к специфическому набору точек привязки, предметов и символов применяется всеми религиозными сектами и культами. Другими словами, делай семинары, открывай форумы, открывай клубы, собирай обязательные корпоративные вечеринки. Пусть там общаются, обсуждают твой товар, твою религию или корпоративный дух.

Все эзотерические школы имеют хорошие форумы в сети. Даже православная религия вышла в сети.

Управление отражением. Можно не дать сознанию возможность самому формировать конкретные точки привязки, надо дать ему готовые абстрактные точки привязки. Можно дать ему как готовое отражение материи, так и готовое отражение других людей. Если мы говорим об отражении другого сознания, то надо помнить, что между сознаниями существует положительная обратная связь. Созданное сознанием Б негативное отражение сознания А в сознании Б будет замечено сознанием А, и оно примет негативную форму. Сознание Б получит подтверждение правильности своего первоначального отражения. Таким образом, можно легко поссорить людей и страны между собой – и управлять ими. В общении – это натянутые улыбки ровных вставных зубов, которые скрывают внутреннее несовершенство. Недаром в наши дни создание имиджа (в переводе с английского – образ, отражение), стало главной целью человека общества. Создание конкретной точки привязки требует от сознания умственного труда. Если приучить сознание к потреблению, а не созданию, то оно с удовольствием будет пользоваться готовыми образами.

Первый шаг – управление отражением через изменение внешней формы предмета без изменения содержания; придание объекту нового вида, изменение его оболочки. Покрасим в модный цвет. Воспользуемся духами.

Второй шаг – отсечение, изолирование самого предмета через использование яркой упаковки. Она скрывает от человека вид настоящего предмета, заменяет его яркой картинкой, которая обычно имеет очень мало общего с самим предметом. Сделаем красивую упаковку, наденем шикарный модный костюм.

Третий шаг – полное изъятие предмета и замена его отражением. Основным источником знаний о происходящем в мире для современного человека является телевизор. Телевизионная картинка – готовый образ, который напрямую загружается в мозг и не требует воображения, анализа или обдумывания. Управляемый телевизор стал посредником между человеком и остальным миром, стал каналом, который связывает человека с материей и с другими людьми.

Заметим, что телевизор управляет тем, куда смотрят наши глаза – только туда, куда смотрит камера. Он управляет тем, как смотрят наши глаза – так, как этого хотят режиссёр и ведущий, и тем, что они видят – через монтаж и компьютерные эффекты можно полностью заменить картинку.

Управление прошлым. Управление прошлым: у человека не должно быть воспоминаний, которые бы не контролировались кем-то управляющим. Так переписывались учебники по истории. Попробуйте сличить учебник мировой истории США и учебник мировой истории России.

Управление будущим. Управление точками привязки будущего – желаниями. Природа человека такова, что правильное управление желаниями гораздо важнее, чем управление прошлым или настоящим. Ради будущего человек готов жертвовать настоящим, и тем более, прошлым. Удовольствие человеку доставляет процесс достижения определённой цели, процесс выполнения определённого желания. Поэтому полного управления человеком можно добиться только за счёт задания его целей. Мы можем рассматривать желания как точки привязки с очень высоким зарядом, обладания которыми хочет добиться человек. Необходимо задавать желание. Существуют целые отрасли по производству желаний – реклама, маркетинг, PR. < …> В рекламе постоянно используется задание обладания объектом желания как мечты человека. Этот автомобиль – твоя мечта, это украшение – объект твоего желания.

Каналы доступа к сознанию, создающие точки привязки. Каналы доступа к сознанию, или, по-другому, агенты трансляции сеток значений: разговорный язык, телепередачи, радиопередачи, газеты и журналы, кинофильмы и видеофильмы, компакт-диски и аудиокассеты, компьютерные игры, веб-сайты, концерты и представления, книги, занятия в вузах, занятия в школах, экскурсии, церковные службы, хождение по магазинам и офисам.

