Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
г. Е. Рашковский
ЕВРОПА: ВНУТРЕННИЙ ОБЛИК И ГЛОБАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА г. Е. Рашковский В конце прошлого года в ИМЭМО прошла очередная конференция " Мировые цивилизации в глобализирующемся мире", на сей раз посвященная цивилизационным судьбам народов Европы. Кроме ученых из академических институтов и университетов Москвы, в конференции приняли участие ученые из Мюнстерского университета (ФРГ) и Рязанского государственного педагогического университета. Анализ европейских судеб - один из ключевых вопросов постижения всемирной истории последних веков, постижения культуры, экономики и политики на глобальной шкале. И анализ этот тем более важен, если " цивилизация" - действительно работающий научно-исторический концепт современной мысли, а не " универсальная отмычка" (по ироническому выражению Маркса) для идеологических манипуляторов или научных графоманов. Действительно, европейская цивилизационная история не замкнута в себе и не равна самой себе. Более того, как бы справедливо ни критиковали крайности европоцентризма, относительная ев-ропоцентричность" всемирной истории Нового и пост-Нового времени была осмыслена в различных категориях (истории мысли, хозяйства, социальных отношений, религии, научного знания, военного дела) в трудах Гердера, Гегеля, Маркса, Вл. Соловьева, Кроче, Вернадского, Тойнби, Тей-яра. Эта' " европоцентричность" оказалась не только непреложной, но и проблемной. Европа (прежде всего в лице ее западноевропейского цивилизационного ядра) передала миру свою культурно-историческую антитезу: традиционализма и рационализма. И эта европейская по происхождению антитеза продолжает воспроизводиться не только в Европе, не только в порожденных Европой англо-саксонской и ибероязычной цивилизациях Нового Света. Со второй половины XX столетия она стала определяющей на новых уровнях глобального развития технологических экономических, политических и социокультурных отношений. По словам проф. Ю.А. Борко (Институт Европы РАН), Европейская цивилизация, осознавшая и сумевшая теоретически описать свою имение цивилизационную уникальность на пороге Нового времени (ХУ-ХУШ вв.), оказалась первой в истории цивилизацией, где новация была воспринята как неотъемлемый элемент человеческой преемственности в истории, как неотъемлемый в структурирующий момент традиции. По установленному формату нашего проекта конференция состояла из трех сессий. Первая посвящена становлению основополагающих ценностей и смыслов Европейской цивилизации. Здесь были заслушаны и обсуждены доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) " Становление цивилизационного лика Европы: предпосылки ценности, институты" и содоклад Э.Ю. Соловьева (Институт философии РАН) " Реформационные корни Европы". На второй сессии был заслушан доклад Н.И. Кузнецовой (Институт истории естествознания и техники РАН) " Историческая динамика Европейской цивилизации: Новое и Новейшее время". В основу третьей сессии был положен доклар Б.С. Орлова (Институт научной информации пс общественным наукам РАН) " Европа с человеческим лицом: Европейский Союз и вызовы глобализации". Источниками для написания настоящего обзора послужили, во-первых, препринты представленных на конференцию докладов, во-вторых, мои записи и конспекты, сделанные в ходе двухдневных слушаний. Все эти материалы хранятся в архиве Центра проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН. В ходе работы выявилась уникальная черта настоящей конференции, отличающая ее от предшествующих, на что обратил внимание руководитель проекта В.Г. Хорос. Если иные цивилизации мы, российские исследователи, могли обсуждать как особый, в той или иной мере объективированный предмет своих научных исследований, то здесь мы столкнулись с некоей непреложной познавательной трудностью: " Европейская цивилизация глубоко вошла в нас самих".
