Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Казахстан в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений.
Наиболее выгодным источником финансирования для развивающихся стран являются субсидии, предоставляемые из бюджетов других стран. Они расходуются так же, как и любой другой вид невозместимых доходов, но в большинстве случаев привязаны к конкретным проектам. Другим распространенным источником являются займы на основе официальной помощи в целях развития, которые представляют многосторонние (МБРР, MAP), региональные (АБР, ЕБР, Фонд ОПЕ) и национальные учреждения. Эти займы обусловлены не финансовыми соображениями, а целями содействия экономическому и социальному развитию страны-получателя. Условия их предоставления могут быть различными в каждом конкретном случае, но в целом они являются льготными, включая процентные ставки, периоды возмещения и возможность отсрочки выплат. Специфическими особенностями займов официальной помощи являются: особая система выплат; участие страны-заемщика в финансировании проекта. В зависимости от донора требуемая доля участия Казахстана составляет от нескольких до 50% стоимости проекта, либо финансирование части расходов в национальной валюте. Как член международных финансово-экономических организаций, Казахстан получает официальные льготные кредиты и техническую помощь. Так, в соответствии с соглашением с МВФ о системных преобразованиях экономики СТВ будет получено 123 млн. СДР со сроком погашения 10 лет, начиная с 2009 г. при 5%-ной ставке. Аналогичны условия соглашения о выделении 123 млн. СДР резервного кредита по программе StandBy. Заключены соглашения с МБРР о двух займах - Реабилитационном и Займе технической помощи, которые представляются также на льготных условиях: на 17 лет при отсрочке выплат на 5 лет и 7, 5%-ной ставке, с Всемирным Банком о займе для городского пассажирского транспорта. Программа Европейского Банка реконструкции и развития предполагает выделение 100 млн. ЭКЮ для содействия финансовому сектору, нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности, развитию малого и среднего бизнеса, инфраструктуры. В целом по предварительным оценкам в 1994 г. иностранные кредиты увеличились по сравнению с 1993 г. в 4 раза. Наибольшая часть внешних заемных средств была направлена на развитие электроэнергетики, металлургии, легкой промышленности, транспорта и связи. Экспортные кредиты предоставляются государственными или коммерческими банками, или на основе ассоциативного (смешанного) финансирования для развития экспортного потенциала. Экспортные кредиты довольно легко интегрируются в систему финансовой помощи, так как имеют ряд преимуществ: - являются льготными, что облегчает обслуживание долга; - предлагаются на основе фиксированной процентной ставки, что защищает заемщиков от колебаний рыночных цен и облегчает оценку проекта с точки зрения его жизнеспособности; - имеют более длительные сроки погашения, чем коммерческие - от 2-х до 5-ти лет и более. Однако, использование экспортных кредитов не только способствует развитию экспортного потенциала страны-заемщика, но и может привести к дальнейшему ухудшению структуры производства и, как следствие, нерациональной структуре внешней торговли. Особенно негативно отражается на экономике принимающей страны увеличение объемов " связанного" кредита даже в том случае, если он представляется на льготных условиях. Предлагая финансирование такого рода, экспортеры капитала нередко продают устаревшую технику, технологию, продукцию и в то же время закрывают доступы к рынкам для более эффективных производителей.[10] Еще один широко распространенный в РК вид международных кредитов - экспортные, причем часть их связана товарными поставками и дается под достаточно высокий процент. Например, экспортные кредиты Германии на 400 млн. долл. даются под 11% годовых и на 80% будут обеспечены продукцией Восточных Земель. Нелимитированные суммы австрийского кредита также связаны и будут даваться под 10, 5%. Такие " Связанные" экспортные кредиты предоставляют также Великобритания, Швейцария, Чехословакия. Всего около 20% кредитных ресурсов связано с импортом товаров народного потребления. Большие объемы кредитных средств идут на оплату консалтинговых экспертных услуг, выполняемых зарубежными специалистами, а также услуг по подготовке кадров. Однако для сокращения дефицита платежного баланса, достижения рациональной структуры экспорта-импорта необходима структурная трансформация производства, его техническая реконструкция. В связи с этим основным направлением использования внешних кредитов должно быть инвестиционное наполнение, импорт передовых оборудования и технологий. Таким образом, негативные аспекты привлечения внешних кредитов требуют контроля за их использованием и ограничения невыгодных " кабельных" займов. Официальная помощь развитию предоставляется международными финансовыми и экономическими организациями и зарубежными странами в виде: - финансовой помощи; - технической помощи. По линии финансовой помощи за последние пять лет в республику привлечено 1011, 41 млн. долл. США. Из них на 1 января 1995 г. освоено 64 4, 12 млн. Общий объем технической помощи, предоставленной Казахстану в виде грантов (на безвозмездной основе), на 1 января 1995 г. составил 188, 24 млн. долл. США. [11] Завершена реализация проектов технической помощи на сумму около 40 млн. долл. Техническая помощь в виде займа Всемирного банка составила 38, 00 млн. долл. США, из них освоено 11, 61 млн. По данным, полученным от министерств и ведомств в соответствии с поручением Кабинета Министров Республики Казахстан, на начало 1995 г. в Республику привлечено кредитных ресурсов на сумму 1530, 00 млн. долл. США, из которых освоено 1049, 00 млн.