Типы массовых точек привязки. Для массового управления сознанием важны следующие типы точек привязки (поскольку именно эти типы передаются каналами массового доступа к сознанию):

ü изображения

ü конкретные (фотографии, рисунки, движущиеся картинки)

ü абстрактные (символы, логотипы, схемы)

ü звуки

ü мелодии, напевы, звуки слов

ü слова

ü язык, лексикон (язык – это набор готовых абстрактных значений)

Введение точки привязки. Введение новой точки привязки в оперативную сетку значений. Что для этого надо? Чтобы изображение постоянно попадалось человеку перед глазами, звуки постоянно достигали его ушей и чтобы он постоянно сталкивался с употреблением слов, которые мы хотим ввести в его оперативное сознание. Точку привязки можно ввести и скрыто, просто предъявляя её много раз человеку. Можно показать бренд фирмы в рекламе по телевизору, в журнале, на рекламном щите на улице, упоминать его в новостях и так далее. Главное – ввести его в сознание человека. На введение новых точек привязки будут влиять частота, продолжительность и очерёдность их упоминания. На силу введения влияет заряд точки в пространстве (важность, значительность) и во времени (срочность). Информация, преподносимая как важная и срочная, всегда сильнее вписывается в сознание, чем второстепенная и заурядная. Следующий фактор – это фон, на котором вводится точка привязки. Где легче поставить яркую точку – на сером листе бумаги или в пёстром лесу? Где легче поставить точку – в пустоте или среди множества других точек? Чем более примитивен и узок мир человека в целом, тем проще внедрить в него контролируемые точки привязки. Рекламный ролик по телевизору – очень яркое пятно в городе. Поместите этот же телевизор среди цветущего леса, и эта реклама едва ли вообще обратит на себя внимание.

Изъятие из внешнего мира. Самый простой способ. Надо изъять из окружения человека всякие упоминания об уничтожаемой точке привязки. Из жизни лечащегося от алкоголя уберите всё, что связано с бутылкой. Потенциальному самоубийце не должна попадаться на глаза верёвка. Из книг и учебников вырежьте фотографии врагов народа.

Замена аналогичной контролируемой точкой. Замена аналогичной точкой. Очень важно, чтобы место удаляемой точки не пустовало, а было заменено новой, контролируемой. Снимите старые символы, нарисуйте новый логотип, замените герб страны брендом пепси. Выключите старые песни, поставьте новые, замените гимн рекламным припевом. Перестаньте употреблять обычные слова, замените их вновь придуманными, замените русские слова английскими, а ещё лучше матерными. Снесите памятники, вместо них поставьте рекламные щиты. Переименуйте улицы и города, смените названия органов власти и названия предприятий. Смените название страны – и вы получите совершенно новый мир, хотя с материалистической точки зрения ничего не изменилось. Удаление действует не на всех одинаково. Часть людей будет продолжать помнить, поэтому важно отсечь остальных от этой памяти. Обычно приучают к презрению к старшим и ко всему; создают культ новизны. Всё, что ново, лучше просто потому, что оно новое. Человек привыкает к частой и автоматической замене точек привязки.

Дробление точки и удаление по частям. Дробление целой большой точки на маленькие составляющие. Чтобы уничтожить страну, её надо разделить на куски. Таким же образом в сознании людей можно заменить понятие страны понятиями отдельных республик и областей, даже не проводя физического разделения. Люди перестанут считать себя частью целого. Понятие семьи сложно удалить из сознания, но его легко разделить на понятие отдельных индивидуальностей, которые мало что будет связывать.

Удаление фоном. Удаление фоном. Как яркую точку сложно поставить на пёстром фоне, точно так же яркую точку можно не удалять, а просто заглушить пёстрым фоном. Окружите уничтожаемую точку яркими соседними, и она забудется сама собой. Забейте новости о скандале Клинтона, новостью о войне в Югославии.

