Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словообразование глаголов






Глаголы в русском языке могут образовываться разными спо­собами от разных частей речи. Наиболее продуктивным является приставочный способ словообразования глаголов. При помо­щи приставки глаголы образуются от глаголов: читать — про'-чи-тать, ~вь1-читатъ, ~дЗ-читать, перё-читать и др. Глаголы, образо­ванные приставочным способом, приобретают новые оттенки зна­чений: кипеть~вд-кипеть (действие, доведенное до резу льтата); прыгать — ~Ш-прыгать (начало действия); жаритьпро'-жарить (интенсивное действие) и др. Прибавление некоторых приста­вок ведет к изменению вида глагола: делатьТ-делать, лететьУ-лететь, писать — Ш'-писать.

Суффиксальным способом глаголы могут образовывать­ся от имен существительных, прилагательных и других глаголов: батрак — батрач-и-ть, серьезный — серьезн-ича-ть, висетьве-ша-ть.

От существительных глаголы образуются при помощи суффик­сов -и-, -а-, -ирова-, -нича-, -ствова- hjhx^ смола — смол-и-ть, седлоседл-Ъ-ть, асфальт — асфальт-ирова-ть, столяр — сто-ляр-нича-ть, председательпредседатель-ствова-ть.

От прилагательных глаголы образуются при помощи суффик­сов -и-, -е-, -ича- и др.: глупыйглуп-и-ть, белый — бел-е-ть, важныйважн-ича-ть.

От глаголов новые глаголы образуются при помощи суффик­сов -и-, -а-, -ива-/-ыва-, -ва- и др.: погаснуть — погас-и-ть, ви-


сетьвеш-а-ть, рассмотреть — рассматр-ива-ть, подглядетьподгляд-ыва-ть, бытьбы-ва-тъ.

Приставочно-суффиксальным способом глаголы об­разуются в основном от существительных и прилагательных, реже — от глаголов. Используются суффиксы -и-, -е-, -ся-, -ива-/-ыва-, -ну- и др. в сочетании с разнообразными приставками: звукд'-звуч-и-ть, седой — Лд-сед-е-тъ, слуш атьТР-слушатъ-ся, кашлять — Лд-каиы-ива-ть, прыгатьпод-прыг-ну-ть.

Вызывает затруднения правописание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ива-/-ыва: воевать и настаивать. Для того чтобы определить, какую гласную надо писать в суффиксе, необходи­мо поставить глагол в форму 1-го лица единственного числа. Если в этой форме глагол оканчивается на -ую или -юю, следует писать гласную о или е: торговать {торгую), потчевать (потчую). Если глагол оканчивается на -ываю или -иваю, то нужно писать гласную ы или и: подбадривать (подбадриваю), воспитывать (воспитываю).

359. Образуйте глаголы приставочным способом от следующих глаго­
лов. Обозначьте приставки, укажите вид глаголов. Определите, какие но­
вые оттенки значений имеют образованные вами глаголы.

Образец: делать (несов. вид) —~ёделать (сов. вид): измени­лось значение вида; кричать (несов. вид) — ~з~3кричатъ (сов. вид.): начало действия.

Бежать, смотреть, гордиться, пылать, лечь, готовиться, бе­речь, мчаться, спорить, печь, руководить.

360. Используя суффиксы, образуйте глаголы от следующих слов. Вы­
делите словообразовательные суффиксы глаголов.

1. Имена существительные: мороз, пар, гнев; обед, плотник,
дума; секрет, токарь, бродяга; горе, пир, зима; фотограф, поза,
пилот; учитель, привет, зверь.

2. Имена прилагательные: светлый, больной, молодой; нервный,
подлый, скромный; усердный, мудрый.

361. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скоб­
ках запишите глагол в форме 1-го лица единственного числа, который
помогает определить, какую букву надо писать в суффиксе.

Образец: заглядывать в тетрадь (заглядываю).

Долго путешеств..вал, во..вать с комарами, захаж..вал в гости, почит..вать книги, атаковать противника, аккомпанировать на ро­яле, шнур..вал ботинки, посвист..вал в саду.



362. Определите, от какой части речи и каким способом образованы
следующие глаголы. Выделите словообразовательные морфемы.

Образец: приземлиться: от существительного земля приста-вочно-суффиксальным способом: при'-земл- и-ть-ся.

Озвучить, вздремнуть, крепчать, скупиться, веселеть.

363. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописа­
ние суффиксов и окончаний глаголов.

1. Ты не хоч..шь мне зла. Ты меня предавать не захоч..шь. (Рожд.) 2. Впереди виднелся второй мост, как будто перехват..вающий реку узким горлом; за ним она опять расширялась. (Купр.) 3. Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увид..шь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. (Б.) 4. То шишкой запуст..т в загривок, то ночью вдруг начнет голосить, как младенец. Безобразнич..ет, понятно. (Пауст.) 5. Будучи умен не по летам, я эксплуатир..вал ее тайну, как хотел: не учил уроков, ходил в классной вверх ногами и говорил дерзо­сти. (Ч.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал