Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Где пребывают души?






Что же касается четвертого вопроса о месторасположении душ, то это самый серьезный из всех этих вопросов, и я постараюсь, по воле Всевышнего Аллаха, досконально изложить этот вопрос.

И вот что я смог найти по этому поводу. Передает Малик в книге «Аль-Муватта’» от Шихаба от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика, чей отец Ка’б бин Малик поистине рассказывал, что Посланник Аллаха (салаЛЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, душа верующего человека – это птица, которая сидит на дереве в Раю до тех пор, пока Аллах не вернет ее в свое тело, когда Он воскресит его». Это достоверный хадис, его передал имам Ахмад и ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани от Шафии от Малика, а также Насаи и другие.

Ахмад и ат-Табарани рассказывают в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, что поистине она спросила Посланника Аллаха (салаЛЛаху алейхи ва саллям): «Можем ли мы посещать друг друга, когда мы умираем, и можем ли мы видеть друг друга? » И тогда Посланник Аллаха (салаЛЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Душа бывает птицей, которая сидит на дереве, и когда наступает Судный день, каждый нафс (душа) входит в свое тело».

Имам Муслим и другие приводят в хадисе-марфу’ [2] от Абдуллаха бин Масуда о том, что души шахидов у Всевышнего Аллаха находятся как бы внутри птиц, и когда захотят, они могут летать над реками Рая, а затем возвращаются в светильники под Аршем.

Также Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким и другие приводят с достоверной цепочкой от Ибн Аббаса, что Пророк (салаЛЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда ваши друзья погибли при Ухуде, Аллах поместил их души внутри зеленых птиц, которые прилетают к райским рекам, едят растущие там плоды и возвращаются в светильники из золота под тенью Арша».

Также приводят Ахмад и Абд в книгах «Аль-Муснад», а также ат-Табарани с хорошей цепочкой от Махмуда бин Лабида от Ибн Аббаса в хадисе аль-марфу’: «Шахиды пребывают на холме у реки возле ворот Рая под зеленым куполом, к ним приносят их пропитание из Рая утром и вечером».

Приводят аль-Байхаки в разделе о воскрешении и ат-Табарани с хорошей цепочкой от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика, который сказал: «Когда Ка’ба настигла смерть, к нему пришла Умму Мубашшир бинт аль-Бараа и сказала: «О Абу Абдуррахман, если ты встретишься с Ка’бом бин Маликом, передай ему салам от меня». Он ответил: «Да простит тебе Аллах твои грехи, о Умму Бишр, мы заняты более серьезным делом, чем это. Разве ты не слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Поистине, душа верующего гуляет в Раю и ходит куда ей угодно, а душа неверующего в Аду? »». Она сказала: «Да, это так»».

Ат-Табарани рассказал от Абу Зур’а ад-Димашки от Абдуллаха бин Салиха от Дамрата бин Хабиба, что, когда Пророка (салаЛЛаху алейхи ва саллям) спросили про души верующих, он сказал: «Они в зеленых птицах и гуляют в Раю где хотят». Тогда они сказали: «О Посланник Аллаха, а души неверующих? » Он сказал: «Они в Аду». Это хадис-мурсал.

Приводят Ахмад в книге «Муснад», аль-Хаким в книге «Мустадрак», аль-Байхаки и Ибн Давуд в разделах о воскрешении и другие по линии от Абу Хурайры, который передал слова Посланника Аллаха (салаЛЛаху алейхи ва саллям): «Дети верующих людей пребывают на холме в Раю, их опекают Ибрахим и Сара, и так будет до тех пор, пока их не вернут к своим отцам в Судный день». Этот хадис сделал достоверным аль-Хаким.

Приводят аль-Байхаки в книге «Ад-Далаил», Ибну Аби Хатам и Ибну Иардавайхи в их книгах толкований Корана и другие по линии Абу Мухаммада аль-Хамани от Абу Харуна аль-Абди от Абу Саида аль-Худри, что Пророк (салаЛЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Мне принесли ми’радж (лестницу), по которому проходят души детей Адама, и никто из творений Аллаха не видел ми’радж лучше того, что видел я. Я видел, как покойный пробивал свой путь глазами, упираясь в небо, – таково было его удивление от ми’раджа. Затем я поднялся вместе с Джибрилом, он попросил разрешения войти через небесные ворота, и мы вошли, и я увидел Адама (алейхи салям), которому показывали души его потомков верующих, и он говорил: «Хорошая душа и хороший нафс, поднимите его на иллиййин [3] ». Затем ему показали души грешников из его потомков, и тогда он сказал: «Плохая душа и плохой нафс, отправьте его в сиджжин [4] »».

Абу Наим аль-Асбахани передал от Ахмада бин Ибрахима аль-Кайала от Мусы бин Шуайба Абу Имрана ас-Самарканди от Мухаммада бин Сухайла от Абу Мукатила ас-Самарканди от Абу Сахля Хишама бин Миска от Хасана от Абу Хурайры, который сказал со слов Посланника Аллаха: «Поистине, души верующих находятся на седьмом небе, и они смотрят на свои места в Раю».

Это хадисы, которые я смог собрать из тех, что относятся к уровню марфу’.

А что касается хадисов аль-мавкуф [5], то Ибну Аби Дунья рассказал от Мухаммада бин Раджи от ан-Надра бин Шамиля от Хаммада бин Салама от Али бин Язида бин Джадана от Юсуфа бин Махрана от Ибну Аббаса от Али бин Аби Талиба, который сказал: «Самое ненавистное для Аллаха место на земле – это долина, которая называется Бархут. Там находятся души неверующих».