Замыкание точек с противоположными зарядами. Самый коварный способ удаления – короткие замыкания в сознании. Допустим, у нас есть точка привязки с высоким зарядом, которую не удаётся ни замолчать, ни заменить новой. Тогда следует найти в сознании человека любую другую точку с противоположным зарядом и связать эти две точки, замкнуть их. В результате в сознании возникнут такие искажения, что выключится весь блок, весь участок, в котором расположено замыкание. Это не только удалит точку, но и упростит и «опримитивит» сознание в целом, что сделает его более удобным для управления. Один из самых больших грехов христианства – растление малолетних. Замкните его с самыми большими праведниками – священниками и кардиналами. Получим дело кардиналов Бостона.

Прямое изменение заряда точки привязки. Самый простой способ – поменять заряд напрямую. Расхвалить или обругать, используя прилагательные, ярлыки, клички. Сказать, что этот товар-бренд – хороший или плохой, исключительный или заурядный, великолепный или дефектный, чёрный или белый и так далее. Даже такой простой способ эффективен при многократном повторении, а также при воздействии на детей, подростков и людей с нетвёрдым сознанием. Но этот способ относительно открыт, легко отслеживается и может быть заблокирован инстинктом самозащиты сознания.

Чувственное изменение заряда точки привязки. Другой способ – задание зарядов через органы чувств. Например, задание отрицательного заряда плохой оценки в школе через наказание ремнём или пожатие руки за успехи. На уровне общества это тюремные наказания за преступления. Сюда же можно отнести наказание голодом и холодом за неспособность заработать нужное количество долларов. Этот способ весьма действенен, но он тоже открыт, а потому вызывает сопротивление. К тому же физическими действиями можно заставить человека работать ради необходимого, но практически невозможно ради приобретения товаров и удовольствий.

Изменение заряда точки привязки через связывание. Скрытый и самый распространённый и эффективный способ – связывание точки с другими точками, уже имеющими в данном сознании высокий заряд.

Можно выделить три этапа: 1. присоединение, 2. ведение, 3. изменение.

Присоединение. На этапе присоединения надо понять человека, группу людей или общество. Надо изучить их исходный набор точек привязки: определить, какие точки находятся в оперативном сознании, и их заряды, а также наиболее сильные спящие точки привязки. Надо понять систему ценностей людей, научиться говорить на их языке. Далее, надо определить внешнее окружение человека или группы; определить, на какие каналы доступа к сознанию они лучше всего реагируют, какие органы чувств у них сильнее всего задействованы. Следует также понять степень гибкости их сознания и уровень защитных механизмов. На языке маркетинга это называется исследованием рынка и целевой аудитории.

Ведение. На этапе ведения надо завоевать доверие. Надо создать у людей впечатление, что вы понимаете их, разделяете их взгляды, вам близки их ценности, у вас с ними много общего. Затем надо развить их мысли, показать им, что вы знаете, как достичь тех же целей, что и они, или, по крайней мере, хотите этого. Показать, что вы хотите помочь им. Типичной ошибкой управляющего является попытка ввести или аргументировать изменения, исходя из своей логики, своих ценностей, а не из логики и ценностей управляемого. С другой стороны, так обычно поступают те, кто хочет добра управляемому.

Изменение. На этапе изменения можно проводить операции по введению, удалению или смене зарядов (при этом опять отталкиваясь от исходного набора управляемого). Подход присоединение-ведение-изменение гораздо более эффективен, чем попытка заставить человека что-то сделать силой, приказом или авторитетом. Можно представить себе это так. Вы хотите изменить направление движения автомобиля. Подход в лоб – остановить его и приказать ехать в другую сторону. Скрытый подход – подсесть в автомобиль, проехать вместе с водителем, постепенно уговорить водителя, или самому сесть за руль и увести машину в нужном направлении.

Алгоритм ведения и изменения заряда точки привязки. Обобщая, можно предложить следующий упрощённый алгоритм изменения сознания.

1. Выберите точку привязки, которую вы хотите ввести или изменить в заряде. Обычно это товар или бренд.

2. Перечислите точки привязки, которые имеют высокий заряд (как положительный, так и отрицательный) в сознании управляемой группы людей.

Самый простой подход – отталкиваться от тех точек привязки, которые заданы человеку природой на уровне инстинктов и универсальны для всех людей.

