Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словообразование глаголов
Глаголы в русском языке могут образовываться разными способами от разных частей речи. Наиболее продуктивным является приставочный способ словообразования глаголов. При помощи приставки глаголы образуются от глаголов: читать — про'-чи-тать, ~вь1-читатъ, ~дЗ-читать, перё-читать и др. Глаголы, образованные приставочным способом, приобретают новые оттенки значений: кипеть — ~вд-кипеть (действие, доведенное до резу льтата); прыгать — ~Ш-прыгать (начало действия); жарить — про'-жарить (интенсивное действие) и др. Прибавление некоторых приставок ведет к изменению вида глагола: делать — Т-делать, лететь — У-лететь, писать — Ш'-писать. Суффиксальным способом глаголы могут образовываться от имен существительных, прилагательных и других глаголов: батрак — батрач-и-ть, серьезный — серьезн-ича-ть, висеть — ве-ша-ть. От существительных глаголы образуются при помощи суффиксов -и-, -а-, -ирова-, -нича-, -ствова- hjhx^ смола — смол-и-ть, седло — седл-Ъ-ть, асфальт — асфальт-ирова-ть, столяр — сто-ляр-нича-ть, председатель — председатель-ствова-ть. От прилагательных глаголы образуются при помощи суффиксов -и-, -е-, -ича- и др.: глупый — глуп-и-ть, белый — бел-е-ть, важный — важн-ича-ть. От глаголов новые глаголы образуются при помощи суффиксов -и-, -а-, -ива-/-ыва-, -ва- и др.: погаснуть — погас-и-ть, ви- сеть — веш-а-ть, рассмотреть — рассматр-ива-ть, подглядеть — подгляд-ыва-ть, быть — бы-ва-тъ. Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются в основном от существительных и прилагательных, реже — от глаголов. Используются суффиксы -и-, -е-, -ся-, -ива-/-ыва-, -ну- и др. в сочетании с разнообразными приставками: звук — д'-звуч-и-ть, седой — Лд-сед-е-тъ, слуш ать — ТР-слушатъ-ся, кашлять — Лд-каиы-ива-ть, прыгать — под-прыг-ну-ть. Вызывает затруднения правописание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ива-/-ыва: воевать и настаивать. Для того чтобы определить, какую гласную надо писать в суффиксе, необходимо поставить глагол в форму 1-го лица единственного числа. Если в этой форме глагол оканчивается на -ую или -юю, следует писать гласную о или е: торговать {торгую), потчевать (потчую). Если глагол оканчивается на -ываю или -иваю, то нужно писать гласную ы или и: подбадривать (подбадриваю), воспитывать (воспитываю). 359. Образуйте глаголы приставочным способом от следующих глаго Образец: делать (несов. вид) —~ёделать (сов. вид): изменилось значение вида; кричать (несов. вид) — ~з~3кричатъ (сов. вид.): начало действия. Бежать, смотреть, гордиться, пылать, лечь, готовиться, беречь, мчаться, спорить, печь, руководить. 360. Используя суффиксы, образуйте глаголы от следующих слов. Вы 1. Имена существительные: мороз, пар, гнев; обед, плотник, 2. Имена прилагательные: светлый, больной, молодой; нервный, 361. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скоб Образец: заглядывать в тетрадь (заглядываю). Долго путешеств..вал, во..вать с комарами, захаж..вал в гости, почит..вать книги, атаковать противника, аккомпанировать на рояле, шнур..вал ботинки, посвист..вал в саду. 362. Определите, от какой части речи и каким способом образованы Образец: приземлиться: от существительного земля приста-вочно-суффиксальным способом: при'-земл- и-ть-ся. Озвучить, вздремнуть, крепчать, скупиться, веселеть. 363. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописа 1. Ты не хоч..шь мне зла. Ты меня предавать не захоч..шь. (Рожд.) 2. Впереди виднелся второй мост, как будто перехват..вающий реку узким горлом; за ним она опять расширялась. (Купр.) 3. Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увид..шь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. (Б.) 4. То шишкой запуст..т в загривок, то ночью вдруг начнет голосить, как младенец. Безобразнич..ет, понятно. (Пауст.) 5. Будучи умен не по летам, я эксплуатир..вал ее тайну, как хотел: не учил уроков, ходил в классной вверх ногами и говорил дерзости. (Ч.)
|