ВЕКА ФОРМИРОВАНИЯ На первой сессии прозвучали выступления, посвященные длительному периоду цивилизационного становления Европы, занявшему более чем тысячелетие. Как уже сказано выше, - это доклады Е.Б. Рашковского о европейском Средневековье и Э.Ю. Соловьева о Реформации. Вникая в специфику цивилизационной истории христианской, постантичной Европы на протяжении более чем полутора тысячелетий, нельзя, по мнению Е.Б. Рашковского, обойти вопрос об уникальных предпосылках европейского цивилизационного становления. Действительно, Европа (или, как ее условно определил А.Дж. Тойнби, - " Западнохристианская цивилизация") - одна из весьма поздно сложившихся " осевых" цивилизаций на изрезанном водами Атлантического бассейна сравнительно небольшом и малоплодородном, хотя и щедро орошаемом осадками, северо-западном аппендиксе Евразийского континента. Аппендикс с огромной дробностью и чересполосицей экологических пространств, где оставались на долгое время как бы запертыми непохожие друг на друга относительно малочисленные народы: народы различных этнокультурных традиций, языков, социальных укладов, верований и даже соматических обликов. Причем - в самых причудливых, подчас фантастических композициях. Одной из важнейших предпосылок становления Западной Европы (именно как своеобразной цивилизации), по словам докладчика, оказалось ее беспрецедентно огромное " цивилизационное a priori. Здесь взаимодействовали самые различные цивилизационные потоки и формы этнокультурного опыта. Нельзя не вспомнить в этой связи палеоевропейские народы, средиземноморский Восток, античность в ее греческих и латинских вариантах, кельтов, германцев, славянские и угро-финские племена, армян, кочевые народы Евразийской степи. Весь этот отрывочный, осколочный, казалось бы, несовместимый опыт был каким-то образом внутренне упорядочен, приобрел некую значимую для миллионов людей внутреннюю творческую динамику. Драматический процесс распада остатков античного общежития, социокультурного брожения, взаимного приспособления и проникновения получил в историографии название Темных веков. Но, как указала в своих устных комментариях к докладу Е.Б. Рашковского В.М. Хачатурян (Институт всеобщей истории РАН), в недрах самой ферментации и распада Темных веков формировались " могучие системосозидающие процессы". Но что же оказалось культурно-исторической сердцевиной этих процессов? Такой сердцевиной, по мнению докладчика, оказалась особая, христианская, точнее даже - за-паднохристианская традиция, вобравшая и синтезировавшая в себе духовный, эстетический и социальный опыт множества народов трех континентов: от Ирана до Атлантики, от Ирландии до Нильской долины. Эта синтезирующая западнохристианская традиция не только выстраивалась в Средневековой Европе, но и сама выстраивала Средневековую Европу. Вообще, без некоторого знания католической культуры и ее истории, без проникновения в ее внутреннюю " материю" все разговоры о Европейской цивилизации рискуют оказаться праздными и дилетантскими. Действительно, многоплановый католический синтез выстраивал Средневековую Европу духовно - через идею уникальности противоречивого и динамического внутреннего пространства человека во Едином и Триедином Боге, что, по сути дела, оказалось равносильно идее проблематичной, но неповторимой и неразменной человеческой личности. Католический синтез выстраивал Средневековую Европу и лингвистически: латынь с ее богатейшим словарным и категориальным составом, с ее отработанными и строгими способами оформления мысли и речи, не только повлияла на процесс становления национальных языков, способных к высокоразвитому теоретическому дискурсу, но и создавала известные предпосылки относительно сходной ментальности европейских народов. Этот синтез формировал Европу хозяйственно - через идею богоугодности людских трудов, через организуемую прежде всего монастырями, а уж за ними - и городами, и светскими властями рекультивацию, облагорожение и развитие европейских ландшафтов, через непрерывные и продуманные технологические новации. Встраивал ее организационно - через принцип осознанной и строго формализованной правоупо-рядоченности отношений между людьми на основах римского права и его церковной рецепции -права канонического. И это несмотря на разгул племенной и феодальной анархии и несмотря на тот идеологический абсолютизм, которым оправдывалась в Средние века варварская регрессия к " инквизиционному" судопроизводству. И, наконец, — интеллектуально — через тщательно проработанный в церковном вероучении и богословии процесс взаимодействия античного, библейского, раввинистического, а позднее и арабского (точнее, аверроистского) дискурсов. И вот эта-то средневековая католическая доминанта, цивилизационно собравшая, сцементировавшая и выстроившая Европу, несла в себе огромные, глубокие, но в конечном счете творческие противоречия, через которые и развивалась Европа. Принятие