Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация светофоров и их назначение
& Рекомендуемая литература [3, разд. III–VII; 9, § 4].
В настоящее время на сети железнодорожного транспорта применяется более 700 типов светофоров, отличающихся друг от друга по конструкции, месту установки, цветовым показаниям и другим признаками. В зависимости от назначения светофоры подразделяются на: входные, выходные, проходные, маршрутные, прикрытия, предупредительные, маневровые, горочные, заградительные, повторительные, переездные, локомотивные. По конструкции светофоры бывают: мачтовые линзовые (рис. 8, а, б, в); прожекторные (рис. 8, г); карликовые линзовые (рис. 8, д, е), а также светофоры, устанавливаемые на мостиках и консолях. Последние применяются в тех случаях, когда по условиям габарита приближения строений нельзя установить мачтовый светофор. На станциях, в тех местах, где по условиям габарита нельзя поставить мачтовый светофор, в качестве маневровых и выходных с боковых путей применяются карликовые светофоры. На светофоре должна быть предусмотрена литерная табличка, содержащая его обозначение. Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами (рис. 8, а), все остальные светофоры – буквами или буквами и цифрами (рис. 8, б, в, г, д, е). На двухпутных и многопутных перегонах, вновь оборудуемых постоянно действующими устройствами, для организации движения по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров должна быть предусмотрена литерная табличка, в том числе и на обратной стороне мачт проходных светофоров.
Рис. 8. Конструкции светофоров: а, б – мачтовые, линзовые;
Линзовый мачтовый светофор имеет следующие детали: сигнальную головку (одну или две) с округлым щитом и козырьками, металлическую мачту в виде стальной трубы, установленной на бетонном фундаменте. В последнее время широко применяются железобетонные мачты, которые устанавливают без фундамента. Светофорные мачты бывают высотой от 5 до 10 м. Укрепленный на головке светофора округлый щит служит фоном для сигнальных огней. Козырьки удлиненного типа защищают каждый линзовый комплект от попадания прямых солнечных лучей. Карликовые светофоры не имеют фоновых щитов, так как сигнальные показания хорошо видны на фоне земли. В комплект светофора также входит лестница, предназначенная для его обслуживания. Для светофоров с высотой мачты до 7 м используются складные лестницы, укрепленные с тыльной стороны вдоль мачты; для более высоких светофоров применяют наклонные лестницы жесткой конструкции. На светофорах применяются сигнальные огни: непрерывно горящие, нормально негорящие, мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие) и немигающие. Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении поезда на блок-участок перед ним и гаснут после выхода поезда с этого блок-участка. Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.). Светофоры могут дополняться световыми маршрутными указателями, указателями положения, цветовыми полосами, дополнительными головками с лунно-белым огнем и другими знаками [3]. В качестве источников света в светофорах используют светоизлучающие диоды или лампы накаливания. Светофоры должны устанавливаться таким образом, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принимать с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям. Основные типы конструкций и расцветок светофоров регламентированы нормативной технической документацией [3, 4, 5, 6]. Рассмотрим основные типы светофоров, их назначение и цветовые показания. Входные светофоры разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию. Входными светофорами подаются следующие сигналы: – один зеленый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 9);
Рис. 9. Сигнализация входного светофора при приёме поезда – один желтый мигающий огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 10);
Рис. 10. Сигнализация входного светофора при следовании
– один желтый огонь – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт (рис. 11);
Рис. 11. Сигнализация входного светофора при приёме поезда
– два желтых огня, из них верхний мигающий – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 12); Рис. 12. Сигнализация входного светофора при приёме поезда
– два желтых огня – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 13);
Рис. 13. Сигнализация входного светофора при приёме поезда
– один зелёный, мигающий, и один желтый огни и одна светящаяся полоса – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч (рис. 14, а); – один зеленый, мигающий огонь, один желтый огонь и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор открыт и разрешает проследовать его с установленной скоростью (рис. 14, б); а
б Рис. 14. Сигнализация входного светофора при приёме поезда на боковой путь – выходной светофор открыт: а – движение по стрелочному переводу с крестовиной марки 1/18; б – движение по стрелочному переводу с крестовиной марки 1/22
