Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 7. Нормативно-правовое обеспечение образования ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Современная нормативно-правовая база развития образования в России (Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные стандарты и др.). Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная конвенция о правах ребенка. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Понятие и правовое регламентирование социального партнерства. Понятие и содержание трудового договора. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная:
1. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 c. 2. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Маркетинг в образовании: учеб. пособие: Допущено УМО. — М.: Академия, 2013. - 208 c. 3. Васильева З. И., Седова Н. В., Буторина Т. С. и др. История педагогики и образования / Под ред. З. И. Васильевой. Учебник: Допущено УМО- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с. 4. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методы и методология психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие: Рекомендовано УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 c., 5. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика. Учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 c. 6. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие. — М.: Академия, 2013. - 336 c. 7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М.: Юрайт, 2013. - 740 с. 8. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 c. 9. Мижериков В.А. Управление общеобразовательным учреждением: словарь-справочник: учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Академия, 2013. — 384 c. 10.П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус и др. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 544 с. 11.Попов В. А. История педагогики и образования / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Допущено УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 c. 12.Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. Дружинина. 2-е издание. – СПб.; Питер. 2009. 13.Савенков А.И. Педагогическая психология. В двух томах. – М.: Academia, 2009. 416 с. 14.Селиванов В. С.Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластёнина. Учеб. пособие: Рекомендовано Минобразованием России - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 c. 15.Сериков В. В. Обучение е как вид педагогической деятельности / Под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. Учеб. пособие: Рекомендовано УМО - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 c., 16.Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России / Под ред. Т.И.Шамовой. — М.: Академия, 2013. — 384 c.
Дополнительная: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496с. 2. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки // Избранные педагогические труды: В 2-х т./ А.А.Бодалев и др.Т1. - М.: Педагогика, 1980. – 288с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. – 400 с. 4. Болонский процесс: середина пути/ Под науч. Ред. В.И. Байденко. – М.: Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалистов: Рос. Нов. Ун-т, 2005. – 379с. 5. Брунер Дж. Культура образования. –М. 2006. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружинин. 2 издание. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. 8. Дружини В.Н. Психология общих способностей. –СПб.; Питер. 1999. 356 с. 9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 420с. 10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. – 544с. 11. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов/ А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 216с. 12. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 5 издание. – М.: Ось - 89, 2003. – 48с. 13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2001. – 314с. 14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. 320 с. 15. Крайг Г. Психология развития./ Г.Крайг.- СПб.: Питер, 2000 – 780 с. 16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 352 с. 17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев.- М.: Просвещение, 1979. – 248 с. 18. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова – М.: Просвещение, 1990. – 205 с. 19. Маркова А.Н. Психология труда учителя: Книга для учителя/ А.К.Маркова – М.: Просвещение, 1993. – 312 с. 20. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)./Л.М.Митина.- М.: " Дело", 1994. - 324 с. 21. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В.Мудрик. – М.: Academia, 1999. – 260с. 22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с. 23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. – 367 с. 24. Парамонова Л.А., Протасов Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасов. – М.: Academia, 2001. – 240с. 25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. – СПб.: Союз, 1997. – 256 с. 26. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – М., 1977. 27. Реан А.А. Социальная педагогическая психология./ А.А.Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999 г. – 299 с. 28. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. 440 с. 29. Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008. – 120с. 30. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр./ Д.И.Фельдштейн. - М.: МПА, 1995. - 368 с. 31. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. – 344 с. 32. Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. – 2 издание, перераб. и доп.– Спб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с. Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (1-ый вопрос) 1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Основные отрасли педагогики. Педагогическая наука и образовательная практика. 2. Теоретические основы управления образовательными системами. Практика управления системой образования. 3. Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогике. 4. Происхождение эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики. 5. Системообразующие факторы педагогической системы. 6. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования. 7. Сущность процесса обучения. Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса. 8. Проблема структурирования содержания образования. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. 9. Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения (организации). 10. Дифференциация и индивидуализация обучения. Виды, формы, уровни дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения. 11. Информация в управлении образовательными учреждениями. 12. Методы обучения, классификация методов обучения. 13. Целеполагание и планирование как функция управления педагогической системой. 14. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения. 15. Новые информационные технологии в образовании. 16. Руководитель образовательного учреждения в системе управления. 17. Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания. 18. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания. 19. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях. 20. Образовательное учреждение как объект управления. Стили руководства в образовании. 21. Методы воспитания. Классификация методов воспитания. 22. Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды. 23. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности. 24. Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде. 25. Выбор профессии и проблемы становления профессиональной идентичности. 26. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания. 27. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности. 28. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности. 29. Образовательная среда как фактор развития личности. Основные теоретические модели образовательной среды. 30. Педагогический мониторинг качества образования: понятие, цель, субъекты, объекты педагогического мониторинга. Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (2-ой вопрос) 1. Сущность управления системой образования. 2. Понятие управления и педагогического менеджмента. 3. Характер управления системой российского образования. 4. Основные функции педагогического управления. 5. Школа как педагогическая система и объект управления. 6. Органы управления образованием. 7. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления образованием. 8. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. 9. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. 10. Общественно-государственные формы партнерства в сфере образования. 11. Повышение квалификации и аттестация работников школы. 12. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. 13. Педагогическое самообразование учителя. 14. Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ. 15. Моделирование ситуации и разработка управленческих решений. 16. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. 17. Риски в менеджменте. 18. Управление развитием. 19. Факторы эффективности менеджмента. 20. Подбор персонала и профориентация. 21. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 22. Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры. 23. Оценка эффективности системы управления персоналом. 24. Понятие качества образования. 25. Понятие о системах оценки качества образования. 26. Образовательные стандарты нового поколения. 27. Оценка условий и результатов обучения в образовательных учреждениях. 28. Социальный заказ. 29. Изучение потребительной оценки качества образования. 30. Организация системы управления качеством образования на уровне образовательного учреждения (организации). 31. Этика деловых отношений. 32. Конфликты в организации и способы их разрешения. 33. Мотивация трудовой деятельности.