Это жажда, голод, чувство безопасности, половое влечение, красота тела, вид неба, моря, солнца, растений и животных, вид детей.

3. Определите ту исходную точку привязки, с которой вы будете связывать вводимую точку привязки.

Желательно, чтобы исходная связываемая точка привязки имела хоть какую-то логическую или ассоциативную связь с вводимой. Для выбора этой исходной точки можно просто обдумать; воспользоваться словарями или специальными компьютерными программами. Можно просто задать поиск вводимого слова на Интернет и посмотреть, в каком контексте оно встречается.

Если нет подходящих оперативных точек привязки, можно воспользоваться одной из высоко заряженных спящих точек, но предварительно потребуется её ввод в оперативную зону.

4. Определите, как будут связываться вводимая и существующая точки привязки.

Для массового потребителя наличие реальной связи не имеет значения. Можно заменить её чисто формальной.

Связывание изображений проводится через простое совмещение, а также по сходству в форме, цвете, ритме, движении и так далее.

Связывание звука – наложением (например, рекламных слов на известную мелодию), похожестью (красиво звучащим словом, рекламной мелодией на известный мотив или более сложным музыкальным сходством).

Связывание слов и понятий – употреблением в контексте, ассоциациями, логическим и псевдо-логическим выводом.

Эффективна и связь – связывание зрительного образа с заряженной звуковой точкой привязки, связывание слова и звука, слова и зрительных образов.

Рассмотрим пример использования этого алгоритма.

Шаг 1. Вводимый товар – пачка сигарет.

Шаг 2. Универсальная высоко заряженная природная точка привязки – женское тело.

Шаг 3. Готовая высокозаряженная точка привязки – знаменитость.

Шаг 4. Связывание по изображению – фотография полуголой женщины.

Результат. Получаем на упаковке сигарет фотографию кинозвезды в купальнике, курящей сигареты данной марки.

Можно ввести в сознание что угодно и как угодно. Это будет определяться только зарядом точки, от которой идёт привязывание, количеством купленных каналов доступа к сознанию и конкуренцией, поскольку появится множество похожих по виду и звуку точек привязки, которые конкуренты заходят ввести в сознание, воспользовавшись ситуацией.

Следует также обратить внимание на неуправляемые точки привязки. Периодически в массовом сознании возникают высоко заряженные точки привязки, которые никем не управляются в силу того, что предыдущего управляющего не стало, а новый по какой-то причине не может или не хочет управлять ими. В таком случае, вместо того, чтобы вводить свои новые точки привязки, можно перехватить управление беспризорными.

Изменение гибкости личности. Связи между точками существуют в пространстве и во времени. В пространстве это в основном логика. Во времени это история.

Введение новых точек привязки, изменение их заряда или удаление замыканием гораздо проще осуществить в прошлом, чем в настоящем. Причинно-следственные связи в прошлом гораздо слабее, их легче заменить, их сложнее проверить практикой. Поэтому стравливать или объединять людей можно, меняя их историю. Улучшать свой имидж или ухудшать имидж конкурента опять-таки проще в истории, чем в настоящем. Также проще делать изменения в будущем, чем в настоящем – логически связи будущего в принципе предсказать очень сложно. В будущем можно обещать золотые горы или создавать страхи, которых нет сейчас. В целом, разрушение логики и уничтожение истории приводит к резкому повышению управляемости сознанием. Надо понимать, что у сознания должна быть определённая гибкость. Если связи слишком жёсткие, раз и навсегда заданные, то это приводит к невозможности развития сознания и к возникновению противоречий и конфликтов там, где их можно избежать всего небольшим изменением. Сильное сознание готово легко менять второстепенное, но твёрдо стоит на основополагающих принципах.

