Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие № 2Стр 1 из 7Следующая ⇒
Практические занятия Раздел 1 Специальная психология как наука Практическое занятие №1 Специальная психология как наука. Предмет и объект ее исследования. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку. Цель: теоретическое освоение темы « Специальная психология как наука», формирование у студентов представления о специальной психологии как науке, ее предмете. Задачи: - сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия; формировать умение вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал. План практического занятия 1. Специальная психология как наука. Принципы специальной психологии. Методы специальной психологии. 2. Предмет и объект исследования специальной психологии. 3. Специфика отражения мира при различных аномалиях развития как основа выделения специальной психологии в самостоятельную науку. Вопросы для обсуждения 1. Сформулируйте предмет и охарактеризуйте основные принципы и методы специальной психологии. 2. Охарактеризуйте объект специальной психологии 3. В чем состоят трудности определения предметного содержания специальной психологии? 4. Как соотносятся предмет специальной психологии с предметами ее отраслей? 5. Охарактеризуйте основание для выделения специальной психологии в самостоятельную науку. 6. Каково практическое значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач? СРС 1. Подготовить реферат на тему: · История развития помощи аномальным детям в России. · Вклад Л.С. Выготского в решении проблем аномальных детей. · Категории детей с отклонениями в развитии. Система специальных (коррекционных) учреждений в России. · Этиология детских аномалий и нарушений развития. · Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонением в развитии Рекомендуемая литература: а) основная: 1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005. 2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000. 3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985). 4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001. 5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001. 6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с. 7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000. 8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003. 9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003. 10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. 11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001. 12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002. б) дополнительная: 1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000. 2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985. 3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974. 5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003. 6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993. 7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985. 8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с. 9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с. 10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986. 11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980. 12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с. Практическое занятие № 2 Основные задачи специальной психологии. Ее связь с другими научными дисциплинами. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития. Цель: теоретическое освоение темы « Специальная психология как наука», формирование у студентов представления о задачах специальной психологии, ее связи с другими научными дисциплинами, современной классификации отклоняющегося развития. Задачи: - сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, представления о задачах специальной психологии, ее связи с другими научными дисциплинами, современной классификации отклоняющегося развития; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать теоретический материал. План практического занятия
Вопросы для обсуждения 1. Каковы основные задачи специальной психологии? 2. В чем состоит теоретическое и практическое значение специальной психологии? 3. С какими психологическими дисциплинами связана специальная психология? Чем определяются эти связи? 4. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной психологии? 5. С какими клинико-биологическими, психолого-педагогическими дисциплинами связана специальная психология? В чем сущность этих связей? 6. Охарактеризуйте принципы построения современной классификации отклоняющегося развития. СРС 1. Представьте в виде схемы междисциплинарные связи специальной психологии. 2. Дайте характеристику методов, используемых при проведении исследований в специальной психологии. Рекомендуемая литература: а) основная: 1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005. 2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000. 3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985). 4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001. 5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001. 6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с. 7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000. 8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003. 9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003. 10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. 11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001. 12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002. б) дополнительная: 1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000. 2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985. 3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974. 5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003. 6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993. 7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985. 8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с. 9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с. 10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986. 11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980. 12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.
|