Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изъяснение молитвы о мире
Знаменовав (миро), архиерей нисходит, преклоняет голову и читает первую молитву Господи милосердия и Отче светов. Видишь ли теперь, что елей есть символ милости Божией? А всё другое, что входит в состав мира, служит образом Божественных Даров. Но вот оно и действительно приемлет самую благодать Духа, ибо архиерей воспоминает Того, от Кого нисходит всяко даяние благо и всяк дар совершен (говоря Ему): «Ты даровал сие миро и в законе, и пророкам, и апостолам Твоим. Ниспосли на него Духа Твоего Святого и сотвори его помазанием царственным, даром духовным, освятительным для душ и телес». Вот поистине освящаемое миро: оно подаёт освящение Духа. Вот елей радования, который весьма выразительно называется елеем, как дар милости Божией, предпосланный ещё в законе. Вот чего прообразом было миро подзаконное и что в полном свете явилось в Завете Новом. Видишь ли, насколько более явственным предстаёт миро в благодати, когда обильно преподается нам дар Святого Духа? В законе помазуемы были священники и первосвященники, пророки и цари. И они подлинно воспринимали начаток Духа, как Моисей и семьдесят мужей, которые приняли от Духа, бывшего на нем; как Аарон и Самуил, и Давид, принявший Духа через помазание после того, как Саул, приняв помазание, согрешил; и другие, следовавшие за ними. «Имже, – говорит архиерей, – помазал Ты и самих апостолов Твоих». Видишь ли теперь, что сошествие Духа на них было для них святым помазанием? И всех, которые до дня сего возрождены бъши банею пакибытия от преемственно следовавших друг за другом епископов и пресвитеров. Вот, не первосвященники только, священники, пророки и цари приняли Божественное Миро, но и все, крестившиеся во Христа и сделавшиеся «помазанными Господними». Потому все верные (если только хранят себя во святыне) обладают благодаря этому помазанию силой и пророчествать, и совершать исцеления, и изобилуют многими другими дарованиями Божественного Духа. «Ей, Господи Боже Вседержителю, освяти с наитием покланяемого и Святого Твоего Духа», – опять архиерей молится о наитии Всесвятого Духа, ибо всё бывает в нас от Отца Словом во Святом Духе. И как «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6), – ибо они совершены были тем же Духом, – так точно бывает и в отношении ко всякому дару, который подаётся от Отца Словом во Святом Духе, особенно после домостроительства спасения нашего, совершенного Богом Словом. Отец являет Свое благоволение, Сын действует Своей силой, а Дух Святой совершает. «Одежду нетления, – молится архиерей, – и печать священносовершительную, напечатлевающую, на приемлющих Божественную баню Твою, святое имя Твое и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа». «Одежду нетления» – так как Дух животворящ и дарует бессмертие. «Печать священносовершительную» – так как Он дарует нам благодать и имя Святой Троицы, поскольку мы священносовершаемся в Троице. «Да будут они ведомы пред Тобою», – то есть, знаемы Тебе, Богу. О дар Божественного мира! О величайшая благодать! О какого дара лишается тот, кто не получает этого дарования! «Пристными, – продолжает священник, – и сожителями, рабами Твоими и чадами». То есть: благодаря приятию мира благочестивые делаются присными и истинными рабами Богу. Подлинно, величайший дар! «Но и освященными, – говорит, – душой и телом». Вот – делает их святыми и безгрешными. Ибо прибавляет: «Свободными от всякой злобы и очищенными от всякого греха облечением в одежду нетления». Этим внушается, что миро преподается тотчас после бани пакибытия, т. е. крещения. Обрати внимание и на другой величайший дар. «Да по сему святому знамению Твоему, – говорит, – познаваемы будут от святых Ангелов, Архангелов и всех Пренебесных Сил». Этим выражается, что через миро мы делаемся подобными Ангелам и через него мы ведомы им. Таким образом, выходит, что не помазанные миром не ведомы (как свои) ни Богу, ни Ангелам. Поскольку они – не запечатленные, постольку и не назнаменованы для Христа. Примет христианин и ещё великий дар. «И страшными, – говорит, – для всех лукавых и нечистых демонов». Отсюда явствует, что назнаменованные божественным миром для демонов страшны. О