Готовые наборы точек привязки. Вместо того чтобы вводить-выводить точки привязки по отдельности, часто используется метод задания готовых наборов точек привязки. На языке нашего общества это называется стилем. Подчинение стилю и упрощает управление отдельным человеком, и разбивает всех людей на небольшое количество хорошо управляемых групп. Стиль – это полный аналог языческого культа или секты. Человеку не надо рассуждать, он действует согласно заданным правилам или изредка спрашивает совета у жрецов своего культа – в редакции соответствующего журнала. Важным элементом задания стиля является его носитель, модель поведения, модель подражания – поп-знаменитость. Обычно стили строятся вокруг знаменитостей и умирают или изменяются с уходом их со сцены. Надо понимать, что стили используют все каналы доступа к сознанию и задают абсолютно все стороны жизни – внешность, одежду, поведение, общение, ценности, а главное – покупки. Одним из вариантов задания готовых наборов точек привязки является и современное западное TV. Оно – словно определённая ограниченная программа, которая закладывается в сознание студента, чтобы он смог выполнять ограниченный же набор действий. Не случайно и проверка знаний студента ничем не отличается от проверки работоспособности компьютерной программы – данные на входе в виде вопроса, данные на выходе в виде выбора одного из готовых вариантов ответа. Эффективность этого в том, что человека ещё и заставляют платить за этот набор точек привязки. Если мы посмотрим на прайс-листы вузов, то там прямо и указана цена в розницу, цена за курс или кредит. В будущем можно будет брать отдельную плату за каждое понятие. Это раньше образование занималось воспитанием личности, творчества, самостоятельности. Сегодняшний студент – это робот, который платит за каждый кусок программы, который ему позволят загрузить в себя. Для более развитых сознаний, которые не удовольствуются набором стиля от Бритни Спирс, общество использует способ загона в глубокие, но очень узкие пространства точек привязки. Такие люди становятся исключительными специалистами в какой-то области науки, но совершенно не ориентируются в происходящем в целом. Выйдя за пределы своей лаборатории, они мало отличаются от остальных потребителей. И, наконец, вместо смены отдельных зарядов, с которой можно бесконечно спорить, и вместо задания набора, который не все примут, используется общая смена точки отсчёта. Когда человек читает книгу или смотрит фильм, он как бы мысленно становится на точку зрения автора, он непроизвольно восстанавливает ту проекцию, с которой смотрел автор. Если правильно использовать подход присоединения – ведения – изменения, то почти любого человека можно увести в новую точку отсчёта.

Уничтожение способности мыслить. Одним из главных условий полного контроля сознания является уничтожение способности человека создавать свои сетки значений, способности мыслить. Подавление мышления начинается с отсутствия необходимости думать для поддержания ежедневной жизни. Готовые товары в магазинах на любой случай полностью отучают от способности шевелить руками или мозгами. В воздействии через каналы эффективным способом подавления стало постоянное забивание оперативной зоны сознания заведомо высоко заряженными точками привязки – насилием, сексом, грубостью, яркими цветами, громкими резкими звуками, мелькающим, постоянно меняющимся изображением. Ещё один способ – это создание огромного потока информационного шума, в котором человек перестаёт ориентироваться и хватается за наиболее часто повторяемые и наиболее громкие сигналы. Образование сводится к загрузке готовых точек привязки, в основном конкретных фактов и алгоритмов действий, но не обучению способности формировать свои мысли и суждения.

Замена реальных причинно-следственных связей на фиктивные. Следствием контроля сознания является необходимость замены многих причинно-следственных связей между точками привязки на фиктивные. Посмотрите практически на любую рекламу, и вы заметите, что образы пышущих здоровьем и красотой людей или животных не имеют никакого отношения к рекламируемым ими товарам. Два никак не связанных изображения просто совмещены на компьютере. В таких товарах, как сигареты, алкоголь, псевдо-еда из фаст-фуд ресторанов, вид здоровых людей прямо противоречит реальным последствиям от использования этих товаров. Посмотрите на совмещение автомобилей и живописных видов, на обилие зелёного цвета и картинок чистой природы в образах нефтеперерабатывающих корпораций.