на себя противоречия (Бог и мир, вера и разум, праведность и грех, Бытие и мысль, общество и человек, авторитет и свобода, центр и периферия) как основной предпосылки человеческого опыта определило весь последующий социально-духовный облик Европы. На эстафетах антиномических воззрений - от Абеляра до Бергсона - строилась сквозь века европейская мысль; исторически формулировка противоречий мысли и практики оказывалась не только эстафетой актов самопознания Европы, но и основою процесса самоорганизации Европы. Диалектическая философия, контрастная живопись и графика, сложность субъект-объектных отношений в научной мысли и практике, состязательные процессы в юриспруденции и политике - все это восходящие к средневековому опыту неотъемлемые и драматические характеристики цивилиза-ционного становления Европы. Принципы вопрошания и сомнения, принципы ценности рационально обоснованного личного мнения - вопреки давлениям религиозных или интеллектуальных авторитетов, вопреки всем инквизиторским соблазнам и " накатам", вопреки мстительным страстям революций и контрреволюций - оказались глубоко вживленными в интеллектуальную, а вместе с ней и в социокультурную динамику европейского Средневековья и в той или иной степени оказались достоянием иных эпох и регионов. Корректируя весь этот изложенный выше круг соображений Е.Б. Рашковского, А.С. Ахие-зер (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН), А.Г. Володин (ИМЭМО РАН), А.М. Петров (Институт востоковедения РАН), Д.Е. Фурман (Институт Европы РАН), В.М. Хачатурян и И.Г. Яковенко (Институт социологии РАН) отметили, что европейская история Средних веков, как и последующих столетий, едва ли может быть загнана в привычную " цивилизаци-онную таксономию" (выражение Д.Е. Фурмана): сочетание преемственности институтов, верований, этнокультур и высоких творческих эталонов с нелегким и грозным принципом осознанной сво- боды, что, собственно, и вывело Европу из состояния приниженности и распада Темных веков. Уточняя и дополняя все эти идеи, Э.Ю. Соловьев обратил внимание на вторую, после католической, духовную доминанту цивилизационного становления Европы - доминанту реформацион-ную, когда традиционно-христианский взгляд на вечную недосказанность божественного миропорядка был осознанно и парадоксально (" алогично") дополнен идеей непредсказуемой на Земле человеческой свободы. В этом смысле христианство, по словам Э.Ю. Соловьева, " перестало быть адекватным самому себе" и переросло полусредневековые предпосылки и рамки не только Ренессанса, но и самой Реформации. Эта парадоксально и драматически осознанная свобода и определила нетрадиционное своеобразие цивилизационного облика Европы, или, по словам Э.Ю. Соловьева, ее " антишпенглеровский иммунитет". Ту же мысль - но в своих собственных, сугубо культурологических, категориях высказал А.А. Пелипенко (Московский государственный институт культуры и искусств): противоречивая духовная динамика Средневековья, приведшая к Ренессансу и Реформации, на пороге Нового времени породила и своеобразную " революцию личности". Новая личность, по словам А.А. Пелипенко, " осмеливалась сама интерпретировать и комбинировать культурные смыслы", а абсолютистская культурная энергетика Средневековья дала возможность этим духовно заряженным смыслам " растекаться по множеству взаимосвязанных творческих сфер". В качестве теоретического итога первой сессии основным докладчиком был предложен следующий круг соображений: «Цивилизация Средневековой Европы - первая и единственная в истории человечества традиционная в своем генезисе и в своих основах цивилизация, в собственном лоне взрастившая и развившая нетрадиционную социокультурную динамику. ... анализ цивилизационной динамики Высокого и Позднего Средневековья (по выражению некоторых исследователей, " Второго Средневековья"), то есть Х1-ХУ вв., позволяет сформулировать некоторую общетеоретическую модель цивилизационно-культурных эстафет, которые определили собой будущий облик не только Европы как таковой, но отчасти и облик всей глобальной динамики последующих веков. В самых общих чертах, содержание этих эстафет можно было бы свести к принципу творческой взаимодополнительности трех идей: - идеи духовного достоинства человека (в частности, в ее религиозных и эстетических измерениях); - идеи интеллектуального достоинства человека (в частности, в ее научных и правовых измерениях); - идеи