![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пластичность психического развития
Еще одно положение, разделяемое многими исследователями прижизненного развития, заключается в том, что процесс развития обладает большой пластичностью. Пластичность связана с многовариантностью развития одного и того же человека и определяет тот потенциал, которым он обладает для реализации различных форм поведения и развития. Развивался бы тот же самый человек по-другому, если условия были иными? Проблема пластичности — одна из тех, которые волновали возрастных психологов на протяжении долгого времени (см., например, работы McGraw 30-х годов по двигательному развитию близнецов). Такой же интерес к этой проблеме существует в современной биологии развития и социологии развития. Исследование упражняемости познавательных функций у пожилых людей. Вывод (если его можно считать доказанным), что пластичность возрастных различий во второй половине жизни оказывается больше той, которая обнаружена в детском возрасте, произвел сильное впечатление на исследователей. Значение темы пластичности для работ по всевозрастному развитию и общий подход к ней хорошо видны в исследованиях интеллектуального развития во взрослом и пожилом возрасте. Первоначально идея пластичности была выдвинута в связи с вопросом, является ли старение интеллекта лишь процессом постепенного снижения умственных способностей. Наиболее надежным способом выяснить это было проведение формирующего исследования. Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 449 С начала 1970-х годов стал осуществляться ряд исследовательских программ, ставящих целью изучить, в какой мере наблюдаемые возрастные потери в подвижном интеллекте — т. е. в той разновидности психометрически оцениваемого интеллекта, в котором упадок наиболее выражен, — могут быть возмещены исполнительской вариативностью (пластичностью) у одного и того же человека. Например, пожилые испытуемые упражнялись в решении таких мыслительных задач, которые применяются для оценки «подвижного» интеллекта. Основная гипотеза состояла в следующем: опыт пожилых людей, полученный ими при решении таких задач в повседневной жизни и в данном эксперименте, был сравнительно мал. Тем не менее они, используя свой скрытый резерв знаний и компетентность, смогут выполнять экспериментальные задания на том же уровне, что и испытуемые более молодого возраста. Формирующее исследование, проведенное с пожилыми испытуемыми, дало отчетливую картину значительной пластичности их возможностей. После довольно короткой когнитивной тренировки многие пожилые люди (в возрасте от 60 до 80 лет) продемонстрировали уровень выполнения заданий, сравнимый с уровнем «нетренированных» молодых испытуемых. Подобные же результаты были получены и на другом когнитивном материале. Сходная картина наблюдалась не только в сре-зовых, но и при лонгитюдных возрастных сопоставлениях. В результате у исследователей появилась убежденность в [существовании значительной возрастной пластичности пси-|Хического развития. Факту пластичности придавалось такое Ьке важное значение, как и знаниям о главном направлении воз-IpacTHoro развития. Общий же вывод состоял в том, что любая наблюдаемая картина старения интеллекта является лишь в одной из многих возможных. Таким образом, вопрос о внутри-индивидуальном диапазоне и границах пластичности является краеугольным камнем всевозрастного подхода. От пластичности к границам пластичности. В современных работах по всевозможному умственному развитию фокус сместился с возможностей когнитивной тренировки на другие аспекты. Демонстрации пластичности уступили место использованию свойства пластичности для установления границ и 15 Зак. №401 ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеэа пределов развития. Такая стратегия похожа на изучение зоны ближайшего развития в детском возрасте. Акцент во всевозрастном исследовании пластичности делается не на нормальном уровне интеллектуальных функций, а на пределах умственных возможностей. Исследовательская стратегия, применяемая для проверки различных сторон пластичности и ее границ, известна как тестирование пределов. Тестирование пределов включает систематическое применение а) различных способов оценки; б) приемов активного вмешательства, направленного на выявление скрытых резервов возможностей, и в) методов раскрытия механизмов увеличения и снижения умственных способностей. В нашем исследовании возрастных изменений пределов интеллектуальных возможностей были выделены три градации пластичности: а) базовый уровень интеллектуальной деятельности; б) основной резерв возможностей; в) резерв развития возможностей. Базовый уровень интеллектуального функционирования означает первоначальный уровень выполнения задания, т. е. то, что человек может сделать в рамках определенного задания без постороннего вмешательства или специальной подготовки. Основной резерв возможностей означает наивысший уровень выполнения, доступный человеку в данный момент времени при мобилизации всех его актуальных ресурсов. Этот резерв выявляется с помощью тестов на «потолок исполнения». Когда путем внешнего вмешательства или в результате развития основной резерв возможностей человека увеличивается, мы говорим о резерве развития возможностей. Выделение этих трех уровней пластичности позволяет изучать не только саму пластичность, но и ее ограничения, а также то, что в генетике поведения называется нормой реакции. Понятия ограничений и нормы реакции направлены на обозначение биологических и социокультурных рамок, которые препятствуют формированию данного типа поведения и его свободному развитию. Важно отметить при этом, что точный диапазон и максимум индивидуальных возможностей принципиально неопределимы (Keating, MacLean), они могут быть очерчены только приблизительно. Всегда существует шанс отыскать условия или способы, ведущие к новому уровню и Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 451 формам умственной деятельности при выполнении данного задания. Возрастные изменения очень часто остаются «замаскированными» и видоизмененными, когда они изучаются в «нормальном» диапазоне функционирования. <...>
|