Тематика рефератов по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» По профилю программы «Менеджмент в образовании» 1. Предмет, задачи, источники и функции управления образовательными системами. 2. Содержание, методы и принципы менеджмента в образовании. 3. Элементы педагогического менеджмента как системы. 4. Структура управленческого решения и способы его принятия. 5. Компетенция государственных органов управления образованием. 6. Правовые основы создания и лицензирования образовательных организаций. 7. Личностная культура руководителя образовательного учреждения (организации). 8. Принципы управления образовательными системами. 9. Роль аттестации в повышении профессиональной и общей культуры педагогов и руководителей образовательных организаций. 10. Процессный и системный подходы в менеджменте образовательных организаций. 11. Инновации во внутришкольном управлении. 12. Управленческая культура руководителя образовательной организации. 13. Сущность и структура управленческого общения. 14. Сущность и характеристика основных методов управления образовательными системами. 15. Функции и этапы Паблик Рилейшнз (связи с общественностью), применимые к сфере образования. 16. Роль информации в системе управления школой и требования к ней. 17. Структура и принципы самоуправления в современной школе. 18. Психологический климат в педагогическом коллективе. 19. Целеполагание и планирование работы образовательной организации. 20. Функции и задачи маркетинговой службы в образовательной организации. 21. Организационная структура внутришкольного управления. 22. Организационная структура образовательного учреждения. 23. Исследовательский и программно-целевой подходы к аттестации и повышению квалификации педагогических работников. 24. Организационная структура внутришкольного управления. 25. Организационная культура и организационные ценности школы. 26. Сущность и организация контроля в управленческой деятельности. 27. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ. 28. Управление образовательными системами как отрасль научного знания. По профилю программы «Управление качеством образования» 1. Научно-методологические подходы к проблеме управления качеством образования. 2. Взаимоотношения классного руководителя и администрации как фактор эффективности управления качеством учебно-воспитательного процесса в школе. 3. Психолого-педагогические особенности взаимодействия педагогов в процессе организационно-управленческой деятельности. 4. Управление качеством взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. 5. Современные методики и технологии оценки качества учебно-воспитательного процесса в школе. 6. Концептуальные подходы к организации современного управления в школе. 7. Формы и методы работы классного руководителя по повышению качества воспитательной работы с учащимися. 8. Развитие организационно-управленческих способностей педагогического коллектива школы. 9. Роль внеклассных мероприятий в развитии организационно-управленческих способностей педагога. 10. Методы и приемы мониторинга качества учебно-воспитательного процесса в школе. 11. Функции и содержание организационно-управленческой деятельности классного руководителя. 12. Функции и содержание организационно-управленческой деятельности учителя-предметника. 13. Функции и содержание организационно-управленческой деятельности администрации школы. 14. Модернизация процесса управления качеством образования в России. 15. Развитие организационно-управленческой культуры учителя. 16. Развитие организационно-управленческой культуры администрации школы. 17. Повышение качества подготовки педагогических кадров как условие эффективности управления образовательным процессом. 18. Взаимодействие педагогов в процессе организационно-управленческой деятельности. 19. Управление качеством нормативно-правовой базы образовательного процесса. 20. Управление качеством мотивации педагогического коллектива школы. 21. Педагогические условия эффективности управления образовательным процессом в школе. 22. Концептуальные подходы к организации современного управления в школе. По профилю программы «Управление дополнительным образованием» 1. Современная система дополнительного образования в Российской Федерации. 2. История развития системы дополнительного образования в России. 3. Современные педагогические технологии дополнительного образования. 4. Нормативно-правовая база дополнительного образования в Российской Федерации. 5. Организация дополнительного образования детей в школе. 6. Роль дополнительного образования в системе российского образования. 7. Методическое обеспечение дополнительного образования детей. 8. Организационно-педагогическое обеспечение дополнительного образования как условие адекватности его функционирования. 9. Дополнительное образование как многоуровневая система в современном образовании России. 10. Кадровое обеспечение дополнительного образования детей. 11. Система внешкольного образования в России. 12. Дополнительное образование в исторической ретроспективе развития педагогической науки. 13. Психолого-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного образования. 14. Социальная защита ребенка в системе дополнительного образования. 15. Кадровое обеспечение системы дополнительного образования. 16. Личностное самоопределение ребенка в условиях системы дополнительного образования. 17. Творческое развитие ребенка в системе дополнительного образования. 18. Аттестация и аккредитация учреждения дополнительного образования детей. 19. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования. 20. Лицензирование учреждения дополнительного образования детей 21. Система профессионального дополнительного образования. 22. Управление качеством дополнительного образования в теории менеджмента. 23. Подходы к пониманию качества дополнительного образования. 24. От внешкольного воспитания к дополнительному образованию в России. 25. Учреждения дополнительного образования детей и их характеристика 26. Дополнительное образование за рубежом. 27. Выдающиеся организаторы внешкольного и дополнительного образования в России. 28. Подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей.
|