Использование концепции деструктивной секты. Несложно определить, в каком направлении будут дальше развиваться бизнес-технологии. Сравнение методов современного маркетинга и приёмов, которые используются в деструктивных религиозных сектах, показывает, что в обоих случаях используются одни и те же подходы. Чем сильнее идеализируются бренды, тем больше совпадают эти методы. Ниже приводятся основные приёмы, которые были выявлены в результате исследования сект. Сопоставьте их с современным учебником маркетинга и сравните с контролем сознания общества, который осуществляет рыночная экономика через СМИ.

Стадии завоевания контроля над сознанием в секте:

Размораживание – дезориентация, доведение до психологической аморфности и хаотического состояния сознания. Шокирование новыми фактами и знаниями.

Изменение – создание и пошаговое навязывание новой идентичности. Логическое объяснение и обучение новым идеям и концепциям.

Замораживание – закрепление новых стереотипов. Отделение от прошлого, новое имя, новый язык клише, новая группа общения.

Использование чувства вины для дезориентации сознания:

ü вина собственной идентичности,

ü социальная вина,

ü историческая вина,

ü ритуальное и публичное признание " грехов".

Условия контроля сознания – сектой и рыночной экономикой:

1. Создание ощущения собственной неполноценности, при одновременном внедрении готовых моделей поведения.

2. Подавление прежнего поведения через вознаграждения и наказания.

3. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.

4. Содержание людей в состоянии неведения и неспособности осознавать происходящее.

5. Контроль времени человека, особенно времени на размышление.

Техники, останавливающие мышление (в секте, на телеканале) следующие:

1. Монотонное пение, бесконечное повторение фраз и слов, скандирование, визуализации, повторяющиеся действия.

2. Уничтожение границ личности через извлечение или внедрение признаний, страхов и секретов.

3. Перегрузка сознания через усвоение массы информации за короткое время с невозможностью критической проверки.

4. Неадекватное питание.

Контроль информации – в секте, в корпорации и в рыночной экономике:

1. Утаивание информации, искажение информации, открытый обман.

2. Максимальное ограничение доступа адептов к некультовым источникам информации; загрузка адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

3. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).

4. Широкое использование созданной в рамках культа пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).

5. Поощрение только мыслей, устанавливаемых лидером.

Контроль поведения в секте. Сравните с контролем поведения поклонников культа – потребителей, и с контролем поведения сотрудников в корпорации.

1. Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).

2. Посвящение значительной части времени индоктринации и групповым ритуалам.

3. Создание необходимости спрашивать разрешение для принятия любых решений.

4. Использование наград и наказаний.

5. Уничтожение индивидуального мышления, замена его групповой мыслью.

6. Установление жестких, детальных правил и предписаний.

7. Требование полной покорности, то есть конформизма.

8. Создание системы виртуального мира.

Полная замена точек привязки сознания на контролируемые бренды как в сознании одного человека, так и в сознании общества, логически ведёт к созданию системы полностью контролируемого виртуального мира.

Первым шагом является объединение всех каналов доступа к сознанию, их интеграция в единую взаимодействующую систему. Один и тот же бренд, одна и та же знаменитость должны присутствовать в каждом канале. Куда бы ни пошёл человек, он должен везде видеть одни и те же образы. Виртуализация мира начинается с комплексной рекламной кампании. Интеграции помогает создание медиа-корпораций, которые владеют не отдельной газетой или телеканалом, а полным набором средств массовой информации, что резко упрощает координацию действий. Посмотрите, что сегодня происходит при выходе на экраны нового кинофильма. Одновременно выходят компакт-диск с музыкой к фильму; компьютерная игра, построенная на персонажах и сюжете фильма; телесериал по сюжету фильма; веб-сайт, посвящённый фильму; книга по тому же сюжету. В магазинах появляются одежда, косметика и аксессуары с брендами из этого фильма, в ресторанах фаст-фуд и в супермаркетах – еда в обёртках с картинками из фильма. О фильме рассказывают одновременно в газетах, журналах, теле- и радионовостях; показывают интервью с создателями и фрагменты из фильма. Рекламные щиты появляются на улицах, в шопинг-центрах и в местах скопления людей, например на стадионах.