величайшая благодать Божия! Смотри далее, как мы, верные делаемся через Божественное миро чем-то новым. «Да будут Тебе, род избранный, царское священство, народ святой», – те, которые запечатлены сим пречистым миром Твоим. Таким образом, через сие мы приемлем на себя печать Святой Троицы; а тот, кто не помазан сим божественным миром, не имеет такой печати. Но какой ещё величайший дар даёт нам эта молитва, которую я изложил всю, чтобы мы узнали дары, подаваемые через миро? «И имели, – говорит, – Христа Твоего в сердцах своих, (освящаясь в) жилище Тебе, Богу и Отцу, во Святом Духе». Вот: через него и Христос – в сердцах наших, и мы соделываемся жилищем и храмом Бога Отца, и Сына Его Иисуса Христа, и Святого Духа. Таким образом, миром сим довершается крещение, и мы делаемся через него храмами Троицы. Поэтому оно преподаётся после крещения и низводит на нас Духа, что явил и Спаситель, когда крестился в Иордане. Через посредство этого же мира мы делаемся духовными и облагодатствованными, и запечатленными печатью Божественной Троицы, так как мы освящаемся, очищаемся и возрождаемся в святой воде Её именем, а через миро приемлем Её печать и дары. И как некрещёный остаётся нечистым и не возрождается в жизнь вечную, так не помазанный после крещения не имеет печати и знамения Святой Троицы, не приемлет и благодати Духа. Ибо Божественные Таинства взаимно связываются друг с другом; и как нераздельна Троица, так нераздельны и дары Ее. Итак, совершив эту молитву, патриарх возглашает в заключение: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши», – принося благодарение, соответствующее Таинству, так как миро является миром освятительным и предназначается для освящения и даяния даров Всесвятого Духа. Потом патриарх говорит: «Мир всем». И это сообразно, потому что Дух есть истинный и щедродательный податель мира. Когда диакон скажет: «Главы наша Господеви приклоним» – патриарх преклоняет главу (ибо надобно повергаться пред столь великими дарами и благодарить Бога) и присовокупляет другую молитву: «Тебе, Богу всяческих и Царю, выю сердца с благодарением преклонили мы». Это надобно делать благодарным рабам – для чего? «Да сподобишь нас, недостойных, быть служителями сих Божественных Твоих Тайн». Поистине, величайшим даром является то, что людей земных и телесных явил Он служителями Небесных (Тайн). «И возвещать милость Твою, которую на нас обильно излиял Ты». Вот и опять научает, для чего освящается елей, именно – во образ Божественной милости. Излиять ради Духа, Которого через Иоиля обетовал излиять на всяку плоть. «Молимся, – говорит, – (да сподобимся) приять от Тебя освящение, как миро, сходящее на главу». Вот и главнейшая сила мира: «Освящение». «Поелику Миро излиянное – имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, Которым облагоухается весь мир, как видимый, так и невидимый», – говорит архиерей, из Песни Песней принося молитвенное пение Небесному, прекрасному и благоуханнейшему Жениху душ. Потом, подняв главу, возглашает: «Яко подобает Тебе всякое поклонение, Отцу Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки». То есть: Ты един поклоняем и никто другой; Ты всех освящаешь, и от всех Тебе подобает поклонение. 42. О том, что миро принимают все верные, а рукоположение – исключительно архиереи и священники Когда это сделано и произнесено, миро является уже освященным на священной трапезе. И всякий крещаемый помазывается им и, знаменуясь, освящается. И самые святые престолы вместе с храмами, будучи помазаны им, освящаются и исполняются славы Божией и освящения. И цари, помазуясь вторично, делаются помазанниками Господними и являются вождями благочестивых. А архиереи и священники – одни только – посвящаются через рукоположение. Его не получают ни царь, ни инок. Это особенная благодать и (дело) вседеятельной силы, воссозидающей и освящающей все. Однако же, если вникнешь в дело, найдешь, что и рукоположения совершаются не без мира. Клирик: – То, что сказал ты, владыка, мы усвоили тщательно и преисполнены веселья. И благодарение Богу, творящему всё это ради нас! Объясни же нам и прочее. И прежде всего проясни то, что сказал ты теперь: каким образом и рукоположения совершаются не без Таинства мира?
|