Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каков порядок выбора подрядной организации для разработки рабочей документации?
Из статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] следует, что разработку рабочей документации может осуществлять как генпроектировщик, так и иная организация, определенная заказчиком или подрядчиком по строительству. При этом указанной статьей (пункт 2) установлено: «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию». II. РАЗЪЯСНЕНИЯ О СОСТАВЕ И ТРЕБОВАНИЯХ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Каков состав технико-экономических показателей и необходимость представления их расчетов в «Пояснительной записке» (подпункт «м» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008№ 87); каким образом и где в проектной документации следует проводить оценку эффективности инвестиционных проектов и определять технико-экономические показатели согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов»? Состав технико-экономических показателей устанавливается в соответствии с функциональным назначением объекта капитального строительства с целью обеспечения на его основе необходимой и достаточной информацией пользователей проектной документации всех уровней о технических характеристиках и стоимостных данных объекта. В качестве справочных материалов при составлении перечня технико-экономических показателей могут быть использованы положения действующих нормативных технических документов, в том числе: 1. Приказ Госстроя России от 31.03.98 № 17-71 «Об утверждении состава экономических и технических показателей строящихся жилых домов, этапов контроля за ходом строительства и реквизитов, подлежащих включению в регистр жилых домов, строящихся на территориях субъектов Российской Федерации, и рекомендаций по его ведению» (пункт 2.3.1 [3.1]). Согласно указанному документу в состав основных технико-экономических показателей для жилых зданий включены: а) этажность; надземная часть; подземная часть; б) строительный объем - всего в м3, в том числе - подземной части в м3; в) количество зданий, если это комплекс зданий; г) общая площадь квартир в м2; д) площадь жилого здания (дома) в м2; е) количество квартир (в том числе однокомнатных, двухкомнатных и т.д.); ж) число комнат; и) стоимость основных фондов в тыс. руб. 2. Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений - Приложение к приказу МПР России от 21.03.2007 № 61 (таблица 31) - для объектов разработки месторождений. 3. Иные нормативные документы федерального уровня, включая строительные нормы и правила, касающиеся проектирования отдельных объектов (например, СНиП II-35-76 «Котельные установки» (раздел 19), СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (раздел 1). 4. Согласно статье 421 «Свобода договора» Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1] «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». В этой связи представляется правомерным при заключении договоров на проектные работы в условия договора включать при необходимости отдельные положения (в частности, приложения В и Г) отмененного постановлением Госстроя России от 17.02.2003 № 18 СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (не ссылаясь на эти документы) в части, не противоречащей действующему законодательству. В этом случае указанные положения становятся обязательными для сторон с момента заключения договора в соответствии с его условиями (статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1]), а при нарушении этих условий предусматривается гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством. 5. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России от 21.06.99 № ВК 477). Обращается внимание, что указанные Методические рекомендации не имеют государственной регистрации в Минюсте России. Вместе с тем с учетом того, что пунктом 4 Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утв. приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 23.05.2006 № 139/82н (Зарегистрирован в Минюсте России 21.06.2006, регистрационный № 7959), определено, что указанные выше Методические рекомендации «могут быть использованы для детализированного расчета показателей эффективности», этот документ может быть использован также для определения номенклатуры технико-экономических показателей проектируемых объектов капитального строительства. Поскольку в пункте 10 Положения [2.1] не указано о необходимости приведения в составе проектной документации расчетов технико-экономических показателей, таковых представлять не требуется. 13. Почему в разделе 3 «Архитектурные решения» (подпункт «л» пункта 13 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.08 г. № 87) поэтажные планы с экспликациями помещений следует представлять только для объектов непроизводственного назначения, а в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (подпункт «п» пункта 14 Положения) - те же планы для всех объектов? По-видимому, включение в графическую часть раздела «Архитектурные решения» поэтажных планов с экспликациями помещений только для непроизводственных зданий и повторное включение в графическую часть раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» поэтажных планов зданий и сооружений с указанием размеров и экспликации помещений, (подпункт «п» пункта 14 [2.1]) для всех зданий относится к ошибочным положениям рассматриваемого нормативного акта. Поскольку поэтажные планы с экспликацией помещений иллюстрируют номенклатуру, площадь, компоновку и объемно-планировочные решения объектов капитального строительства, целесообразно представлять чертежи поэтажных планов с экспликацией помещений в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения», указав об этом в разделе 3 «Архитектурные решения» при проектировании объектов непроизводственного назначения. 