Приводят аль-Байхаки в разделе о воскрешении и Ибну Аби Дунья в разделе о снах от Саида бин аль-Мусаййаба, что однажды встретились Салман аль-Фариси и Абдуллах бин Салам, и один из них сказал другому: «Если ты раньше меня встретишься с твоим Господом, ты расскажи мне, с чем ты встретился». «А разве живые могут встретиться с умершими? » – спросил другой. Первый ответил: «Да. Что касается верующих, то их души в Раю, и они могут ходить там где угодно».

Также приводят аль-Байхаки и Табарани в книге «Аль-Кабир» от Абдуллаха бин Амра, который сказал: «Рай свернут и помещен между двумя рогами солнца, его раскрывают два раза в год. А души верующих находятся в птицах, похожих на скворцов, они едят плоды райских деревьев».

Аль-Мирвази приводит в разделе «Джанаиз» от Аббаса бин Абдулмуталиба, который сказал: «Души верующих поднимаются к Джибрилу. Ему говорят: «Ты опекун этих душ до Судного дня»».

Также приводят от Абдуллаха бин Амра, который сказал: «Души неверующих собираются в Джабияте».

Аль-Байхаки приводит от Ибну Аббаса от Ка’ба, который сказал: «В Раю аль-Ма’ва есть зеленые птицы, к ним поднимаются души шахидов, и они гуляют в Раю. Что касается душ неверующих, то они в черных птицах отправляются в Ад и гуляют там. А дети мусульман – в райских воробьях».

Абу Наим приводит в книге «Аль-Хилят» от Вахба бин Мунаббиха, который сказал: «У Аллаха на седьмом небе есть дом под названием Байдаа (Белый), там собираются души верующих. И когда кто-то из земных обитателей умирает, те души встречают его и спрашивают о новостях на земле, как спрашивает семья того, кто находился в пути, когда он возвращается к ним».

Ибну Аби Дунья рассказал от Халида бин Хаддаша от Малика бин Анаса, который говорил: «До меня дошло, что души верующих свободны и они могут идти куда захотят».

Что касается пятого вопроса, собираются ли души, видят ли они друг друга, ответ также утвердительный – да.

Так же было сказано выше в хадисе Абу Аййуба у Табарани, и в хадисе Умму Бишр у него же, и в асаре Вахба у аль-Байхаки. Ибну Аби Дунья передал от Мухаммада бин Абдуллаха бин Базига бин аль-Бара’ бин Ма’рура от Фудайла бин Сулаймана ан-Намири от Яхъи бин Абдуррахмана бин Аби Лабиба от его деда, который говорит: «Когда умер Бишр, его матери было очень тяжело, и она сказала: «О Посланник Аллаха, не перестают гибнуть те, кому суждено погибнуть из племени Бану Салама. А могут ли покойные узнать друг друга, чтобы я могла отправить салам Бишру? » Тогда он сказал: «Да, клянусь Тем, кто обладает моей душой, поистине, они узнают друг друга, как птицы узнают друг друга на вершине дерева». И не случалось, что погибал кто-либо из племени Бану Салама без того, чтобы к нему приходила Умму Бишр и говорила: «О такой-то, салам тебе». Он отвечал: «И тебе салам». И тогда она говорила: «Передай салам Бишру».

Также имам Ахмад передает в своей книге «Муснад» от аль-Хасана от Ибну Лахи’ от Дарраджа от Исы бин Хилала ас-Садафи от Абдуллаха ибн Амра, который сказал со слов Посланника Аллаха (салаЛЛаху алейхи ва саллям): «Поистине, две души верующих в действительности встречаются еще на расстоянии целого дня, даже если они вообще никогда не видели друг друга».

Аль-Баззар приводит с достоверной цепочкой от Абу Хурайры, который возводит этот хадис к Пророку (салаЛЛаху алейхи ва саллям): «Поистине, когда верующий умирает и видит то, что видит [умирающий], он начинает желать, чтобы его душа вышла из тела. Аллах тоже любит, когда Он встречается с верующим. И, поистине, душа верующего поднимается на небо. И когда она поднимается на небо, к ней подходят души верующих и расспрашивают ее о знакомых из обитателей земли. Когда он говорит: «Я оставил такого-то на земле», им это нравится, а когда он говорит, что кто-то умер, они говорят: «Его не привели сюда».

Также Ибну Аби Дунья приводит с цепочками передатчиков от Убайда бин Умайра, который сказал: «Когда умирает кто-либо, его встречают души и расспрашивают его, как спрашивает путник, что было с этим и что стало с тем.

Также передают от Хасана, что, когда верующий умирает, к нему приходят 500 ангелов, чтобы взять его душу. Они поднимаются с ним на земное небо, и там его встречают души верующих, желая расспросить его, и тогда ангелы говорят: «Будьте повежливее с ним, ибо он вышел из большой печали». Тогда кто-то из мужчин спрашивает его о брате или о друге.

Также приводят от Саида бин Джубайра, что, когда покойный умирает, его встречает его сын, как встречают пропавшего.

Также передают от Сабита аль-Банани, который сказал: «Поистине, когда покойный умирает, его окружает его покойная семья и родственники, которые умерли до него. И он больше радуется им, чем радуется семья, когда к ним приезжает их родственник, который был в отъезде».