Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет особенностей протекания нервных процессов в обучении.
Школьники работают в различном темпе. При оценке ответа необходимо принять во внимание его индивидуальные скоростные возможности. При характеристике скоростных особенностей нужно иметь в виду два рода показателей: 1) относительно быстрый темп движений, быстрые реакции на внешние воздействия, быстрая речь, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе; 2) легкость и быстрота приспособления к изменившейся ситуации, отсутствие затруднений при переходе с одного вида деятельности на другой, от одного способа решения задач к другому, новому. Показатели первого рода – свидетельство лабильности нервной системы, второго – о ее подвижности. Наряду с высоколабильными и подвижными выделяются низколабильные и инертные. У низколабильных и инертных построение ответов носит стереотипный характер, ученики тяготеют к книжным формулировкам и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. Они выкраивают время, чтобы начать ответ. При выполнении домашнего задания низколабильные испытывают затруднения, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, а также при переходе от задания по одному предмету к заданиям по другому предмету. Высоколабильные при быстро задаваемых вопросах не тратят время на воспроизведение вопроса, а сразу сообщают содержательную часть ответа. Они заняты решением лишь тех заданий, которые им предъявлены в данный момент. У высоколабильных отмечается склонность не выполнив одних заданий, без видимых причин переходить к другим, а затем возвращаться к невыполненным. Они работают быстро, без оглядки. Многочисленную группу составляют школьники со средней представленностью лабильности и подвижности. Представленность свойств нервной системы предопределяется генотипом. Воспитание не может ее изменить. Но можно выработать навыки саморегулирования управления собой. Школьникам с низколабильной и инертной нервной системой нужно порекомендовать возможно тщательнее и полнее готовиться к урокам, чтобы не попасть впросак, когда возникнет необходимость срочного воспроизведения изучаемого материала. Им не следует быть излишне торопливыми. Школьникам с высокой лабильностью нужно вырабатывать навыки самоконтроля, не довольствоваться тем, что задание выполняется быстро, а обращать внимание на качество. Индивидуальные различия в представленности свойств присущи и учителям. Индивидуальной, природной особенностью является и сила нервной системы, т.е. выносливость и работоспособность. Прирожденную слабость или силу нервной системы переделать нельзя, но можно регулировать. Градации индивидуальной представленности силы нервной системы – от слабости до большой силы – обнаруживаются в возможности выдерживать кратковременные, но интенсивные воздействия – как физические, так и психологические. Чем слабее нервная система, тем меньше она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них реагировать. Если же интенсивное воздействие превосходит возможности того, кто это воздействие воспринимает, то ответ на него становится неадекватным, что приводит к нервному срыву. «Сильные» успешнее справляются со сложными заданиями. «Слабые» быстро подмечают изменения настроения окружающих, ищут причины этого. Чутко улавливают, когда кому-то нанесена обида, сочувствуют тем, кто стал жертвой несправедливости, кого постигло горе. Являются совестью класса. Но все-таки большая часть школьников находится в середине между этими двумя полюсами. Ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой: 1) длительная напряженная работа; 2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения; самостоятельная работа, контрольная или экзаменационная работа (особенно, если ограничена во времени); 3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует немедленных ответов; 4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует устного ответа; 5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; 6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответы или вопросы других учащихся); 7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой; 8) работа в шумной, неспокойной обстановке; 9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры и т.п.; 10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога; 11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал. Ситуации, в которых возникают особые затруднения у инертных учащихся: 1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения; 2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу; 3) когда время работы ограниченно, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой; 4) когда требуется частое отвлечение; 5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; 6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания; 7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы. Помощь слабым и инертным: 1) не ставить слабых в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, дать достаточное время на обдумывание; 2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: необходимо разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно; 4) лучше не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал на уроке, отложить опрос на следующий урок; 5) путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать уверенность в своих силах, знаниях; 6) оценивать неудачи ученика осторожно; 7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного; 8) в минимальной степени отвлекать его, не переключать внимание, создавать спокойную обстановку; 9) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; 10) инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий; 11) не нужно требовать быстрого изменения неудачной формулировки; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.
|