Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы и результаты регулирования рынка ценных бумаг РК
Развитие РЦБ требует от государства проведения мероприятий по привлечению на этот рынок внутренних инвесторов, формированию различных форм коллективного инвестирования, активизации обращения ценных бумаг на вторичном рынке. Для расширения РЦБ необходимо: создать новые возможности инвестирования на казахстанском фондовом рынке за счет выпуска различных финансовых инструментов: акций, корпоративных облигаций, ипотечных облигаций, производных ценных бумаг; повысить надежность и безопасность инвестирования средств на фондовом рынке за счет ограничения операций на неорганизованном рынке. В целях развития коллективного инвестирования планируется устранить двойное налогообложение доходов инвестиционных фондов, полученных ими по финансовым инструментам и предназначенных для выплаты своим вкладчикам (акционерам). Для выведения на фондовый рынок новых эмитентов требуется: Продажу госпакетов акций казахстанских предприятий, не имеющих стратегического значения, проводить через фондовый рынок. При этом размещение акций должно производиться среди широкого круга разных не аффилиированных между собой инвесторов. Повышение привлекательности негосударственных ценных бумаг для инвесторов требует принятия мер по обеспечению уровня раскрытия информации и прозрачности деятельности участников фондового рынка, соответствующего международным стандартам. В связи с этим представляется возможным: · усиление государственного регулирования участников рынка ценных бумаг в части выполнения ими требований по раскрытию информации об их деятельности, повышению платежной дисциплины при начислении и выплате доходов по ценным бумагам; · усиление административной ответственности руководителей компаний за нарушение прав владельцев ценных бумаг, принятие нормативных актов, защищающих права акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций. Для повышения уровня информированности населения необходимо: освещать деятельность на рынке ценных бумаг в средствах массовой информации; обеспечить выпуск специализированной литературы; проводить семинары для потенциальных эмитентов ценных бумаг. После ожидаемого принятия Парламентом Республики Казахстан Закона Республики Казахстан " Об электронном документе и электронной цифровой подписи" в 2012 году, будет начато осуществление перевода на электронную форму отчетов субъектов рынка ценных бумаг в уполномоченный орган, а также проспектов эмиссий акций и условий выпуска долговых ценных бумаг. В современных условиях усиление государственной инвестиционной политики должно произойти и в Казахстане. Государство должно стать главной движущей силой развития экономики. Только государство сможет дать толчок развитию инвестиционных процессов и осуществлять крупные инвестиции в долгосрочные проекты внутри страны. [25] Государственная инвестиционная политика будет в первую очередь направлена на развитие и поддержку производств, ориентированных на экспорт продукции более высокой степени готовности, способной составить конкуренцию импортным товарам и вытеснить их на внутреннем рынке. В связи с тем, что реализация государственной инвестиционной политики зависит от достаточности финансовых ресурсов, остро встает вопрос о возможности бюджета обеспечить необходимый объем инвестиций. В сложившейся ситуации назрела необходимость внесения изменений в государственную инвестиционную политику путем отказа от непрозрачной и неэффективной Программы государственных инвестиций (ПГИ) и перехода к разделению бюджета на текущий и капитальный с формированием бюджета развития. Создание бюджета развития и концентрация в нем всех возможных ресурсов для осуществления государственных инвестиций позволит повысить эффективность государственного инвестирования. Средства бюджета развития могут формироваться за счет льготных внешних займов, внутренних заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг для инвестиционных целей, доходов от приватизации государственного имущества, части налоговых доходов. На текущий момент, когда темпы роста внешней задолженности опережают темпы роста ВВП, при проведении инвестиционной политики следует в первую очередь ориентироваться на собственные имеющиеся ресурсы и использовать их для инвестирования в отечественную экономику. Государственные ценные бумаги, предназначенные для инвестиционных целей, или государственные инвестиционные ценные бумаги, будут размещаться среди накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, других институциональных инвесторов, а также аккумулировать средства почтово-сберегательной системы. Данные ценные бумаги смогут стать одним из самых привлекательных финансовых инструментов, что связано с минимальным риском потери капитала и доходов по нему. Кроме того, появление новых финансовых инструментов вызовет оживление на вторичном фондовом рынке. По мере развития негосударственных корпоративных ценных бумаг обращение государственных инвестиционных ценных бумаг будет сокращаться. Активное государственное участие в экономике не должно ограничиваться проведением перечисленных мероприятий. Государству необходимо стать собственником в стратегически важных для национальной экономической безопасности отраслях экономики. Государство должно участвовать в собственности системообразующих национальных компаний. Поэтому часть государственных ресурсов может быть направлена на выкуп контрольного пакета стратегических предприятий. В дальнейшем Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан продолжат проведение согласованной экономической политики на рынке ценных бумаг, основными целями которой являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней инфляции и дефицита государственного бюджета, перераспределение временно свободных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, устойчивости платежного баланса страны. В перспективе в Казахстане, как отмечают работники АФН, благодаря принятой программе развития рынка ценных бумаг произойдет существенное развитие инвестиционного рынка. Разработана Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2012–2013 годы при содействии НБ РК и АФН на базе Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2012–2013 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2012 года № 119. Основные положения Программы обсуждены 12 мая 2012 года на заседании Совета по экономической политике и одобрены им. Программа сформирована исходя из принципа преемственности с предыдущей Программой развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2009 года № 608, с учетом проблем, выявленных в ходе реализации предыдущей Программы. Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2012–2008 годы (далее именуемая " Программа") направлена на формирование прагматичной и последовательной политики государства по отношению ко всем его участникам – эмитентам, профессиональным участникам, субъектам инфраструктуры, инвесторам.[26] Программа исходит из того, что активизация рынка ценных бумаг и увеличение его объемов не являются самоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многими развивающимися странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи которых, усиливающиеся кризисами банковских систем, приводят к общему кризису экономик. Сложившаяся ситуация влечет за собой пересмотр роли иностранных портфельных инвестиций в формировании внутреннего рынка ценных бумаг. Следует разграничивать спекулятивную составляющую мирового потока капитала и его инвестиционную часть. Соответственно, необходимо строго соблюдать лимиты участия международного капитала, пропорциональные возможностям внутреннего рынка ценных бумаг и, в первую очередь, внутренних инвесторов. Задействовать рынок ценных бумаг как эффективный механизм мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданием необходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальную экономику. Создать условия как для возникновения достаточного спроса на ценные бумаги, так и для возникновения соответствующего ему предложения ценных бумаг. Поддерживать и стимулировать спрос на ценные бумаги путем обеспечения строгого соблюдения эмитентами прав и охраняемых законов инвесторов на рынке ценных бумаг, особенно в части соблюдения условий выплат доходов по ценным бумагам и их погашения, норм корпоративного управления и надлежащего уровня раскрытия информации. Необходимо создать условия для того, чтобы деньги, накопленные гражданами Казахстана могли бы направлены в экономику страны. Поскольку инвестициям в акции, в отличие от вложений в долговые финансовые инструменты, изначально присущ более высокий уровень риска, а население не обладает необходимым уровнем знаний, необходимо создание механизмов, максимально защищающих деньги неквалифицированных инвесторов от возможных потерь на фондовом рынке. Наиболее адекватным из таких механизмов является институт инвестиционных фондов и их управляющих, которые: создаются и действуют в соответствии нормами специального законодательства; обладают квалифицированным персоналом; осуществляют инвестирование на основе принципа диверсификации рисков; работают в определенных государством пределах и находятся под надзором регулирующего органа. В ходе реализации Программы особе внимание будет уделено страховым организациям, в настоящее время не играющим на рынке ценных бумаг какой-либо заметной роли. В первую очередь будут предприняты меры по повышению уровня капитализации страховых организаций и усилению надзора за их созданием и деятельностью, и одновременно решены вопросы, препятствующие развитию казахстанских страховых организаций в качестве полноценных и крупных финансовых институтов. Будет стимулироваться оказание страховыми организациями услуг по накопительному страхованию физических лиц (в том числе по пенсионному страхованию, предусматривающему выплату периодических сумм (аннуитетов) застрахованному лицу по достижении им пенсионного возраста вне зависимости от продолжительности его жизни). В целях же повышения активности страховых организаций на рынке ценных бумаг в качестве институциональных инвесторов к ним будут применены нормы, близкие к тем, которые используются по отношению к компаниям по управлению пенсионными активами. Так, уже в 2012 году Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций зарегистрировало первый в нашей стране открытый паевой инвестиционный фонд, получивший название " Казначейство". Его управляющей компанией стала компания " Сентрас Секьюритис". Но АФН подчеркивает, что на 01.01.2012 года на рынке ценных бумаг действуют 55 брокеров-дилеров, 19 регистраторов, 10 банков-кастодианов, 2 саморегулируемые организации и 11 организаций, управляющих инвестиционным портфелем. На рынке корпоративных ценных бумаг количество АО с действующими выпусками акций на 1 июня превысили 2 800. С января по май включительно продолжилось увеличение количества казахстанских эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE) по официальным спискам «А» и «В». В официальном списке KASE по категории «А» были включены девять новых эмитентов, официальный список по категории «В» увеличился на 5 эмитентов. Так, в официальный список KASE по наивысшей категории были включены: один выпуск еврооблигаций на 0, 1 а тенге и девять выпусков облигаций на 25, 6 миллиарда. Таким образом, созданные меря по решению проблемы рынка ценных бумаг осуществляются посредством ведущих финансовых институтов нашего государства. В этой связи, можно отметить, что государство является основным регулятором рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляет государство. Для этого в Республике имеется законодательная база. Основой для регулирования рынка ценных бумаг является Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Кроме того на основании Постановления Правительства Республики Казахстан «О мерах по активизации