14. Требуется ли в проектной документации, кроме представления планов сетей водоснабжения и водоотведения, наличие аксонометрических схем (подпункт «ф» пункта 17 и подпункт «и» пункта 18 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? Аксонометрические схемы, в случае необходимости, могут быть представлены в проектной документации для иллюстрационного обоснования принятых технических решений. В этом случае могут быть использованы положения ГОСТ 21.601-79 «Система проектной документации для строительства. Водопровод и канализация. Рабочие чертежи». Требуется ли в подразделе «Технологические решения» (пункт 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008№ 87) в части управления производством разработка организационной структуры предприятия в связи с отсутствием самостоятельного по СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» раздела «Управление производством, предприятием и организация условий труда рабочих и служащих»? Разработка организационной структуры предприятия для производственных объектов при необходимости может быть осуществлена и представлена в проектной документации в подразделе «Технологические решения» в текстовой части документа в соответствии с положением подпункта «а» пункта 22 Положения [2.1] в части требований к организации производства. 16. В случае частичной реконструкции (техперевооружения) производства (цеха) допускается ли при условии согласования с Заказчиком, выпуск в составе проекта технологических компоновок оборудования вместо технологических планировок (подпункт «с» пункта 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87)? Положением [2.1] не предусмотрено отступление от требований к содержанию раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решении» (пункт 15), ив том числе к подразделу «Технологические решения» (пункт 22). Вместе с тем представляется, что по объектам капитального строительства, проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых не проходит государственную экспертизу в соответствии с частями 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допустимо включение в проектную документацию технологических компоновок вместо технологических планировок по согласованию между заказчиком и проектировщиком и указании о представлении заказчику технологических компоновок вместо технологических планировок в задании на проектирование. Возможность такой замены для отдельных видов объектов подтверждается, в частности, положением СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы» (пункт 1.5.), где в качестве одного из графических проектных материалов указано представление технологических компоновок. 17. Разделы 5, 6, 9 и 11 проектной документации для бюджетных объектов разрабатываются в полном объеме. Остальные разделы «при согласовании с заказчиком» в проекте могут быть не обязательны? Имеются в виду разделы: 1. Пояснительная записка 2. Схема планировочной организации земельного участка 3. Архитектурные решения 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды (пункт 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).
Абзац второй пункта 7 Положения [2.1] изложен в следующей редакции: «Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28 - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование». То есть заказчику разрешено определять по объектам, не финансируемым за счет бюджетных средств, необходимость и объем разработки только разделов 5, 6, 9 и 11 и никаких других. Разделы 1, 2, 3, 4 и 8 должны выполняться в полном объеме в составе проектной документации по всем объектам капитального строительства. Вместе с тем принимать решение о необходимости разработки разделов 6, 11, 5 и 9 целесообразно с учетом разъяснений, приведенных в пункте 3 настоящего Сборника. В случае разработки документации в полном объеме необходимо ли строго соблюдать нумерацию и последовательность указанных в Положении разделов (пункт 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008№ 87)? Поскольку в пунктах 10-42 Положения [2.1] все разделы имеют не только наименование, но и номер раздела, необходимо соблюдать установленный порядок формирования проектной документации по разделам. Отступления от установленной последовательности разделов представляются допустимыми только в случаях проектирования объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство. В Положении не указывается на обязательную необходимость выполнения спецификации оборудования в каждом разделе проекта (Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008№ 87)? В соответствии с пунктом 4 Положения [2.1] спецификации оборудования и изделий входят в состав рабочей документации. Это положение уточняется пунктом 3.2 (подпункт «г») ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», в соответствии с которым в состав рабочей документации на строительство здания или сооружения в общем случае включают спецификации оборудования, изделий и материалов по ГОСТ 21.110-95 «Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов». В то же время при продолжительности строительства предприятия, здания и сооружения по нормам более двух лет в проектной документации должны приводиться спецификации оборудования, составляемые по форме, установленной ГОСТ 21.110-95 для размещения заказов на технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, специальное и другое оборудование, на изготовление которого необходимо длительное время, а также на оборудование, исходные данные по которому проектные организации получают от заводов-изготовителей (см. пункт 2.2. СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»). В противном случае становится невозможным составление сводного сметного расчета стоимости строительства и формирование заказа на оборудование с длительным циклом изготовления.
|