социального достоинства человека. Последующая история продемонстрировала насущность и непреложность каждой из этих трех идей, но вместе с тем - их вопиющую несостоятельность в их взаимном отъединении и сепаратизме. Ибо - идея духовного достоинства человека имеет свойство самоотчуждения в тенденциях клерикализма (а в более поздние, более секуляризированные эпохи - философского абсолютизма и связанного с ним партийного самозванства или же эстетизма); идея интеллектуального достоинства имеет свойство отчуждаться в инструментальном отношении к человеку и крайностях юридической казуистики; идея социального достоинства имеет свойство самоотчуждаться в формах крайнего национализма и необузданности групповых притязаний. Русский философ Вл. Соловьев (1853-1900), стоящий у истока этого круга воззрений, справедливо полагал, что комплекс этих взаимосвязанных и предельно проблематизирующих историю эстафет образует основу всей всемирно-исторической (глобально-исторической!) проблематики, которую именно Запад объективно выдвинул перед миром, но которая перерастает рамки любой цивилизации. Тем более, что уже и в средние века Европейская цивилизация проявила и пред-глобальную пространственную динамику: Западноевропейская суша - Средиземноморье - Центральная, Восточная и Северная Европа вместе с омывающими ее морями (Северное, Балтийское, Черное) - океанские просторы. Здесь глобалистика и интеллектуально-духовная история Европы как бы сходятся друг с другом через голову цивилизационной теории. Хотя - в более широкой и фактологически проработанной постановке исторических проблем - и благодаря оной. Почему благодаря? Фернан Бродель в свое время убедительно показал, что уже со времен Высокого Средневековья одним из кодовых цивилизационных принципов Европы стал инновационный принцип, опирающийся на внутреннюю активность личности. Любые серьезные технологические, интеллектуальные или художественные инновации (извлеченные из дотоле полузабытого наследия античности, заимствованные на Востоке или у византийцев, или те, что стали результатами внутриевропейского развития) оказывались факторами преобразования всего контекста европейского общежития. Процессы интенсификации внутренних пространств Европы, освоения сопредельных пространств, внешней экспансии, экономии человеческого труда, эмансипации феодально зависимого населения, интродукции чужих достижений - все это влияло на комплекс человеческих отношений, исподволь пересоздавая европейскую среду. Это приводило к процессам осознанных постоянных переобучений и переадаптаций, к коррекции или выбраковке устарелых (или сочтенных таковыми) форм деятельности и связей, а следовательно, - к формирующему обостренное чувство истории состоянию постоянной социальной или экзистенциальной тревоги для од них, а для других - к лабильности и повышенной способности приспособления. И, стало быть, к сугубо инструментальному отношению к миру. Ключевую идею для понимания уникальности цивилизационного лика Европы (как она в общих чертах сложилась на исходе Средневековья) можно было бы обозначить как напряженную взаимосвязь инновационности и персонализма, во многом основанную на библейском видении человека. Здесь, собственно, и коренится тот принцип осознанной свободы... который и оказался уникальным для европейского развития и в той или иной степени затронул судьбы иных пространств и регионов Земли...». Эта цивилизация осознанных противоречий и диалогов не только универсализировала и как бы " окрылила" историю, но и легла бременем тяжелейших испытаний для конкретных индивидуальных, национальных и региональных судеб. ДРАМА РАЦИОНАЛИЗМА С основным докладом по второму блоку наших слушаний выступила известный науковед и философ Н.И. Кузнецова. Само понятие " модерн-эпоха", " модерн-проект", modernity восходит к латинскому наречию modo (его английский эквивалент - recently): только что, недавно, сейчас. Сам этот, казалось бы, мало к чему обязывающий семантический экскурс вскрывает одну из характерных черт европейской ментальности и цивилизационной динамики постсредневековой эпохи: насыщенное концентрированными человеческими смыслами время ускоренно движется под знаком " прогресса" как развития разумности (рациональности) в человеческом познании и внешних формах жизнеустройства. А уж как реализуется на практике идея прогресса - при всех ее противоречиях и сложных познавательных и социальных подоплеках - особый вопрос. От времен Коперника до первой даты осознанной институционализации автономной, светской, рациональной, самоанализирующей научной мысли (1660 - дата основания Британского королевского общества) последняя утвердила себя как важнейшая движущая сила, основная несущая конструкция цивилизационного развития Европы. Более традиционные формы ориентации человека в мире - религия, искусство, гражданственность, социальное милосердие - оказались как бы вынесены за скобки самодовлеющего научного дискурса. Хотя формально и находясь " за скобками", они могли оказываться могучими мотивациями исканий тех или иных ученых или даже научных коллективов, формальных или неформальных. И не могли не сказываться на всем комплексе общественного и культурного развития. Критицизм, процессы перманентной переоценки, " ревизии" и мира, и субъекта, и познания мира в субъекте - это как раз то самое, что связано с наукой, то, что определяет науку и что определяется наукой. В этом смысле, по словам Н.И. Кузнецовой, учение австро-английского философа Карла Раймунда Поппера (1902-1994) о перманентной самокритике научной мысли является одним из самых глубоких теоретических проникновений в цивилизационную " материю" европейской modernity, да отчасти и постмодернистской эпохи. Говоря о современном научном знании, о модерн-науке как об аккумуляции и одновременно двигателе основных внутренних сил цивилизационной динамики Европы, Н.И. Кузнецова выделяет следующие 5 характеристик европейской культурно-исторической " экологии". «1. Уважение общества и государства к " личному стремлению к Истине, объективному, беспристрастному видению мира; это - то самое, что в науковедении называется “public understanding of science”. 2. Система юридических, этических и этикетных гарантий права на критическую мысль. 3. Учет мнений прежде всего самого научного сообщества в оценке теоретических результатов 4. Восприятие научной деятельности как одной из укорененных (или призванных к укоренению) ценностей национальной жизни. 5. Интернациональность содержания научного знания и научной информации, богатство интер- национальных связей институтов науки». Разумеется, укоренение всех этих принципов в социальной и культурной жизни - вещь далеко не идиллическая, как не идилличны (при всей их нормативной строгости) и процессы научной критики, научной дискуссии, научного спора. А если приглядеться пристальнее к этим принципам самоорганизации научной реальности, то окажется, что принципы эти образуют неотъемлемую часть не только либерального, но и зрелого социал-демократического политического дискурса... Не равные себе религия, мысль, культура, экономика и социальность - все это определило глубокий и общеизвестный драматизм не только внутренних судеб Европейской цивилизации, но и всей истории европейского присутствия в мире. А одной из драматических внутренних издержек научной доминанты европейского цивилизационного роста оказался разветвленный феномен " идеологии этого, по мысли Маркса, " ложного сознания". Познавательный и ментальный механизм идеологического феномена связан с трактовкой фрагментарных, произвольно выделенных человеческих реальностей как самодовлеющих и всеопределяющих " абстрактных сущностей". Исторически идеологии - эти воистину бэконовские идолы нации, класса, расы, технологической эффективности и т.д. - сыграли существенную роль детонатора двух начавшихся именно в Европе мировых войн и всех сопутствовавших им жестокостей. И не случайно Н.И. Кузнецова трактует сферу " идеологических" отношений как одну из форм внешнего отчуждения феномена Науки. " Содержание различных идеологий, - говорит проф. Кузнецова, - трудно поддается единой классификации. Идеологией может стать что угодно - даже научные теории, скажем, законы механики или основные результаты эволюционного учения. Основа для координации сложных коллективных действий в идеологии налицо, зато свобода мысли и сомнения принципиально отсутствуют... Идеология партийна, частичка... ибо сама является основой политической дифференциации и партийного строительства... Есть типовые случаи дифференциации взглядов, - например, выделение в политике центристов, правых и левых. Понятно, что кто-то всегда стремится сохранить существующую форму правления, кто-то считает нужным радикально ее обновить, и есть партия середины, компромисса, центра. Не всегда левые прогрессивны, не всегда правые ведут к регрессу, не всегда удается политика компромисса". Но, по мысли Н.