Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ретроспектива и перспективы
Всевозрастной подход является скорее не теорией в точном смысле слова, а научной позицией. В качестве таковой он объединяет ряд независимых друг от друга теоретических и методологических принципов и взглядов на развитие поведения. Хотя ни один из этих принципов не является новым сам по себе, способы их объединения и расстановка акцентов придают данному подходу целостность и новизну. Суммируя сказанное о новизне и возможной полезности методологических установок всевозрастного подхода, выскажем следующие соображения — в целях создания для себя возможности спасительного отступления и для достижения лучшего понимания между представителями всевозрастного подхода и другими исследователями человеческого развития. Подобно тому как всякий процесс развития несет одновременно приобретения и потери, описанная здесь система принципов, составляющая основу всевозрастного подхода, имеет и свою оборотную сторону. Во-первых, она создает опасность научного «империализма»; иногда полагают, что всевозраст-ной подход не приемлет никаких других точек зрения. Однако было бы неверным считать, что изложенные выше теоретические положения о сущности развития были изобретены представителями всевозрастного подхода или предлагать его в качестве магистрального пути для возрастной психологии. Всевозрастной подход — только одно из возможных направлений в изучении развития. Во-вторых, существует угроза «теоретической перегрузки». Разумеется, теоретические и методологические положения, выдвинутые в рассматриваемом подходе, имеют важное значение. Однако в рамках общетеоретических рассуждений можно достичь только ограниченных результатов. Например, расширение понятия психического развития имеет и свои негативные аспекты, особенно если та или иная точка зрения доводится до своего предела. Так, в течение некоторого времени положение о пластичности психического развития неоправданно трактовалось как утверждение полной открытости незаданности интеллектуального старения, а не как гибкость в рамках опреде- Т. В. Карсаевская и др. Синтез теоретических знаний... _________ 459 ленных ограничений. Сходным образом и обсуждение когорт-эффектов иногда воспринималось как попытка доказать отсутствие какой бы то ни было упорядоченности и закономерностей в развитии. Все это — серьезная критика, ставящая всевозрастной подход перед рядом проблем. Путь их разрешения — более интенсивный диалог между представителями разных направлений в исследовании развития. Если мы будем вести такой диалог без раздражения, будущее всевозрастного подхода может быть продуктивным. Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов
|