– один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 15);
Рис. 15. Входной светофор закрыт, запрещается Выходные светофоры разрешают или запрещают поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон. Выходные светофоры по конструкции бывают мачтовыми (рис. 16, а, б, в) или карликовыми
Рис. 16. Выходные светофоры: а, б, в – мачтовые; б – карликовый
Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы: – один зеленый огонь (рис. 16, а) – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с установленной скоростью: впереди свободны два или более блок-участка; – один желтый огонь (рис.16, б) – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с готовностью остановиться: следующий светофор закрыт; – один красный огонь (рис. 16, в) – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»; – два желтых огня, из них верхний мигающий – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт (рис. 17);
Рис. 17.Сигнализация выходного светофора при отправлении поезда, следующего с отклонением, впередилежащий светофор открыт
– два желтых огня – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт (рис. 18);
Рис. 18. Сигнализация выходного светофора при отправлении поезда, следующего с отклонением, впередилежащий светофор закрыт
Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются – один зеленый, мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт (рис. 19);
Рис. 19. Сигнализация выходного светофора при отправлении поезда, следующего с отклонением по стрелочному переводу 1/18, впередилежащий светофор открыт
– два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более
Рис. 20. Сигнализация выходного светофора при отправлении поезда, следующего с отклонением по стрелочному переводу 1/18, следующий светофор закрыт – один зеленый, мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 120 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт (рис. 21);
Рис. 21. Сигнализация выходного светофора при отправлении поезда, следующего с отклонением по стрелочному переводу 1/22, следующий светофор открыт
– два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более
Рис. 22. Сигнализация выходного светофора при отправлении поезда, следующего с отклонением по стрелочному переводу 1/18, следующий светофор закрыт Выходными светофорами на участках с полуавтоматической блокировкой подаются следующие сигналы: – один зеленый огонь – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен (рис. 23, а);
а б в г Рис. 23. Выходные светофоры для участков с полуавтоматической блокировкой
– один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» – два желтых огня – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью: поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен (рис. 23, в); – два желтых огня, из них верхний – мигающий – разрешается поезду Назначение лунно-белого огня на выходных, входных и маршрутных светофорах: – в качестве пригласительного сигнала – один лунно-белый мигающий огонь разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погашенным) и продолжить движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие при дальнейшем движении. Этот сигнал применяется на выходных, а также маршрутных и входных светофорах. Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по правильному пути двухпутного перегона, оборудованного автоблокировкой; – на выходных светофорах участков, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи (АЛСО) совместно с желтым или зеленым огнем: один зеленый и один лунно-белый огни – разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободны два и более блок-участка (рис. 24);
Рис. 24. Сигнальные показания выходного светофора при отправлении поезда на перегон, оборудованный системой АЛСО при двух свободных блок-участках
– один желтый и один лунно-белый огни – разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободен один блок-участок (рис. 25); на границах блок-участков устанавливаются специальные указатели, которые имеют светоотражатели и цифровые литерные таблички, указывающие номер блок-участка. Нумерация их осуществляется по правилам, установленным для проходных светофоров автоблокировки (рис. 26);
Рис. 25. Сигнальные показания выходного светофора при отправлении поезда на перегон, оборудованный системой АЛСО при одном свободном блок-участке
Рис. 26. Указатель границы блок-участка на перегоне, оборудованном системой АЛСО
– на двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути – по показаниям локомотивных светофоров, а также на двухпутных участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи – выходными светофорами; при отправлении со станции на неправильный железнодорожный путь допускается подавать сигнал: один желтый мигающий и один лунно-белый огни – разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и далее следовать по неправильному железнодорожному пути по показаниям локомотивного светофора (рис. 27).