И. Кузнецовой, даже в условиях самых суровых идеологических столкновений европейская мысль и практика бились над задачами соединения несоединимого, согласования не-согласуемого, диалогизации антагонизмов. И это стало как бы цивилизационным жребием Новой Европы. И в данном контексте сам новаторский, революционно-критический импульс приобрел в европейской истории не только разрушительные, но и консервативные черты. Парадоксальным образом он сам стал традицией, как стали традиционными оппонентами " прогрессу" стремление к бережению и компромиссу. Однако Церковь, школа, язык, словесность, многовековая трансляция научных и философских знаний, этнокультурное своеобразие, устойчивость правоотношений - исторически все это смогло удержаться на плаву лишь благодаря тщательному рациональному осмыслению и даже некоторой осознанной ассимиляции вызовов, стимулов и сил критицизма и протеста. Н.И. Кузнецова говорит в этой связи: «Революционно-волюнтаристский лозунг Франции 1789 г. " Свобода, равенство и братство" не был снят в консервативной Англии, а всего лишь рационально переосмыслен: " свобода" означала защиту личности от произвола, " равенство" постулирует одинаковость требований исполнения закона для всех, включая и правящий класс, " братство" предполагает осознание людьми общности... исторической судьбы и разделяемых ценностей». В ходе дискуссии по докладу Н.И. Кузнецовой А.В. Липатов (Институт славяноведения РАН) и А.М. Петров сделали особый упор на проблемы национализма как одной из разрушительных и универсализирующихся в мире издержек научно-технического прогресса Европы и - шире - Запада. По словам А.М. Петрова, никакая яростно проповедуемая " восточная духовность" пока еще не в состоянии всерьез " облагородить" издержки научно-технического прогресса. А вот западогенная по своим интеллектуальным и технологическим предпосылкам " зеленая революция" (равно как - добавлю от себя - и западные новации в области медицины, гигиены, охраны труда, правоведения) избавила миллионы и миллионы людей Востока от голодной смерти или излишних страданий.
ДРАМА ГЛОБАЛИЗАЦИИ Исторически глобализационная эпоха последних десятилетий вольно или невольно была инициирована экономическим и научно-техническим ростом и политическими успехами Европейской цивилизации, в частности и успехами ее относительно обособившейся Североамериканской ветви. Однако Европа оказалась не только триумфатором и пользователем, но и заложницей собственного прогресса. Поневоле приходит на память сюжет баллады Гете " Ученик чародея": молодой маг вызывал к жизни стихию такой мощи и размаха, что совладать с нею ему оказалось не по силам. По словам директора ИМЭМО академика Н.А. Симония, у нынешнего Запада уже не хватает организационных и информационных ресурсов для ассимиляции и аккультурации наводняющих его эмигрантских потоков. И все же, по мнению проф. Б.С. Орлова, основного докладчика на третьей сессии конференции, приходится удивляться не только нынешнему всеевропейскому воспроизведению сюжета " Ученика чародея", но и огромной жизненной силе Европейской цивилизации, связанной с ее традиционным стремлением и характерной способностью примирять и даже отчасти интегрировать несходные тенденции и процессы. На этом собственно и строятся нынешние формы созидания европейского демократического пространства. Традиционное европейское искусство институци-онализации и - через институционализацию - частичного преодоления теоретического или социального спора касается и отношений этнонациональных. Так, в течение последних десятилетий исподволь создаются предпосылки для сотрудничества веками враждовавших наций (например, французов и немцев, немцев и поляков и т.д.). «Пессимистическая оценка истории Европы, - продолжает Б.С. Орлов, - не новость. Вспомним хотя бы Освальда Шпенглера с его нашумевшей книгой «Гибель Абендланда», которая известна в России с давних времен под названием " Закат Европы". Шпенглер выпустил свою книгу в 1918г., когда Германия потерпела поражение в Первой мировой войне и на смену имперскому режиму пришла неустойчивая демократия Веймара. Оснований для горьких размышлений было более чем достаточно. Сегодня мы можем сказать, что прогноз Шпенглера подтвердился. Но только частично. Погиб Абендланд, как его понимал немецкий философ, с его системой ценностей, культивируемой европейской аристократией, и в первую очередь аристократией духа. Началась эпоха... " восстания масс", эпоха тоталитарных режимов. Время новых поисков в разных видах искусства. На смену граммофону пришло радио, затем телевизор, затем компьютер. На смену аристократическому сознанию пришло демократическое мировосприятие с упором на права человека. И теперь снова встает вопрос: " устала" ли Европа... или найдет в себе силы оставаться не просто " историческим музеем" человечества, его " картинной галереей"... но превратится в динамическое сообщество, которое возьмет на себя роль гибкого и мудрого посредника между сторонниками однополярности в США, с одной стороны, и сторонниками " многополюсности", с другой - допускающими в числе иных " полюсов" существование недемократических режимов в фундаменталистской религиозной оболочке. В этом... будет состоять главное предназначение Европейской цивилизации в будущем человечества». Поразительная цивилизационная черта Европы - в долговременных, осознанных или полуосознанных, умениях институционализировать конфликты и соотносить неразменное, - на взгляд многих участников конференции, отражена и в истории, и в возможных перспективах европейско-российских отношений. Цивилизационный облик России не чужд, но и не тождествен европейскому: Россия для Европы, как и Европа для России, не столько свое, сколько свое другое. Б.С. Орлов считает, что нынешний возобладавший в России " евразийский" взгляд, который ставит во главу угла не принцип поиска долговременного и институционально оформленного компромисса, но принцип благодетельствующей власти (а благодеяния неограниченной власти по определению сомнительны) вносит в проблему " Россия-Европа", и без того сложную и запутанную, лишь дополнительные и неоправданные трудности. По словам докладчика, две цивилизационные доминанты Европы - инновационность и глубина гуманистической памяти - не чужды и России. Но ни в Европе, ни в России сохранение этих высоких доминант ничем и никем автоматически не гарантировано. И это обстоятельство питает не только нынешние тенденции " европессимизма", но и пессимистические трактовки возможных будущих путей России. По мысли Ю.А. Борко, как у " европессимизма", так и у " руссопессимизма" - немалые объективные предпосылки: обезличивающие системы производства и потребления, обезличка внутреннего облика человека системами бюрократической государственности и навязчивого масскульта. Все эти угрозы великой европейской персоналистической традиции налицо. Роль мирового лидера Европа утратила навсегда. Но при этом она сумела - вопреки всем своим эксцессам и срывам - сохранить за собой объективный статус мировой лаборатории толерантного общежития (хотя лаборатория эта во многих отношениях действовала и продолжает действовать под прикрытием военного " зонтика" США). Но так или иначе, в плане истории глобальной цивилизационный статус Европы остается ценным и неупразднимым. Двое из участников конференции, причем оба известные философы, именно со своих, сугубо профессиональных позиций выступили одновременно и против " европессимизма" и против " руссопессимизма". По словам Э.Ю. Соловьева, уже сами по себе попытки понять и теоретически описать " нормативный образ", " нормативный лик" Европы, в том числе и те попытки, которые были предприняты на этой конференции, объективно противостоят силам внутриевропейской (а заодно и внут-рироссийской) энтропии и распада. Тем паче, что российская мысль, российское творчество, российское образование не только зависели и продолжают зависеть от Европы, но отчасти и сами вносили и продолжают вносить свой вклад в европейское развитие. А.А. Пелипенко высказался на сей счет еще более определенно. Личность всегда в меньшинстве. " Пространства свободы" - даже в самых эмансипированных и культурных обществах -всегда невелики и конфликтны. Но без этих пространств история как человеческая история нам попросту не дана. Так рассуждают философы. А что говорят о нынешних цивилизационных проблемах Европы социологи-эмпирики? Проф. Рюдигер Роберт (Мюнстерский университет) предложил участникам конференции проработанный на материалах нынешней Германии доклад " Глобализация и европейские муниципалитеты". По словам проф. Р. Роберта, повседневное европейское общежитие вместе с его этнической, религиозной и культурной пестротой уже приобретает черты многоцивилизационности. В этом смысле " глобальное" начинает на европейских, и в частности немецких, пространствах преобладать над " локальным". Но что всерьез компенсирует энтропийные черты этого процесса (во всяком случае, в условиях нынешней Германии) -относительная отлаженность правового поля и демократических традиций, позволяющая непохожим друг на друга людям выстраивать конструктивные отношения на уровне местного самоуправления. На мой взгляд, доклад проф. Р. Роберта дает пищу для размышлений о тех уникальных право- вых и политических матрицах, которые в той или иной мере поддерживают цивилизационную : преемственность Европы. Преемственность в ту эпоху, когда цивилизационная реальность так или иначе меняется под воздействием глобальных условий. Вообще сама структура нынешнего европейского общежития чрезвычайно сложна. Ибо, как отметил Ю.И. Игрицкий (ИНИОН РАН), в нынешний не вполне гармоничный " европейский концерт" входят не только не похожие друг на друга страны " базовой" (то есть Западной) Европы, но и не вышедшие на постиндустриальные рубежи страны Центральной и Восточной Европы. Но и среди этих стран - явный экономический и социокультурный разрыв между государствами Вышеградской группы и остальными... Так что перед значительной частью нынешних номинальных европейцев на западе и на востоке континента маячит угроза вольного или невольного превращения в маргиналов, если не сказать в социокультурных люмпенов европейского общежития. Впрочем, как уже говорилось выше, вся европейская история была и остается историей разрешения неразрешимых цивилизационных задач и загадок. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ Подводя теоретические итоги двух дней конференции, автор настоящего обзора выступил с новыми соображениями по той же самой проблеме " цивилизационного лика Европы". - Цивилизация есть всегда предмет междисциплинарного изучения, а иной возможности не - К сожалению, не вполне проявил себя столь важный для российских исследователей вопрос о - Мы не вполне оцениваем важность изучения национальных вкладов в этот сложный, а подчас С точки зрения автора обзора, одним из таких методологически важных " ключей" к осмыслению прошлого, настоящего и будущего Европы является итальянское философское наследие прошлого, XX столетия. В это наследие входят труды плеяды мыслителей несхожих мировоззрений, политических и религиозных убеждений, но все это наследие центрировано трудами дона Бенедетто Кроче (1886-1952). Этих мыслителей - от убитого по тайному приказу Муссолини юного философа Пьеро Гобетти (1901-1926) до недавно ушедшего из жизни Норберто Боббио (1909-2004) - роднит некая и притом в высшей степени европейская идея: человеческие общности и свободы достижимы лишь при нами же выстроенных и в нас самих укорененных культурных гарантиях; никакого свободного и достойного общежития нельзя построить на культурном нигилизме, на глумлении над духовным наследием тех или иных народов; каждый из этих мыслителей, отталкиваясь от своих собственных философских посылок, от своей субъективной веры или неверия, приходит к идее, что Европа так или иначе выстрадала христианский образ человека. Все эти мыслители едины и еще в одной чрезвычайно важной с точки зрения познания Европы идее. Чуждые тоталитаристской ненависти к рыночной проблематике, они тем не менее едины в том воззрении, что свобода в современном обществе коренится не только и даже не столько в рынке, сколько в труде. Обладатели материальных и финансовых благ могут легко предавать ценности права, достоинства и свободы. Но в этих ценностях более всего заинтересованы те, по существу, малоимущие, для которых мысль, мастерство, общение и достоинство - непременные условия повседневного существования и осмысленного пребывания в мире. Причем касается это не только " высоколобых", но и креативной части рабочего класса, клерков, фермерства, третичного сектора... Другое дело, что в нынешних постиндустриальных, постмодернистских условиях сложились такие системы производства и управления, которые обрекают значительную часть населения оставаться в статусе тупеющей и более или менее сытой, одетой-обутой полупраздной массы. Но если концентрация масс духовного люмпен-пролетариата, масс, если вспомнить терминологию г-на Проханова, " духовной оппозиции", - еще не последнее слово цивилизационного развития Европы, то в таком случае торопиться на отпевание европейского наследия - дело несколько преждевременное.
|