Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№
п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
Всего компетенций
| | Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Семестр 3
| |
| Раздел 1 (Модуль 1)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1
|
|
|
|
| сообщение
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК-4
| ПК-1
|
|
|
| Тема 2
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК-4
|
| ПК-9
| ПК-14
|
| Раздел 2 (Модуль 2)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК-4
| ПК-14
| ПК-24
|
|
| Тема 4.
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК-4
| ПК-1-3
| ПК-5
| ПК-6
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Семинары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3-4
| ОК-5-6
| ПК-5-6
| ПК-7
| ПК-9
|
| Тема 2.
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК-4
| ПК-1-3
| ПК-5
| ПК- 12
|
| Тема 3.
|
|
|
|
|
| ПК--6
| ПК-5
| ПК-7
| ПК- 4
| ПК-9
|
|
|
| Тема 4.
|
|
|
|
|
| ПК-9
|
| ПК-14
| ПК-18
| ПК-19
| ПК-20
| ПК-21
|
| Тема 5.
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК-4
| ПК-1-3
| ПК-5
| ПК-22
|
| Тема 6.
|
|
|
|
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| ОК--4
| ПК-4
| ПК-5
| ПК-6
|
| Тема 7.
|
|
|
|
| Доклад-презентация
| ОК-1-4
| ПК-5
|
| ПК-18
| ПК-24
| ПК-23
|
|
| Тема 8
|
|
|
|
| презентация
| ОК-1-4
| ПК-5
|
| ПК-18
| ПК-24
|
|
|
| Подготовка реферата
|
|
|
|
| Текст реферата
| ОК-1-4
| ПК-1
| ПК-2
| ПК-3
| Лк-5
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – зачет
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Содержание дисциплины
5.1. Темы дисциплины «Проектная деятельность музея в области историко-культурного наследия»
№
п/п
| Темы лекций
|
| Раздел 1. (Модуль 1) (4 часа)
| 1.
| Тема 1. Предмет и задачи курса. Определение понятий и содержания
(2 часа).
В процессе лекции определяются предмет и задачи курса. Определяется актуальность использования проектных технологий в музейной деятельности.
| 2.
| Тема 2. Музей как социокультурный институт (2 часа)
Дается понятие о социокультурной направленности деятельности музея. Значении деятельности музея в развитии образовательного, культурного, научного пространства среды
|
| Раздел 2. Модуль 2 (4 часа)
| 3.
| Тема 3. Проектный подход в музейной деятельности и его особенности
(2 часа)
Дается представление о проекте как инновационной форме организации музейной деятельности. Определяются особенности этого явления и причины его появления.
| 4.
| Тема 4. Типология музейных проектов (2 часа)
Дается представление о типологии музейных проектов, их особенностях в реализации. Определяются источники финансирования проектной деятельности музея.
|
| итого: 8 часов
|
| Темы семинарских занятий
| | 1.
| Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях (2 часа)
1. Направления научно - исследовательской работы в музее
2. Организация научно-исследовательской работы в музее
Литература:
Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 1996. – 17 с
Мастеница Е.Н. Интердисциплинарность музееведения и её отражение в концепции музееведческого образования//Музейное образование. История современные концепции. СБ. материалов Всеросс. Научно-практ.конф., 18-19 апреля 2002 г./ СПб.гос.университет культуры и искусств.-СПб,.2004.С.41-46.
Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с.
Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. - №4. -С. 5-13.
Гречухина Л.А. Организационно-педагогические условия создания ситуации успеха. Дис. канд. пед. наук. – С-Петербург, 2002, 190 с.
Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере. Дис. канд. пед. наук. – Омск, 2000.
Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества вузе. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 1996. – 17 с
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и системы повыш. Квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Миоисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.А. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Сердюкова Н.С. Организационно-педагогические условия формирования исследовательско-творческой культуры учителя. Автореф. Дисс. на соискание уч. степ. Канд. пед. наук. Белгород, 200. – 18 с.
| | 2.
| Типология музейных проектов, реализация их в современной практике
(5 часов)
1. Трансмузейный проект
2. Интермузейный проект
3. Музей как проект
4. Проект в музее
5. Экспонат как проект
Литература:
Хрусталёва М.А. Из истории проектирования музейных зданий// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 207-233.
Щербакова А.А. Из истории музейного проектирования в России// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 234-253.
Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318.
Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост.: A.B. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-С. 82.
Лебедев А. Музейное проектирование//ПостНаука Видео.URL: https://postnauka.ru/video/13742
Лебедев А. Музейное проектирование или Музеология- что это такое? // Блог начинающего музейщика URL: https://blog.muzeino.ru/muzeynoe-proektirovanie-ili-muzeologiya-chto-eto-takoe/
Лебедев, А. В. О природе музейного проектирования // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 11-24.
Лебедев, А. В. Музей на рынке свободного времени [Интервью] // Мир музея. — 2006. — N 11.
Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., М. 2012. — 176 с.
| |
3.
| Источники финансирования музейных проектов (2 часа)
1. Бюджетные средства организаций – музеев;
2. Средства Благотворительных фондов
3. Иные источники
Литература:
Откуда взять деньги? // Музей будущего/ URL: https://www.future.museum.ru/part05/default.htm
Копелянская Н.Г. Музейные конкурсы: от фабрики «звезд» к эре «Звездных войн» // Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 118 -140.
Лебедев, А. В. Музей на рынке свободного времени [Интервью] // Мир музея. — 2006. — N 11.
Музей и его партнёры. Сб.тр.твор. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела /Сост.И.М.Косова.Вып.5.М., 2004
Соколов А. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. - №4. -С. 5-13.
Управление музеем: практическое руководство ЮНЕСКО / Под ред. Патрика Дж. Бойлана. Париж: ЮНЕСКО, 2004.
Закон № 83-ФЗ, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, вступил в силу еще 1 января 2011 года, но предполагал переходный период до 1 июля 2012 года.
РИА Новости https://ria.ru/culture/20120307/586584403.html#ixzz35AfDoKud
| | 4.
| Менеджмент организационных структур в культурном секторе (2 часа)
1. Проектный менеджмент
Литература:
Андреев С.Н.Маркетинг некоммерческих субъектов.-М.: Финпресс, 2002.-141 с.
Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318.
Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2001.-170 с
Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие/составитель В.Ю.Дукельский, С.Кози, Н.Никишин, С.Фокс. М.: 2001
Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. A.В.Лебедев. М., 2001; То же Электронный ресурс. URL: https://www.ict.edu.ru/ft/003571//index.html (
Никишин H.A., Лебедев A.B. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. A.B. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 22.
Управление музеями XXI веке издат- во Государственного Эрмитажа., СПб, 2005.- 111 с.
Артамонов А.А. Проектный семинар: технология или искусство? Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 98-117.
| | 5.
| Нормативно-правовые акты: проектная деятельность музея (2 часа)
1. Законодательные акты РФ
2. Постановления правительства
Литература:
Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ " О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2005 года №740 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.2007 №373, от 29.12.2007 №971, от 14.01.2009 №23) " О федеральной целевой программе «Культура России (2006 2010 годы)» < #" justify" > Научная литература:
Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318.
| | 6.
| Проектирования музейных экспозиций и выставок (3 часа)
Вопросы:
1. Проектирование музейных экспозиций во 2-ой пол XIX – 80- е гг. XX в.
2. Новые методы проектирования музейных экспозиций в 80-е – 90-е гг. XXв.
3. Современная музейно-экспозиционная деятельность музеев.
4. Музейная выставка: истории и современность
Литература:
Дукельский В.Ю. Проектирование музейной экспозиции// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 58-76.
Дукельский В.Ю. Проектирование корпоративных музеев// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 143-166.
Криворученко В. К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №6 - История.
Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев// Труды ГИМ.- М., 2006.- 256с.
Е. Добробабенко, Н. Добробабенко “Выставка “под ключ”, 2007.
Прокудин В.А. " Выставочная деятельность в России и за рубежом", М., 2005.
Шарков Ф.И. " Выставочный коммуникационный менеджмент (управление выставочными коммуникациями)" / М.: Альфа-Пресс, 2006, с. 193-195.
" Современный музей в контексте межкультурной коммуникации". Материалы всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в г. Астрахани в 2010 г. март 2012 г. Москва, ГЦМСИР.
Сенюкова Н.Л. Основы проектирования музейных экспозиций//Рабочая программа/ Вестник Томского государственного университета/История 2010/-№ 2(10).С.85-90.
Музейные экспозиции и выставки// Музейное дело России. М.: ВК, 2003.-С.05-362.
Музейная экспозиции: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: Сб. науч. ст./Отв. Ред.-сост. М.Т.Майстровская.М., 1997.-368с.: ил.
| | 8.
| Разработка и реализация музейного проекта (6 часов)
(проект по выбору студента)
Литература:
Титова Е.В. Музей будущего: инструкция по сборке//Справочник руководителя Учреждения культуры. 2014 № 5 URL: https://www.cultmanager.ru/magazine/archive/139/3280/
Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» — 2 / Росс. ин-т культурологии. — М., 2003. 456 с. U https://nashaucheba.ru/v14347/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%82.%D0%BF._%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_-_2RL
Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / Рос. Ин-т культурологии М-ва культуры РФ; отв. Ред В.Ю.Дукельский.- М., 2010.- 199 с.
Щербакова А.А. Из истории музейного проектирования в России// Музейное проектирование. — М., 2009. — С. 234-253.
Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М., 2008
Юхневич М. Ю. Музейный путеводитель: как это делается в России (тезисы) // Сборник статей «Игра-путешествие “Я иду искать” — партнерский проект петербургских музеев». СПб, 2007. С. 29-31.
Апфельбаум С. М. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - №2. - С. 1318.
| |
| Итого: семинаров - 25 часов
| |
| Всего: 33 часа
| |
|