Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок разбора имени существительного
1. Часть речи. 2. Начальная форма (И.п. ед.ч.). 3. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное; г) род; д) склонение. 4. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число. 5. Функция в предложении. Образец разбора: На_ том материку твоя звезда горит. (Рожд.) На материке 1. Имя существительное. 2. Начальная форма: материк. 3. Постоянные признаки: а) нарицательное; б) неодушевленное; в) конкретное; г) мужской род; д) 2-е склонение. 4. Непостоянные признаки: а) предложный падеж; б) единственное число. 5. В предложении является обстоятельством места. Звезда 1. Имя существительное. 2. Начальная форма: звезда. 3. Постоянные признаки: а) нарицательное; б) неодушевленное; в) конкретное; г) женский род; д) 1-е склонение. 4. Непостоянные признаки: а) именительный падеж; б) единственное число. 5. В предложении является подлежащим. 293. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор всех существительных. В столовой царил обычный утренний бе..порядок — на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерт.. куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с з..стывшим белым жиром. Тема подошел к отдельному стол..ку, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двер.. и тихо, чтобы не произвести шума, п..вернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу. Его обдало свежей сыростью ра(с, сс)вета. День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям точно клочьями п..висли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террас, было пусто, и только платок матери, забытый на скамейк.., одиноко валялся, живо напомнив Тем., вчерашний вечер со всеми его перипетиями и с сладким примирительным концом. (Н. Г. Гарин-Михайловский) Вопросы и задания для самопроверки 1. Что изучает морфология? 2. Дайте определение части речи. 3. Назовите самостоятельные и служебные части речи. 4. Дайте определение имени существительного. 5. Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного. 6. Чем различаются одушевленные и неодушевленные существительные? 7. Как определяется род имени существительного? Как установить род несклоняемых существительных? 8. Назовите разряды существительных по значению. 9. Что такое склонение? Перечислите типы склонения имен существительных. 10. Расскажите о способах словообразования имен существительных. Задания для самостоятельной работы 294. Найдите «лишнее» существительное. Объясните свой выбор. 295. Выберите существительное, отвечающее следующей характерис 1) Гербарием; 2) дочерью; 3) очарованием; 4) вуалью. 296. Найдите существительное, не имеющее рода. Объясните свой вы Шимпанзе, грязнуля, моль, ножницы, метро. 297. Перепишите, вставляя гласные в суффиксах имен существитель 1. Хорошо ивняком при дороге сторожить задремавшую Русь.; (Ее.) 2. По двору, там и сям, были разбросаны деревянные дом..ки, занесенные снегом, забитые досками. (Тел.) 3. На реках появляются во льду первые промо..ны с черной водой, а на буграх -I протал..ны и проплеш..ны. (Пауст.) 4. Я знал несколько паромщ..-: ков и перевозч..ков. (Пауст.) 5. В один год высокая трава иван-чай проросла через бревн..шки, и от всей избушки остался на лесной поляне холм..к, покрытый красными цветами. (Пришв.) 298. Перепишите, вставляя окончания имен существительных. Опре 1. В кают.. Гёза стоял портрет неизвестной девушк... (Грин) 2. Устав прислушиваться, я сел и погрузился в раздумь... (Грин)| 3. В кубрик., было двое матросов. (Грин) 4. Не жалея о сгибшей: надежд.., я сумею тебе подпевать. (Ее.) 5. Шагал я с багаж..м,; счастливый и свободный. Не отягчил я грабеж..м своей сумы по-1 ходной. (Марш.) 6. Пусть воды их в ее течень.. неразличимы, как одна. (Твард.) 7. Пчела за данью полевой летит из кель.. восковой. (П.) 8. К трибун., подходили делегаты. (И. и П.) 9. Старичок расспрашивал Владимира Сергеича об его имени.., о состояни.. его лесных и других дач, об усовершенствованиях, которые он уже ввел или только намеревался ввести в своем хозяйств... (Т.) 299. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях имен
1. Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать де-J вятый год, но в ее присутстви.. он j чувствовал себя школьн..ком, студент..ком, точно разн..ца лет между ними была гораздо значитель-1 нее. 2. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, вид-нелась ручка колокольч..ка, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце — явные признаки прогрессивных стремлен..й хозяйк... 3. В сухом и чистом! воздух., пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час j до ноч.. вы не чувствуете сырост... 4. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба. 5. Поставщики материала на бумаж- j ные фабрики поручают закупку тряпья особенного рода людям, которые в иных уездах называются «орлами». 6. Его здравый смысл охотно подтрунит над сухопарым немецким рассудком; но немцы, по словам Хоря, любопытный народ..ц, и поучиться у них он I готов. 7. Дожд..к сеялся все мельче и мельче, солнце заиграло на мгновение. 8. Казач..к доложил о приход., двух приятелей. 9. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молод..сть Елены, в бездействи.. внешнем, во внутренней] борьбе и тревог... 10. В самый разгар этой оглушительной потех.. К J воротам подъехал загрязненный тарантас, и человек лет сорока пяти, в дорожном платы., вылез из него и остановился в изумлены.. 