биржевой торговли ценными бумагами» определен порядок управления рынком ценных бумаг. В КазахстанеРынок ценных бумаг начал действовать в период выпуска инвестиционных приватизационных купонов. Массовый выпуск такого рода " ценных бумаг", как ПИКи, и их аккумуляция в инвестиционных приватизационных фондах (ИПФ), преследующих цели формирования массового слоя инвесторов, как показала практика, оказались противоречивыми и недостижимыми в силу следующих причин: - ПИКи не отражают полной стоимости национального имущества; - конвертирование ПИКов в акции предприятий в планируемых Правительством Республики Казахстан масштабах не осуществлялось; - масштабные аукционы по продаже ПИКов сыграли негативную роль в их обесценении; - пример получения дивидендов по акциям приватизированных предприятий на сегодня отсутствует; - Госкомимущества Республики Казахстан выставил на аукционы в основном убыточные предприятия; есть основания утверждать, что ИПФ лишены возможности получения дивидендов и в будущем; - предположение, что ИПФ лучше индивидуального инвестора определит потенциально прибыльное предприятие, в акции которого надлежит вкладывать ПИКи, не подтвердилось и не оправдалось; - ИПФ не несут никакой конкретной ответственности перед владельцами ПИКов; - сущность ценных бумаг проявляется через их функции. В цивилизованных странах практикуется выдача кредитов под залог ценных бумаг. Эту функцию в Казахстане ПИКи не выполняют; - одно из свойств ценных бумаг как товара — меновая стоимость, то есть та реальная существующая в данный момент времени текущая или рыночная цена, которую общество готово предложить за конкретную ценную бумагу, или обменять ее на другую потребительную стоимость. Реалии свидетельствуют — ПИКи меновой стоимостью не обладают; - основное свойство ценной бумаги — даваемое ею своему владельцу право на участие в управлении, то есть доля экономической власти. Более чем очевидно, что ПИКи такого права своему владельцу не предоставляют. Ценная бумага имеет четыре цены: номинальную; балансовую; ликвидационную; курсовую в биржевом и внебиржевом обороте. Если установленный Правительством Республики Казахстан номинал в какой-то степени является " лицом" ПИКа, то оценка его по балансовой стоимости, ликвидационной и курсовой цене некорректна и на практике не применялась; - в Казахстане принята жесткая система использования ПИКов — вложение только в ИПФ. Продать их, обменять, вложить непосредственно в акции промышленных предприятий, как это принято в других странах, невозможно; - ИПФ пока не в состоянии наделить своих вкладчиков собственными акциями в силу следующих основных причин: а) отсутствие четко определенных организационно-правовых процедур дальнейшей деятельности ИПФ, которые до сих пор не имеют выверенных реестров своих вкладчиков; б) ИПФ организационно-технически не в состоянии провести общее собрание своих вкладчиков, на котором должно быть принято решение о выпуске собственных акций ИПФ; - бесплатная раздача государственной собственности через ПИКи не способствует становлению эффективно хозяйствующего слоя собственников, не формирует стимулов повышения трудовой активности, не влечет за собой позитивных изменений в инвестиционной сфере; - заложенная в ПИКах широко прорекламированная в средствах массовой информации цель достижения социальной справедливости, помощи малоимущим оборачивается дополнительным и весьма серьезным фактором нарастания социальной напряженности в обществе.[27] В свете изложенного видно, что целевые установки приватизации в Республике Казахстан, связанные с повышением эффективности деятельности предприятий и социальной защитой населения, оказались невыполненными. Отрыв приватизации и как логики ее завершения — рынка ценных бумаг от декларируемого курса на развитие производства превращает оба процесса в самоцель, следовательно, необходимо внесение существенных корректив в идеологию и практику их формирования. Следует, прежде всего четко определиться в выборе стратегии дальнейшего реформирования. В странах, где давно сформировалась и успешно функционирует рыночная экономика, путь развития основывается на кейнсианских канонах политики стабилизации, на использовании налогового, денежного и торгового инструментария регулирования экономической активности общественного производства. И если эти инструменты не выполняют предназначенные им функции - значит, используются не те инструменты, или искажено их содержание, или даны несвойственные им функции. Ясно, что экономическое явление " приватизационный инвестиционный купон", " проходящий" под грифом " ценная бумага", в силу своей неопределенности и противоречивости (яркая иллюстрация расхождения слов и дел в области приватизации) не может быть использован в качестве инструмента, позволяющего провести объективное исследование закономерностей развития финансового рынка, его адаптационных возможностей в изменяющихся экономических условиях. Представляется, что в силу штрихами показанных здесь обстоятельств есть основания говорить о болезненной реакции экономики Казахстана на введение ПИКов - из фактора стабилизации экономической, политической и социальной ситуации в стране они могут стать фактором, противодействующим ей. К тому же не следует забывать, что при отсутствии собственного экономического интереса, собственной экономической выгоды выработать у индивида мотивационный механизм высокопроизводительного и высококвалифицированного труда невозможно. Исправление ситуации, когда надежды казахстанцев на свою долю в общенародной собственности оказались нереализованными, необходимо начинать с возврата ПИКам их экономического содержания и функций. Уклонение правительства от выполнения своих обязательств по ПИКам - нарушение действующего законодательства. Трудно в этих условиях " формировать" законопослушных граждан. Игнорируя подрыв доверия населения к ПИКам, нечего и думать о формировании в республики рынка ценных бумаг.
|