Рис. 27. Сигнальные показания выходного светофора при отправлении поезда на неправильный путь, оборудованный устройствами АБ
Скорость движения при отправлении на неправильный железнодорожный путь на двухпутных (многопутных) участках, оборудованных постоянно действующей двухсторонней автоблокировкой для движения по неправильному железнодорожному пути по показаниям локомотивного светофора, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Два зеленых огня на выходном светофоре. При отсутствии маршрутного указателя допускается до реконструкции устройств СЦБ применение следующего сигнала (рис. 28): два зеленых огня на выходном светофоре – при отправлении поезда на ответвление или на железнодорожный путь многопутного участка, или по неправильному железнодорожному пути при двухсторонней автоблокировке, что указывает на свободность не менее двух блок-участков при автоблокировке; при полуавтоматической блокировке – на свободность перегона до следующей железнодорожной станции (путевого поста).
Рис. 28. Сигнальные показания выходного светофора при отправлении поезда на ответвление или по одному из путей многопутного участка
Маршрутные светофоры разрешают или запрещают поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой. Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются следующие сигналы: – одни зеленый огонь – разрешается движение с установленной – один желтый огонь – разрешается движение с готовностью остановиться: следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт: – один желтый мигающий огонь – разрешается проследование светофора с установленной скоростью: следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; – два желтых огня, из них верхний мигающий – разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью: поезд следует на боковой железнодорожный путь: следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт; – два желтых огня – разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на железнодорожной станции: поезд следует на боковой железнодорожный путь: следующий светофор закрыт; – один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал». Проходные светофоры разрешают или запрещают поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой. Проходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются следующие сигналы: – один зеленый огонь – разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка; – один желтый огнь – разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт; – один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».
а б в
Рис. 29. Проходные светофоры: а – при четырехзначной сигнализации; б – при трехзначной сигнализации; в – при трехзначной сигнализации
На участках с автоблокировкой условно-разрешительный сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый знаком в виде буквы «Т» прозрачно-белого цвета с отражателями, нанесенными на щите, закрепляемым на опоре светофора (рис. 29 в), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью на железнодорожных путях общего пользования – не более Светофоры прикрытия служат для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником. Светофорами прикрытия подаются сигналы: – один зеленый огонь – разрешается движение с установленной скоростью (рис. 30, а); – один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»
Рис. 30. Светофоры прикрытия
Заградительные светофоры требуют остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях. Перед заградительным светофором может устанавливаться предупредительный светофор. Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют (рис. 31, в). В отдельных случаях по решению владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования могут применяться заградительные и предупредительные к ним светофоры с непрерывно горящими огнями. Заградительными светофорами подается сигнал: один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 31, а). Предупредительным светофором подается сигнал: один желтый огонь – разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт (рис. 31, б). Мачты заградительных светофоров имеют отличительную окраску – чередующиеся черные и белые наклонные полосы. Заградительные светофоры могут быть совмещены с маневровыми светофорами, в том числе карликового типа.
Рис. 31. Заградительные светофоры
Повторительные светофоры служат для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического и о показании горочного, маневрового светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается. Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Мачты повторительных светофоров имеют окраску белого цвета.
Повторительный светофор с одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт (рис. 32, а). На железнодорожных путях необщего пользования могут применяться повторительные светофоры, подающие сигналы: – один лунно-белый огонь – маневровый светофор открыт (рис. 32, б); – один желтый огонь – въездной, технологический светофор открыт
Рис. 32. Повторительные светофоры
Пассажирские поезда, имеющие остановку на железнодорожной станции с такими светофорами, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора (или выходного) нельзя включить зеленый огонь, то порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (2012 г.). Локомотивные светофоры устанавливаются в кабине локомотива и служат для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также для предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд. На участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией, локомотивными светофорами подаются следующие сигналы: – зеленый огонь – разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь (рис. 33);
Рис. 33. Показание локомотивного светофора при зеленом огнем на путевом светофоре
– желтый огонь – разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня (рис. 34, а); – желтый огнь с красным – разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь (рис. 34, б); – красный огонь – загорается в случае проезда путевого светофора с красным огнем (рис. 34, в). Белый огонь на локомотивном светофоре указывает, что локомотивные устройства включены, но показания о состоянии путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров (рис. 34, г). Локомотивный светофор также сигнализирует: – зеленым огнем – о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями и другими сигнальными показаниями, при которых допускается проследование светофора с установленной скоростью; – желтым огнем – о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым и одним зеленым огнями, ограждающему блок-участок, на котором не обеспечивается требуемая длина тормозного пути; с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими сигнальными показаниями, при которых требуется проследование светофора с уменьшенной скоростью.
а б
в г
Рис. 34. Показания локомотивного светофора: а – при желтом огне на путевом светофоре; б – при красном огне на путевом светофоре; в – при проезде светофора с красным огнем; г – при включенных локомотивных устройствах и отсутствии кода в рельсовой цепи
Маневровые светофоры разрешают или запрещают производство маневров. Маневровыми светофорами подаются сигналы: – один лунно-белый огонь – разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или указаниями (сигналами) руководителя маневров (рис. 35, а); – один синий огонь – запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор (рис. 35, б). Горочные светофоры разрешают или запрещают роспуск вагонов с горки. Горочными светофорами передаются сигналы: – один зеленый огонь – разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью (рис. 36, а); – один желтый – разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью (рис. 36, б); – один желтый и один зеленый огни – разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной скоростью (рис. 36, в); – один лунно-белый огонь – разрешается горочному (маневровому) локомотиву проследовать через горб горки в подгорочный парк и производить маневры на железнодорожном пути сортировочного парка – один красный огонь – «Стой! Запрещается роспуск» (рис. 36, д); – буква «Н» белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем, или при погашенном красном огне – осадить вагоны с горки назад (рис. 36, е). Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках по одному зеленому огню, одному желтому и одному зеленому огням и одному желтому огню горочных светофоров устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцам железнодорожных путей необщего пользования.
Рис. 36. Горочные светофоры Въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд На железнодорожных путях необщего пользования въездными (выездными) светофорами подаются сигналы: – один желтый огонь – разрешается въезд в производственное помещение (или выезд из него) (рис. 37, а); – красный огонь – «Стой! Въезд в производственное помещение (или выезд из него) запрещен» (рис. 37, б).
Рис. 37. Въездные (выездные) светофоры Технологические – разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необшего пользования (вагоноопрокидыватели, вагонные весы, устройства для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливные устройства и др.). Технологическими светофорами подаются сигналы: – один желтый огонь – разрешается подача вагонов к объекту, расположенному на железнодорожных путях необщего пользования, с готовностью остановиться (рис. 38, а); – красный огонь – «Стой!» (рис. 38, б); – один лунно-белый огонь, установленный с обратной стороны светофора, – убрать вагоны с объекта, расположенного на железнодорожном пути необщего пользования (рис. 38, в).
Рис. 38. Светофоры технологические ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Какие разновидности сигналов применяются на железнодорожном транспорте? 2. Каким документом устанавливаются виды и назначения напольных светофоров, сигнальные показания, места установки и случаи применения? 3. Назовите основные требования, предъявляемые к сигнальным признакам светофорной сигнализации. 4. Какие сигнальные признаки применяются в светофорной сигнализации? 5. Каким образом передаются светофорами команды о скорости проследования данного светофора и впередилежащего при скоростном принципе регулирования движения поездов? 6. Какие сигналы передают входные и выходные светофоры и их назначение? 7. Назначение маршрутных и проходных светофоров, где они устанавливаются и какие сигналы передают? 8. В каком случае заградительные, повторительные светофоры имеют сигнальное значение? 9. Для чего служат горочные светофоры и какие сигналы передаются ими? 10. Какие функции выполняют маневровые светофоры и какие сигнальные показания они имеют? 11. Какое назначение имеет лунно-белый огонь на входном, выходном и маршрутном светофорах?
|