11. Не успел рассказчик произнести это последнее слово, как вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мрак...12. Рудин начал ходить взад и вперед по плотин.., покрытой цепким лопушн..ком и почернелой крапивой. (Из произведений И. С. Тургенева) ГЛАГОЛ ч § 66. Понятие о глаголе Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие: пилить, варить, двигать, состояние: спать, тосковать, радоваться — или отношение: быть, стать, казаться — как процесс, т.е. в движении, развитии. Глагол отвечает на вопросы что делать? — спешить и что сделать? — поспешить. Общее грамматическое значение глагола — это значение действия. Термин действие понимается в этом случае очень широко и включает все, что представлено в языке как процесс: а) физическое действие, осуществляемое человеком или животным: копать, строить, грызть; б) умственное действие: считать, решать, думать; в) речевое действие: говорить, восклицать, вскрикнуть; г) физическое, психическое, эмоциональное и другие виды состояний: болеть, нервничать, восхищаться, страдать; д) процесс передвижения: ходить, летать, вбежать; е) процессы, происходящие в природе: дождит, светает, моросит — и др. Важнейшим признаком любого действия является то, что оно изменяется, протекает во времени, т.е. имеет начало — заиграть, продолжение — играть и конец — доиграть. Действие может совершаться реально — пришел или только предполагаться — пришел бы, приди. Глагол — одна из самых богатых значениями и оттенками значений частей речи в русском языке. Это разнообразие объясняется большим количеством действий, состояний и отношений, которые производит, испытывает или в которые вступает человек. Морфологическими признаками глагола являются: изменение по наклонениям (изъявительное, побудительное и условное), в изъявительном наклонении — по временам (настоящее, прошедшее и будущее) и числам (единственное и множественное). По лицам (1, 2, 3-е) и родам (мужской, женский и средний) глаголы изменяются не во всех формах. Глагол как часть Речи имеет формы причастий и деепричастий: читающий, читавший, читаемый, читая; скрывший, скрытый, скрыв.
Словообразовательными признаками глагола являются: 1) наличие суффиксов неопределенной формы -тъ, -ти: чита-ть, нес-ти; 2) наличие суффикса прошедшего времени -л-: рисова-д, вздрогну-л-а, зелене-л-о; 3) наличие типичных глагольных суффиксов -и-, -е-, -а-, -ова-/-ева-, -ну- и др.: провер-и-ть, вис-е-ть, дел-а-ть, путешеств-ова-ть, гор-ева-ть, прыг-ну-ть. Синтаксическим признаком глагола является его важнейшая функция в предложении — функция сказуемого: Свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума (Ее). Некоторые глагольные формы могут быть другими членами предложения. Так, для полного причастия характерна роль согласованного определения: Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей (Л.); деепричастие обычно является обстоятельством со значением добавочного действия: Обратно шли медленно, молча (Пауст.). Я стоял на рубк.. над кают-компанией и с бессмысленной пристальностью сл.-дил за ним [за господином]. Потом так же тупо стал смотреть на туманивш..йся на горе город, на гавань. Темнело, орудийная, а за нею ружейная стр..льба смолкла, и в этой т..шине и уже спокойно надвигающ..хся сум..рках чувствовалось, что дело сделано, что город сдался... (И. Бунин) 304. В каких формах глагол изменяется по лицам? Проспрягайте данные глаголы в единственном и множественном числе. Смотреть, укрывать, победить. Частица не пишется с глаголами раздельно: не жди, не сказали, не пришла бы. Исключение составляют глаголы, которые без не не употребляются: недомогать, негодовать, неволить, невзлюбить, ненавидеть; нездоровится, неймется и др.
300. Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются формами 1. Нина Порфирьевна поставила на чугунную плитку чайник. Он тотчас тихонько засипел, запел, потом начал булькать, бурлить, выплескивать кипяток, будто радовался, что так быстро и хорошо сделал свое маленькое, но доброе дело. (Пауст.) 2. И, признав свое поражение, она сказала почти жалеючи: «Ты еще поплатишься за это!» (Наг.) 3. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. (Т.) 301. От следующих глаголов образуйте формы наклонений: 1) изъя Образец: петь — поет, пой, пел бы. Спешить, бежать, сдавать, работать, плакать. 302. От следующих глаголов образуйте формы времени: 1) настояще Образец: говорить — говорит, говорил, будет говорить. Знать, входить, думать, слать, настаивать. 303. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите формы про 305. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правопи 1. Но перед идолами света (не) гну колени я мои; как ты, (не) знаю в нем предмета ни сильной злобы, ни любви. (Л.) 2. Но роза милая (не) чувствует, (не) внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет. (П.) 3. Вечером этого дня Николай никуда (не) поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. (Л. Т.) 4. Я — кинодублер. (Не) слыхал о профессии этой? Пока не воспетой. И правильно, что не воспетой! Понять (не) могу, почему мне еще (не) обрыдла профессия драться, профессия прыгать с обрыва. (Рожд.) 5. Над черной слякотью дороги (не) поднимается туман. (Бл.) 6. Не стыдно (не) знать — стыдно (не) учиться. (Поел.) 7. И я продолжаю ее [Антонину Ивановну] (не) навидеть. (Наг.) 306. Составьте и запишите словосочетания с глаголами, которые не Невзлюбить, нездоровиться, негодовать, недомогать.
|