Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок разбора глагола
I. Часть речи. II. Начальная форма глагола (неопределенная форма). III. Постоянные признаки: 1) вид (совершенный или несовершенный; одновидовой, двувидовой глагол); 2) возвратность (возвратный или невозвратный); 3) переходность (переходный или непереходный); 4) спряжение (I или II). IV. Непостоянные признаки: 1) наклонение (изъявительное, сослагательное или повелительное); 2) время (если есть; время определяется только в формах изъявительного наклонения); 3) лицо (если есть; лицо определяется в формах настоящего/ будущего времени); 4) число; 5) род (если есть; род определяется в формах единственного числа прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения). V. Синтаксическая функция (каким членом предложения явля Образец разбора Произошло еще много такого, чего я не решусь рассказать. (Ч.)
Произошло — глагол; начальная форма — произойти; совершенного вида (что сделало?); невозвратный; непереходный; I спряжения. Употреблен в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, среднего рода. В предложении является сказуемым: много такого произошло, условно согласуется в единственном числе и среднем роде с подлежащим много такого. Не решусь — глагол; начальная форма — решиться; совершенного вида; возвратный; непереходный; II спряжения. Употреблен в форме изъявительного наклонения, будущего времени (форма простого будущего), 1-го лица, единственного числа. В предложении является вспомогательной частью составного глагольного сказуемого: не решусь рассказать. Рассказать — глагол; употреблен в начальной форме рассказать; совершенного вида; невозвратный; переходный; I спряжения. В предложении является основной частью составного глагольного сказуемого: не решусь рассказать. Вопросы и задания для самопроверки
1. Приведите определение глагола как части речи. Каково общее грамматическое значение глагола? Назовите морфологические, словообразовательные и синтаксические признаки глагола. Иллюстрируйте свой рассказ примерами. 2. Какая форма называется неопределенной формой глагола? Какие синтаксические функции может выполнять эта форма? Приведите примеры. 3. Как различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Какие глаголы называются одновидовыми и двувидовыми? Приведите примеры. 4. Как различаются переходные и непереходные глаголы? Дайте определение возвратных глаголов. Приведите примеры из художественных текстов. 5. Перечислите наклонения глагола. Почему значение времени можно определить только в изъявительном наклонении? 6. Как образуются формы сослагательного наклонения? Как пишется частица бы в этих формах? Приведите примеры. 7. Какие значения имеют формы повелительного наклонения? Как образуются эти формы? Приведите примеры. 8. Какие формы времени имеет глагол в изъявительном наклонении? Покажите на примерах, как образуются эти формы. гласной перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени глагола? Подтвердите примерами. 11. Перечислите формы будущего времени глагола. Покажите на примерах, как они образуются. 12. В каких формах глагол изменяется по лицам? Приведите примеры. 13. Что обозначают глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица? Приведите примеры, когда действие, названное глаголом, выполняется: 1) говорящим; 2) собеседником; 3) косвенным участником. 14. Какое значение имеют безличные глаголы? Почему они так называются? 15. Какие глаголы относятся к I спряжению? Ко II спряжению? Как определить, какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола? Проиллюстрируйте свой рассказ примерами. 16. Что нужно сделать, чтобы определить, какую гласную надо писать в глагольных суффиксах -ова-/-ева- и -ыва-/-ива-7 Приведите примеры. Задания для самостоятельной работы 364. В какой форме глагол может быть в предложении подлежащим, а) в форме изъявительного наклонения; б) в безличной форме; в) в неопределенной форме? 365. В каком предложении глагол употреблен в форме сослагательно 1. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (М.) 2. Если б вся любовь была счастливой, не было бы песен о; любви... (Рожд.) 3. Нельзя, милая княгиня, и рад бы не перечислять, да не могу. (Б.) 366. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните правописа 1. В деревне жизнь началась днями мирными, очаровательными. (Б.) 2. — Куда тороп..шься\ — крикнула Матрена. — Шею умой сначала, ход..шь тут обормотом. (Пауст.) 3. Едва зайдет солнце и землю окута..т мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, й| степь легко вздыха..т широкою грудью. (Ч.) 4. Но сзади его послышался быстрый топот босых ног. (Б.) 5. Вы бы постыдились серость свою показывать перед всем Черным морем. Нашлись какие разумные — над наукой смеят..ся! (Пауст.) 6. Итак, прошу не перебивать меня, Настенька, а слушать покорно и послушно; иначе —J я замолчу. (Д.) 7. В гостином дворе сделалась толкотня, чуть не давка; образовалось даже гулянье, до такой степени наех..ло экипажей. (Г.) 8. А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. (Кр.) 9. Учись вниманью длинных трав, разлейся в море зорь бесцельных, протяжный голос свой послав в отчизну скрипок запредельных. (Бл.) 10. Мы женились в Полтаве, в девятнадцатом году, а в двадцатом мне пришлось бежать; вот здесь у меня на столе карточки, покажу вам. (Наб.) 367. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы, ука Сегодня я встал поз..но; прихожу к колодцу — никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро б..жали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его в..лись и полз..ли, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно... См..трю: в прохладной тени его свода на каменной скамье с.дит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черною шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернут..ся, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взгл..нула. (М.Лермонтов) 368. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите 1. О Елагине я сказал бы прежде всего то, что ему двадцать два года: возраст роковой время страшное определяющее человека на все его будущее. 2. Над полями к закату допевали свои короткие песни жаворонки, на востоке уже посиневшем к ночи вспыхивали те дальние, мирные зарницы которые ничего не обещают кроме хорошей погоды. 3. Затем вспомни вокзал, с которого я уезжал вагон в котором я добыл себе место, моего соседа пившего молоко из бутылки... 4. Низко стоит и мистически-радостно смотрит из-за дальних вековых берез белеющих стволами возле вала какая-то крупная звезда. 5. Да, если бы запечатлеть это обманное и все Же несказанно сладкое «бывание» хотя бы в слове, если уже не во плоти! 6. — Ты поедешь встречать? — спросила Ольга Петровна. Он почувствовал что бледнеет. — Нет, не думаю... Мне что-то не Хочется... Да и сесть негде... — Ну, положим, ты бы мог верхом Поехать... 7. Белеет мол, и радостно синея безоблачный сияет Небосвод. 8. Люблю цветные стекла окон и сумрак от столетних
лип звенящей люстры серый кокон и половиц прогнивших скрип. 9. Проснусь, проснусь — за окнами в саду все тот же снег все тот же блеск полярный. 10. И мир забудет, темного, меня. И на весах потянет солнце мало. Но я страдал. Я не тушил огня. И я взгляну без страха в лик Шакала. (И. Бунин) 369. Выпишите глаголы, распределите их на четыре группы: 1) в форме настоящего времени; 2) в форме прошедшего времени; 3) в форме будущего времени; 4) в неопределенной форме. 1. Оказывалось нужным написать какой-то адрес на конверте письма. (С.-Щ.) 2. Я буду жить в деревне, ты приедешь ко мне, может быть, и ты будешь женат на Сонечке, — говорил он, — дети! наши будут играть. (Л. Т.) 3. Отчего вы не бываете в клубе? — спросила княжна совершенно неожиданно, и на этот раз с видимым волнением. (С.-Щ.) 4. Я пересек площадь и вышел на трамвайную остановку возле сквера. (Наг.) 5. Теперь бы только сахару достать... Дед, дай-ка сахару! (Ч.) 6. Зовут меня Евгений Дмитриевич Левкоев. Я сейчас веду драмкружок в вашей школе. (Иск.) 7. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь, в нем чувство каждый день иное... (П.) 8. Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь: надо вот этих пленниц к месту пристроить. (Т.) 9. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. (Остр.) 10. Я б в матросы пошел — пусть меня научат. (М.)
|