![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многонаправленным
<...> Процессы, меняющие человеческое поведение и подпадающие под общую рубрику «Развитие», могут происходить на любом отрезке жизненного пути — от рождения до смерти. Более того, можно проследить отчетливые траектории таких изменений, относящихся к развитию. Развитие на протяжении всей жизни. Понятие всевозрастного развития имеет два аспекта. Во-первых, оно включает в себя общую идею о том, что развитие присуще всей человеческой жизни. Во-вторых, такое развитие может включать в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни. Взятое в целом, всевозрастное развитие есть система разнообразных вариантов изменений, отличающихся, например, по временным показателям (возникновение, продолжительность, окончание), направленности и последовательности. Один из способов понять, что такое всевозрастное развитие, — это представить себе множество возможностей и требований, с которыми человек сталкивается на протяжении своей жизни. Для уточнения особенностей системы разновозрастных требований и возможностей полезно воспользоваться сформулированным Хэвайюрстом понятием «задач развития». Задачи развития включают группы проблем, требований и жизненных ситуаций, порождаемых биологическим развитием, социальными ожиданиями и собственными действиями человека. Эти проблемы «меняются в ходе жизни и придают направление, силу и наполнение... развитию». Таким образом, различные кривые развития, образующиеся в ходе жизни, могут быть интерпретированы как отражения ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза различных задач развития. Некоторые из них сильно коррелируют с возрастом. Однако, как будет показано ниже, такие задачи развития возникают также и под влиянием определенных исторических и индивидуальных обстоятельств. Многомерность и многонаправленностъ. Термины «многомерность» и «многонаправленность» — одни из ключевых для исследователей, использующих их при описании форм многообразия в ходе развития и при выработке представлений о развитии — процессе, не сводящемся только к росту, понимаемому как общее увеличение объема и повышение эффективности функционирования. Полезность понятий многомерности и многонаправленнос-ти развития может быть проиллюстрирована исследованиями по психометрике интеллекта. Хорошим примером является психометрическая теория «подвижного» и «кристаллизованного» интеллекта, предложенная Кеттелем и Хорном. Согласно этой теории, интеллект состоит из нескольких компонентов, два из которых — «подвижный» и «кристаллизованный» -представляют собой наиболее важные группы интеллектуальных способностей. Эти различные группы умственных способностей и являются примером многомерности развития. Кроме того, предполагается, что данные многомерные компоненты различаются и по направленности своего развития. «Подвижный» интеллект начинает отклоняться в сторону понижения (упадка) с какого-то момента в период взрослости, в то время как «кристаллизованный» продолжает развиваться и функционировать по нарастающей. Это может служить примером мно-гонаправленности развития. Теоретический подход Кеттела — Хорна к интеллектуальному развитию был дополнен в других концепциях, каждая из которых также подразумевала возможность многомерных и многонаправленных изменений. Например, Berg, Stemberg проанализировали умственное развитие на протяжении всей жизни человека в свете трехкомпонентной теории интеллекта Stemberg. Они подчеркивали, что возрастные траектории развития трех компонентов интеллекта, выделенных в этой теории (координирующего, контекстного, эмпирического), могут отличаться по направленности. Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 441 В наших работах по всевозрастному интеллектуальному развитию также использовалась модель Кеттела — Хорна, увязанная с исследованиями, проводимыми^ когнитивной психологии. Были выделены две разновидности функционирования интеллекта: «подвижный» операционно-динамический интеллект и «кристаллизованный» предметно-содержательный интеллект1. Операционно-динамический интеллект связан с ба-зальной организацией переработки информации и решения задач. Он имеет дело с основными познавательными операциями и когнитивными структурами, осуществляющими такие функции, как установление отношений и классификация. Предметно-содержательный интеллект связан с функционированием операционно-динамического интеллекта в контексте определенных знаний и жизненных ситуаций. Одной из наших целей был анализ внутри предметно-содержательного интеллекта: а) общих систем фактического и процедурного знания, таких как «кристаллизованный» интеллект; б) специализированных систем фактического и процедурного знания (например, профессиональное мастерство); в) знания об особенностях деятельности, т. е. о способах активации ин- • теллекта в определенных условиях, требующих разумных дей-; ствий. Рассмотрение прагматики интеллекта требует (как и [.-при выделении Sternberg контекстного и эмпирического компонентов интеллекта) развернутого анализа изменяющейся структуры и функционирования систем знания на протяжении все- Гго жизненного пути данного человека. Новые формы интеллекта во взрослом возрасте и в старости. Что можно сказать о возникновении новых форм интеллекта в поздние периоды жизни? Одно дело — утверждать в • принципе, что на поздних этапах жизненного пути могут воз-Рникнуть новообразования, относительно мало связанные с более ранними процессами, и совсем другое — экспериментально показать существование таких поздних новообразований в психическом развитии. Используемый во всевозрастном подходе классический пример поздневозрастного новообразования — это В оригинале — mechanics and pragmatics of intellijence. Буквальный перевод этих терминов на русский язык исказил бы их смысл.— Прим. пер. . ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза возникновение процесса дальней реминисценции и пересмотра собственной жизни. Было показано, что феномен реконструирования и ревизии своей жизни впервые возникает на поздних этапах. Другим примером подобного новообразования может служить явление автобиографической памяти. По отношению к интеллектуальному развитию, однако, открытым остается вопрос, приносят ли с собой взрослость и старость новые виды направленности и функционирования или в их основе лежат различные количественные (но не качественные) вариации функций, берущих начало в более ранних возрастных периодах. С одной стороны, существуют когнитивно-структурные доводы Флейвелла и Пиаже, говорящие скорее в пользу горизонтального сдвига, чем о дальнейшей структурной эволюции и трансформация. Эти авторы считают, что основные когнитивные операции окончательно складываются в ранней взрослости. В дальнейшем, по их мнению, меняется только содержание и области, в которых эти когнитивные структуры используются. С другой стороны, ведутся очень интенсивные исследовательские работы, направленные на поиск качественно или структурно новых форм интеллекта взрослого человека. Работы по диалектическим и постформальным операциям являются хорошим примером этих усилий. Данная линия исследований была во многом стимулирована (если не начата) Riegel, высказавшим предположения о возможности пятой стадии познавательного развития. Другие работы по интеллектуальному развитию взрослого человека берут начало в неофункционалистских подходах и черпают информацию из когнитивной психологии. Центральными в этих подходах являются экспертные модели и системы знаний, тогда как вопросу о структурных этапах придается меньшее значение. Модное сейчас в когнитивной и возрастной психологии понятие системы экспертных знаний может служить иллюстрацией данного направления исследований. Это понятие означает высокоразвитые знания и навыки. Наука, шахматы, профессиональные навыки (например, машинопись) — предметные области, на примере которых чаще всего изучается усвоение и Пауль Б. Балтес. Ьсевозрастной подход в психологии развития... 443 поддержание систем экспертных знаний. В жизни многих людей очень часто возникают возможности для применения этих экспертных знаний. Таким образом, можно предположить, что дальнейшее интеллектуальное совершенствование возможно в тех областях, в которых человек продолжает использовать и углублять свои процедурные и фактологические знания. В работах, посвященных изучению социального интеллекта и жизненной мудрости, были описаны две основные сферы, в которых могут наблюдаться главным образом положительные изменения в предметно-содержательном интеллекте второй половины жизни: практический ум и сфера знаний о фундаментальных жизненных законах и реалиях. Мудрость была в первую очередь выделена как та форма предметно-содержательного интеллекта, которая может продолжать совершенствоваться или даже впервые возникает во взрослом возрасте. В одном из подходов мудрость определяется как «экспертные знания о фундаментальных жизненных законах и реалиях». В исследованиях мудрости испытуемого разного возраста просят, например, решать различные задачи из области планирования и анализа жизненного пути. Отраженная в протоколах система знаний оценивается по ряду теоретически сформулированных критериев. Первые результаты свидетельствуют, что, как и предполагалось, некоторые испытуемые пожилого возраста и в самом деле владеют хорошо развитыми системами знаний о ситуациях, требующих планирования жизни. Так, например, когда пожилых людей просили проанализировать относительно редкую или необычную ситуацию, связанную с жизненным планированием и участием других пожилых, они демонстрировали более развитые системы знаний, чем молодые взрослые. Более того, пожилые испытуемые, которые многими людьми были названы мудрыми (по результатам опроса. — Прим. пер.), демонстрировали высокий исполнительский уровень. Исследования мудрости только начинаются. Еще открытым остается вопрос: насколько понятие мудрости может быть перенесено на экспериментальный уровень с последующим выходом на достаточно проработанную психологическую теорию мудрости? Мы являемся в этом отношении оптимистами, ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза поскольку когнитивные психологи также расширяют исследование процессов решения таких смысловых задач, которые, как и проблемы, требующие мудрости, имеют высокий уровень реальной жизненной сложности и в которых формулирование проблемы и ее решение подразумевают некоторую степень неопределенности и релятивизм в выводах. В контексте данной статьи важно отметить, что исследования мудрости дают пример знаний именно такого типа, который привлекает все большее внимание когнитивных и возрастных психологов, занимающихся поздними периодами жизни.
|