Вторым шагом является замыкание отражений внутри виртуального мира. В каналы подаётся только та информация, которая относится к создаваемому виртуальному миру, но отсекается всё, что относится к внешнему миру. Программа новостей рассказывает об отзывах зрителей о телепередаче, которая была посвящена тому, как снимался фильм о съёмках фильма, в котором актёры изображали актёров, которые изображали журналистов в фильме, сюжет которого посвящён жизни спортсменов, в том виде, как её представляют авторы сценария и режиссёры фильма. Эти новости представляют десятую производную от реальных событий или вообще не основаны ни на каких реальных событиях. Как формируются даже те немногие новости из реального мира? Журналист не имеет возможности просто так войти на территорию частной компании или получить информацию о её деятельности. В каждой корпорации есть отдельное подразделение, которое занимается PR. Этот отдел предоставляет журналистам информацию о компании и, естественно, следит за тем, какая это информация и какой образ компании складывается у журналиста, зрителя и читателя. Шестьдесят шесть процентов всей газетной и журнальной площади – прямая открытая реклама. Каждые восемь из 30 минут вещания по ТВ – рекламные ролики. Стоимость появления товара-бренда в голливудском фильме – от 10 тысяч долларов. За то, чтобы персонаж подержал этот товар в руках, – от 30 тысяч долларов. За фразу с упоминанием товара – по договору в зависимости от фразы. Третьим шагом является введение самого человека в виртуальный мир как участника. Сначала человек думает только на темы того, что было показано по телевизору. Знаменитости, которых он никогда не видел, становятся для него самыми близкими людьми. Они ужинают вместе с ним. Он знает обо всех событиях и обо всех скандалах в их жизни, завидует их гонорарам (которые сам и оплачивает). Он обсуждает виртуальные события со своими коллегами, соседями и родственниками.

Следующий этап более активный – это покупка акций того или иного бренда виртуального мира. Человек начинает чувствовать финансовую связь между собой и брендом, у него появляется сильный интерес, а не просто любопытство. События в виртуальном мире прямо отражаются на его материальной жизни. Наконец, в последние десять лет виртуальный мир дал возможность любому стать прямым участником событий, возможность буквально войти в этот мир через компьютерные игры. Человек слился с одним из заранее приготовленных персонажей. Четвёртым шагом – или первым – является введение человека в виртуальный мир с момента его рождения. Хорошие маркетинговые агентства сегодня работают по стратегии cradle-to-grave («от колыбели до могилы»). С самого юного возраста по детскому сознанию ведётся реклама не только детских товаров вроде конфеток и игрушек, но и взрослых товаров. Расчёт на то, что в детской памяти отложатся взрослые бренды, и когда ребёнок вырастет, он уже будет запрограммирован на определённые корпорации и будет покупать именно их товары, связанные с подсознательными детскими ощущениями. Профессионалы маркетинга говорят, что в 18 лет с подростком уже поздно работать – к тому времени другие бренды уже захватили его сознание.

Хождения по кругу. Особенности всех виртуальных миров – их примитивная зацикленность, бесконечное вождение сознания по мало изменяющемуся кругу. В восточных религиях это перебирание чёток, в средневековье – бесконечное повторение одних и тех же молитв. У высшего европейского света – бесконечная игра с 36 картинками со своими изображениями или в буквальном смысле катание шарика по кругу. В современном обществе это бесконечные спортивные соревнования вроде однотипных баскетбольных, бейсбольных или хоккейных матчей, которые повторяются с очень небольшими вариациями каждый день, по 3-4 часа. Это годами идущие телесериалы, это новости о бирже – акция пошла вверх, акция пошла вниз, акция пошла вверх, акция пошла вниз. Это мода, возвращающаяся от больших пуговиц к маленьким, от узких носков к широким, и каждый раз с диким восторгом. Это компьютерные игры, в которых раб монитора сотни раз нажимает одну и ту же последовательность кнопок, стремясь нажать чуть быстрее, чем в предыдущий раз. Для управляющего зацикленность очень удобна, поскольку она не требует затрат и не ведёт к возникновению противоречий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.038 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал