Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности склонения некоторых существительных
1. Существительные мужского и среднего рода с суффиксом
2. Одушевленные существительные мужского и женского рода с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ишк- в И.п. ед.ч. имеют окончание -а: купчишк-а, вдовушк-а. Окончание -о имеют неодушевленные существительные мужского и среднего рода: городишк-о, полюшк-о. 3. Существительные с вещественными значением чай, сахар и др. в Р. п. имеют вариантные окончания -а (-я), -у (-/о): чашка ча-я — чашка ча-ю, стакан квас-а — стакан квас-у. Более употребительными являются окончания -а (-я). Окончания -у (-ю) могут быть у вещественных существительных при обозначении части целого: килограмм сахар-у, ложка мед-у. 4. Существительные 2-го скл. в П. п. ед. ч. вместо окончания -е могут иметь окончание -у, если выражают обстоятельственное значение места: на кра-ю, на луг-у; ср. о кра-е — о луг-е. 5. Существительные мн. ч. в Р. п. имеют нулевое окончание и основу на -ий, если в И. п. ед. ч. они заканчиваются на безударные -ья, -ье: плясунья — плясуний, поместье — поместий. Если же существительные в И.п. ед.ч. имеют ударные -ья, -ъё, то в Р. п. мн. ч. у них нулевое окончание и основа на -ей: ружьё — \ ружей, статья — статей. Исключение: копье — копий. 6. В Т.п. существительные, являющиеся русскими фамилиями на -ов (-ёв), -ев, -ин (-ын), имеют окончание -ым: Карпов — Карпов-ым, Сычёв — Сычёв-ым, Солжениц-ын — Солженицыным, а существительные, являющиеся названиями населенных пунктов на -ин (-ын) и -ов, — окончание -ом: Ростов — под Ростов-ом, Бородино — под Бородин-ом. 7. В П. п. ед. ч. существительные среднего рода оканчиваются на -ье, если в И. п. ед. ч. они оканчиваются так же: счастье — о счастье, варенье — о варенье. 8. В Р. п. мн. ч. существительные на -ня с предшествующим согласным в И. п. не имеют мягкого знака: ставня — ставен, часовня — ] часовен. Исключения: кухонь, деревень, барышень, боярышень. 9. В И. п. мн. ч. некоторые одушевленные существительные мужского рода имеют окончание -е: горожанин — горожан-е, калужанин — калужан-е. 10. Существительные 1-го и 2-го скл. в Т. п. ед. ч. после шипящих 259. Образуйте от данных существительных существительные с суффиксом -ищ-, употребив при этом нужные окончания. Укажите род существительных. Борода, ветер, забор, жара, нога, дом, столб, локоть, спина баба, сила, пыль, толпа, дождь, бык, сапог. 260. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ушк- Платье, лгун, перо, поле, воля, доля, ружье, волк, купец, ум, забор, заяц, трус, город, зима. 261. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму нужно Вкус (мед), запах (мед), ложка (мед), съесть (мед); купить (сахар), положить в чай ложку (сахар), избыток (сахар), взвесить килограмм (сахар); тосковать о (дом); думать о (берег), стоять на (берег), огни на (берег); фонарь на (мост); жить в (лес); дом на (край) деревни. 262. Перепишите предложения, употребляя существительные, за I. 1. Дни (томление) острых прожиты вместе с белою зимой. (Ахм.) 2. Оставшись один, Тема как-то бессильно, тупо оглянулся, точно отыскивая потерявшуюся связь (событие). (Г.-М.) 3. Когда небольшой запас (сведение) Темы о (гимназия) был исчерпан, кто-то предложил идти купаться. (Г.-М.) 4. Алеша подходит и видит: висит доска, а на доске много (объявление). (Горб.) 5. Женщина потянулась с блаженным сознанием, что лишения (молодость) не приблизили (огорчение) старости. (Леон.) II. 1. Во дни (веселье) и (желанье) я был от балов без ума: верней нет места для (признанье) и для вручения письма. (П.) 2. Во дни (сомненье), во дни тягостных (раздумье) о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый, красивый и свободный русский язык. (Т.) 3. Не устрашуся гибели, ни (копье), ни стрел дождей. (Ее.) 4. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба (ружье) и (орудие), которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. (Л. Т.) 263. Составьте словосочетания, употребив следующие существитель Раздумье, санаторий, армия, ущелье, Дарья, лишение, несчастье, фальшь, гордость, варенье, край, расстояние. 264. Приведенные ниже существительные поставьте в форму Тв. п. ед. ч. Серов, Куприн, Клычков, Карамзин, Рахманинов, Крылов, Соболев, Шишкин, Шмелев, Катаев. 265. Образуйте форму Т. п. ед. ч. Выделите окончания, объясните их Строгино, Орехово-Зуево, Косино, Кусково, Солнцево, Переделкино, Люблино, Красково, Царицыно, Киев, Пушкино. 266. Придумайте 5—6 существительных на -ня. Образуйте от них форму Р. п. мн. ч. Объясните написание образованных вами существительных. 267. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Заросший ПЛЮЩ..М, укрытый плащ..м, вошедший со свеч..й, чашка с блюдц..м, чувствовать сердц..м, с красивым лиц..м, журавлиным кличам, детским гшач..м, открыть ключ..м. 268. Образуйте форму Р. п. мн. ч. от приведенных существительных. Солдат, чулок, сапог, апельсин, 1---------------------------------- ' дно, простыня, блюдце, цапля. 269. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни I. 1. После ча.. мы садились у печ.. и читали. (Пауст.) 2. В памят.. I мелькают картины прошлого. (Гил.) 3. В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свет... (Шукш.) 4. Но вот на дорожк.., около плах.., мелькнула фигура — ] мелькнула и скрылась. (Кор.) 5. Постичь я пытался безумных со-1 быт..й причинность. (Рожд.) П. 1. И ты порой почти полжизн.. ждешь, когда оно придет — | твое мгновение. (Рожд.) 2. Из своих необычайных странствий я | тебе, любимая, привез сон о звездах, дымный запах станц..й и] букет тяжелых влажных роз. (Долм.) 3. В любой облает., человече-1 ского знания заключается бездна поэз... (Пауст.) 4. На душе было! легко от этих мыслей и от ощущения, что все вокруг подвластно | поэзи... (Пауст.) 5. Теперь отец Игнат дома, на кроват.. Манечка в| отчаяни... (Шишк.) 6. Ганин устроился в кают-компани.., где тя-1 жело качалась лампа и стояли на длинном столе какие-то тюкиД как гигантские бледные луковицы. (Наб.) § 61. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные I К разносклоняемым существительным относятся 10 су-1 ществительных на -мя: пламя, время, племя, знамя, семя, имя, вымят темя, стремя, бремя — и существительное путь. Особенностью склонения этих существительных является то, Р. кого? чего? знам-ен-и им-ен-и пут-и Т. кем? чем? знам-ен-ем им-ен-ем пут-ем П. о ком? о чем? о знам-ен-и об им-ен-и о пут-и Несклоняемые имена существительные не имеют падежных окончаний. Значение падежа у этих существительных определяется благодаря другим словам в словосочетании и предложении: подойти к кафе — Д. п.; с забавным шимпанзе — Т. п. 270. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж существитель Недостает времен.., назвать имен..м героя, идти со знамен..м, думать о бремен., невзгод, обогреться у пламен., костра. 271. Просклоняйте существительные пламя, желудь, акварель. Выделите окончания, сравните их. 272. Определите, в каком падеже употреблены несклоняемые существительные в следующих словосочетаниях. Купить бра, отойти от шоссе, есть безе, излечиться благодаря алоэ, дать интервью, встречаться у кафе, с пышным жабо, к красивому кашпо, купить жалюзи, соревнования по водному поло. 273. Составьте и запишите предложения с несклоняемыми существи § 62. Словообразование имен существительных Имена существительные в русском языке образуются разными способами. Приставочный способ — образование существительных с Помощью приставок: от- + звук -> " Шзвук. Суффиксальный способ — образование существительных с помощью суффиксов: забор + -чик — > заборчик; забор + -ищ — > заборище. Приставочно-суффиксальный способ — образование существительных с помощью приставок и суффиксов одновременно: под- + стакан + -ник- < ■ ** подстаканник. Безаффиксный способ — образование существительных от глаголов и прилагательных без участия приставок и суффиксов: син-ий -+ синь; смотр-е-ть -» смотр. Сложение — образование существительных путем сложения целых слов: диван + кровать -> ■ диван-кровать; корней слов с помощью соединительных гласных о или е: лес +о +руб-и-ть -» лесо -руб; пшиком +е + ходить -+ пешеход; основ слов: лес +о + защитный -» лесозащ итный; сложения с одновременным присоединением суффикса: бетон +о + мешать + -лк- (а) -» бетономешалка. Из перечисленных способов словообразования существительных наиболее продуктивным является суффиксальный. Среди суффиксов, участвующих в образовании существительных, можно выделить следующие группы. Суффиксы со значением лица: -тель-: строи-ть — строи-телъ, чита-ть — чита-тель; -ист-: трактор — трактор-ист, гитар-а — гитар-ист; -ник-: лыж-и — лыж-ник, охот-а — охот-ник; -чик-: разнос-и-ть — разнос-чик, груз-и-ть — груз-чик; -щик-: камень — камен-щик, пили-ть — пиль-щик — и некоторые другие суффиксы. Суффиксы со значением предмета: -лк-: вея-ть — вея-лк-а, суши-ть — суши-лк-а; -ок-: гуд-е-ть — гуд-ок, свист-е-ть — свист-ок; -ник-: бумаг-а — бумаж-ник, градус — градус-ник — и некоторые другие суффиксы. Суффиксы с отвлеченным значением: -ни(е)-: мечта-ть — мачта-ни-е, пе-ть — пе-ни-е; -ени(е)-: огорч-и-ть — огорч-ени-е, кипят-и-тъ — кипяч-ени-е; -ств-: автор — автор-ств-о, брат — брат-ств-о; -еств-: сопер-ник — сопер-нич-еств-о, невеж-а — невеж-еств-о; -ость-: горд-ый — горд-ость, смел-ый — смел-ость; -изн-: желт-ый — желт-изн-а, нов-ый — нов-изн-а. Суффиксы субъективной оценки, с помощью которых выражается отношение говорящего к предмету. Принято различать уменьшительно-ласкательные и увеличительно-уничижительные суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ек-, -ок-(-ёк-): звонок — звоноч-ек, кулак — кулач-ок, огонь — огон-ёк; -оньк-, -еньк-: берез-а — берез-оньк-а, дорог-а — дорож-енък-а; -к-: дорог-а — дорож-к-а, берез-а — берез-к-а; -ушк-(-юшк-), -ишк-(-ышк-): мать — мат-ушк-а, вол-я — вол-юш-к-а, брат — брат-ишк-а, пер-о — пер-ышк-о; -ец-: хлеб — хлеб-ец, мороз — мороз-ец; -иц-: сестр-а — сестр-иц-а, масл-о — масл-иц-е; -чик-: вокзал — вокзаль-чик, карман — карман-чик; -ик-: двор — двор-ик, стол — стол-ик. Увеличительно-уничижительные суффиксы: -ищ-: бород-а — бород-ищ-а, ветер — ветр-ищ-е, пол-е — пол-ищ-е; -ишк-: нос — нос-ишк-о, голос — голос-ишк-о; -онк- (-ёнк-): одежд-а — одеж-онк-а, рук-а — руч-онк-а, лошадь — лошад-ёнк-а. 274. Составьте схемы строения следующих существительных. Укажи Образец: молотокП; молот -» молот-ок — суффиксальный способ; " " П. Молоток, подводник, волейболист, буфетчик, канатоходец, увлечение, листопад, дороженька, усиление, подберезовик, синичка, садовод, медвежонок, земледелец, скороговорка. 275. Образуйте существительные со значением лица от приведенных Летать, нырять, буфет, грузить, фонарь, строить, виолончель, машина, водить, дрессировать, воспитать, носить, дружина. 276. Из данной группы существительных выпишите только те, стро Звонок, вершок, кувырок, ходок, песок, носок, волосок, совок, потолок, дружок, каток, едок, котелок.
277. Приведенные ниже существительные распределите по двум груп Бороденка, платьишко, хлебец, здоровьишко, ножонка, головища, избенка, гнездышко, грибок, креслице, пиджачок, рубашонка, домище. 278. С помощью суффиксов субъективной оценки образуйте новые существительные от приведенных ниже. Образец: сестр-а -» сестр-енк-а, сестр-иц-а, сестр-ичк-а. Человек, голос, мороз, глаз, волк, нос, заяц, забор, сила, fflra, шуба. 279. Подберите существительные, строение которых соответствует схемам: ' " -ость-D, ' -ни-ш, ' -йзн-ш, ' ~-оЪ-щ. К какой группе по значению относятся эти существительные? 280. Составьте и запишите 2—3 предложения с существительными из предыдущего задания. Укажите, в форме какого падежа употреблено каждое из этих существительных.
|