[1] Иностранные инвестиции, предусмотренные контрактами на долгосрочной основе (до 40 лет), составили 42644, 10 млн. долл., в том числе по Миннефтегазу - 31870, 50 млн. долл. При этом следует иметь в виду, что контракты с участием СП " Тенгизшевройл", " Каз-туркмунай", " Казпромставба" и др. подписаны на 15 - 40 лет, и объявленные в них объемы иностранных инвестиций являются ожидаемым потоком. В ходе состоявшегося в Париже заседания консультативной группы стран-доноров и международных финансовых организаций и отчета на заседании правительственной делегации Казахстана о ходе происходящих преобразований, курсе и стратегии рыночных реформ участниками заседания было выражено удовлетворение ходом процессов, происходящих в Казахстане, и принято решение о дополнительном выделении помощи в размере 1, 22 млрд. долл. США. В июне 1995 г. в Вашингтоне Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в США Т. Сулейменовым подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о выделении Казахстану двух кредитов: в размере 180 млн. долл. - на программу структурных преобразований в экономике и 41 млн. долл. - на программу социальной защиты населения Тем не менее, проблемы взаимоотношений с МВФ остаются одной из важнейших тем внешнеэкономических отношений Казахстана. Казахстан, рассчитывающий на $375 млн финансовой помощи МВФ в этом году, оказался на грани дефолта. И все из-за того, что допустил продажу военных самолетов Северной Корее. МВФ по следам истории с МиГами ужесточил свои требования к казахстанскому бюджету на 2012 год. Сегодня, как считает правительство, достаточно утвердить макроэкономические показатели на следующий год в таком виде, как того требует МВФ, и кредит будет получен.[11] К началу октября 2010 г. Национальному банку удалось значительно пополнить золотовалютные резервы и, соответственно, расширить денежную базу. Одна из причин роста ЗВР - изменение состояния платежного баланса за счет сокращения импорта и роста экспорта Казахстана. После снятия обязательств с экспортеров Минфин не намерен напрямую участвовать в валютных торгах Если Казахстану удастся убедить Камдессю и Вульфенсона в реальности доходной части бюджета-2012, можно считать, что их кредиты у нас в кармане. Наиболее убедительно, на взгляд правительства, на кредиторов повлияли бы: а) рост собираемости налогов в теущем году; б) автоматизация работы налоговых и таможенных органов в 2012-м. Ради обеспечения второго аргумента правительству пришлось заложить в проект будущего бюджета дополнительные государственные расходы порядка нескольких миллиардов тенге. Весьма благоприятное впечатление оказало на МФО принятие парламентом проекта бюджета в первом чтении. Вместе с бюджетом правительство впервые представило на рассмотрение парламента трехлетний макроэкономический прогноз, который также был принят в первом чтении. Вкупе с проектом бюджета этот документ дает правительству основания рассчитывать на подписание соглашения о новой трехлетней программе МВФ до середины декабря. Если, конечно, как уже было сказано, Фонд согласится с нашим видением доходной части бюджета-2012. Всемирный банк со своей стороны пообещал Казахстану выделить $175 млн на финансирование бюджетного дефицита 2010 года в случае, если РК выполнит все вышеуказанные требования и договорится о трехлетней программе с МВФ. Кроме того, уже рассматривается программа кредитования Казахстана на следующий год. Власти ожидают получить три займа банка в 2012 году. Первый заем должен быть выделен на улучшение эффективности использования ресурсов общественного сектора. Второй - собственно, не заем, а второй транш кредита ВБ - на реализацию пенсионной реформы в Казахстане.. Третий заем предполагается получить под проект усиления адресной социальной защиты. Его суть в том, чтобы научиться распределять бюджетные деньги только тем, кто в этом действительно (с точки зрения правительства и Всемирного банка) нуждается.[12] Размещение евробондов Казахстана на международных финансовых рынках можно считать удачным (хотя многие отечественные эксперты считают ставку доходности по этим бумагам - 13, 265% - слшиком высокой). Большинство мировых рейтинговых агентств, а также известные западные издания хорошо отозвались об очередном выходе нашей страны на западный рынок капитала. После 17 августа прошлого года Казахстан первым из стран СНГ решился на этот шаг. На сегодняшний день республика имеет самый высокий среди стран Содружества кредитный рейтинг и надеется сохранить его в ноябре-декабре, когда агентства вновь пришлют свои миссии для изучения ситуации в стране. Размещение бондов позволит Казахстану профинансировать более трети бюджетного дефицита 2010 года - $200 млн из $550 млн. Еще около $175 млн правительство рассчитывает получить от Всемирного банка. Важное значение для защиты внешнеэкономических интересов Казахстана имеет выбор наиболее надежных и перспективных партнеров среди конкретных государств, активная работа в международных и региональных экономических объединениях, всемерное поощрение и развитие интеграционных связей со странами Центральной Азии, Содружества Независимых Государств, в рамках ОЭС и других международных организаций.[13]
|