![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Семинар – особый вид учебной деятельности в форме практики мышления, речи и письмаСтр 1 из 19Следующая ⇒
Семинар – особый вид учебной деятельности в форме практики мышления, речи и письма. На семинарских занятиях студенты отвечают на вопросы, участвуют в дискуссиях, ролевых играх, выступают с сообщениями, докладами, защитой рефератов. Достоинством семинара является дискуссионная форма усвоения материала, сотворчество в обсуждении проблем. Цель семинара– формирование у студентов способности к понятийному мышлению, ценностному самоопределению, умения доказывать и опровергать, слушать и оценивать выступления, этично вести диалог, полемику. На семинарских занятиях перед студентом ставятся задачи: • развить умение мыслить логично и самостоятельно; • усвоить содержание понятий и категорий; • продемонстрировать степень подготовки к семинару; • набрать необходимое количество баллов, повысить свой рейтинг. Творческое усвоение студентами философии, т.е. учения о теоретическом мышлении и о ценностном самосознании человека, позволит им значительно повысить уровень гуманитарной и профессиональной подготовки, социальной компетентности и развить субъектность (способность к самоопределению и нормотворчеству), столь важную в самостоятельной жизни. При творческом усвоении философии у студентов формируются следующие умения по различным разделам философского знания: историко-философский раздел: • вычленять смысл философской системы: как в ней решаются вопросы метафизики, антропологии, гносеологии, аксиологии, культурологии, социологии, политологии, праксиологии; • определять педагогическую значимость той или иной философской системы и аргументировать ответ; • различать духовно-нравственные ценности русской и зарубежной философии; гносеологический: • свободно оперировать не только представлениями, но и понятиями, категориями; систематически излагать мысли, аргументированно доказывать и опровергать; • критично оценивать мышление как свое собственное, так и других людей, способность к рефлексии; • определять смысловую направленность понятийных систем, реферировать философские тексты, конструировать самостоятельно систему понятий (понятийное творчество); аксиологический: • интерпретировать действительность в ее объективно-научном понимании и в ценностном значении; • различать ценности относительные и абсолютные, индивидуальные и надындивидуальные, обосновывать иерархию ценностей и оценивать действительность; • различать, какие ценностные ориентации в человеческой жизни предлагаются в рамках материалистической, идеалистической, религиозно-философской системах; • определять в понятиях духовные основы бытия человека, семьи, воспитания коллектива, государства, правосознания, собственности, труда; антропологический: • различать в человеке родовое, личностное и индивидуальное, природное и социальное, телесное, душевное и духовное; понимать их взаимосвязь; • определять человека как самоустремленное существо в актах его самостановления, самодеятельности, свободы, творчества, в процессах самоформирования им собственных способностей и потребностей, форм деятельности, общения и мышления; • интерпретировать человека как субъекта (в чем состоят субъектные качества, как они формируются и каково их значение); • объяснять, в чем состоит целостность человека, его субъективности, деятельности, общения; каково значение чувственности, воображения, мышления, воли, веры в структуре субъективности и в каких формах эти способности объективируются; культурологический: • ясно различать культуру и цивилизацию (технику жизни), особенности русской и западноевропейской культур; понимать своеобразие национальных культур, их взаимообогащение в процессе диалога; • вычленять в составе культуры особенности научного, морального, художественного, религиозного, философского освоения мира человеком и понимать взаимодополнительность этих форм освоения; • оценивать значение культуры в воспитании, образовании, в повседневной жизни человека, народа; социологический: • определять специфику социальной реальности, направляющую роль в ней интеллектуального, духовного начала; • анализировать целевое назначение главных сфер общества, социальных институтов; социальную структуру общества и социальную мобильность; • осознавать значение педагогического комплекса (системы воспитания, обучения) как социального института в культурном воспроизводстве нации; понимать социальную ответственность педагога.
|