![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выделение и классификация процессов.
Выделение и классификация процессов При процессном описании должны решаться, как минимум, две задачи: Идентификация всей системы " функциональных областей" и процессов компании и их взаимосвязей. Выделение " ключевых" интегрированных процессов и их описание на потоковом уровне. Каждая деятельность компании реализуется как процесс, который имеет своего потребителя: внешнего — клиента или внутреннего — сотрудников или подразделения компании, реализующих другие процессы. На стадии системного описания процессов и выявляется значимость каждого процесса — в том числе происходит очищение от малопонятной деятельности. На этом этапе выбираются ключевые процессы для потокового описания, которое необходимо, например, для создания информационной системы предприятия. Наиболее распространены следующие четыре вида бизнес-процессов: · Процессы, создающие наибольшую добавленную стоимость (экономическую стоимость, которая определяется издержками компании, относимыми на продукцию). · Процессы, создающие наибольшую ценность для клиентов (маркетинговую стоимость за счет дифференциации продукции). · Процессы с наиболее интенсивным межзвенным взаимодействием, создающие транзакционные издержки. · Процессы, определенные стандартами ИСО 9000, как обязательные к описанию при постановке системы менеджмента качества. Важнейшим шагом при структуризации любой компании является выделение и классификация бизнес-процессов. Целесообразно основываться на следующих классах процессов: · основные; · процессы управления; · процессы обеспечения; · сопутствующие; · вспомогательные; · процессы развития. Рассмотрим модель деятельности компании (рис. 5.2), при описании которой используют процессы управления, основные бизнес-процессы и процессы обеспечения. Основные бизнес-процессы — это процессы, ориентированные на производство товаров и услуг, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода.
Основные процессы образуют " жизненный цикл" продукции компании. Критериями эффективности таких процессов являются обычно качество, точность и своевременность выполнения каждого заказа. Многие потребители рассматривают увеличение качества как нечто более важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ на выполнение работ в условиях конкуренции с другими фирмами, однако только качество товара или услуги определяет в большей степени, повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз. Таких процессов, при развитой деятельности компании, может быть много. Все они описываются по производственно-коммерческим цепочкам: " первичное взаимодействие с клиентом и определение его потребностей разработка (проектирование) продукции; закупка (товаров, материалов, комплектующих изделий); транспортировка (закупленного); разгрузка, приемка на склад и хранение (закупленного); производство (со своим технологическим циклом и внутренней логистикой); приемка на склад и хранение (готовой продукции); отгрузка (консервация и упаковка, погрузка, доставка); пуско-наладка; оказание услуг (предусмотренных контрактом на поставку или имеющих самостоятельное значение) и т.п. Эти этапы цепочки также достаточно стандартны (например, в стандарте ИСО редакции 1994 г. приведены многие из этих процессов в качестве обязательных и подлежащих сертификации). Проверить, какие бизнес-цепочки существуют на предприятии, можно с помощью проекции каждого из выделенных " бизнесов, продукции и услуг" на вышеуказанный (стандартный) библиотечный классификатор жизненного или уже производственного цикла. Для оценки этапов работы с любым документом можно использовать также анализ " жизненного цикла документа", который может выглядеть следующим образом: · предоставляет исходные данные; · подготавливает, разрабатывает; · заполняет; · корректирует; · оформляет; · подписывает; · контролирует соответствие установленным требованиям; · визирует; · согласует; · утверждает; · акцентирует (принимает к сведению, использует); · хранит; · снимает копию. Здесь тоже может быть применена своя матрица-генератор, как средство проверки полноты, — идентификация цикла. Можно также воспользоваться референтными моделями деятельности аналогичных компаний — они могут сопоставляться с процессами конкурентов, лидеров отрасли, а также совершенствоваться. Процессы управления – это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса ибизнес-системы в целом. Процессы управления имеют своей целью выработку и принятие управленческого решения. Данные управленческие решения могут приниматься относительно всей организации в целом, отдельной функциональной области или отдельных процессов, например: · стратегическое управление; · организационное проектирование (структуризация); · маркетинг; · финансово-экономическое управление; · логистика и организация процессов; · менеджмент качества; · персонал. Другая возможная систематизация функций управления связана с понятием управленческого цикла и базируется на пяти исходных функциях управления: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Самая распространенная ошибка — это смешение этих принципов. Для реализации процессного описания исключительно важным является то, что любая управленческая деятельностьразвертывается по так называемому " управленческому циклу", который включает: · сбор информации; · выработку решения; · реализацию; · учет; · контроль; · анализ; · регулирование. Например, наиболее часто встречающиеся варианты детализации: · сбор информации; · определение состава собираемой информации; · определение форм отчетности. · выработка решения; · анализ альтернатив; · подготовка вариантов решения; · принятие решения; · выработка критериев оценки; · реализация; · планирование; · организация; · мотивация; · координация; · контроль исполнения · учет результатов; · сравнение по принятым критериям; · анализ · анализ дополнительной информации; · диагностика возможных причин отклонений; · регулирование · регулирование на уровне реализации (возврат к п.3); · регулирование на уровне выработки решения (возврат к п.1, 2) Каждый из этих этапов имеет своих характерных для него исполнителей — управленцев, которых можно отнести к трем основным категориям: руководитель (ответственный за принятие и организацию выполнения решений); специалист-аналитик (ответственный за подготовку решения и анализ отклонений); технические исполнители (сбор информации, учет, коммуникации). Согласно некоторым подходам, в процессах управления выделяются два типа процессов, относящихся, соответственно, к двум типам менеджмента, условно обозначаемым как " менеджмент ресурсов" и " менеджмент организации", которые отличаются пообъекту управления, базовым моделям и, что важно для описания процессов, — своими управленческими циклами. Тогда модель деятельности предприятия становится двухуровневой (рис.5.3)
Из этой модели следует, что сами циклы ресурсного планирования нуждаются в регламентации — то есть ресурсное управление может осуществляться только по специально разработанным организационным регламентам. В основе цикла управления ресурсами лежит расчет или имитационное моделирование и контроль результатов: · выбор (или получение от системы верхнего уровня) целевого критерия оценки качества решения; · сбор информации о ресурсах предприятия или возможностях внешней среды; · просчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров); · выбор оптимального варианта — принятие решения (= ресурсного плана); · учет результатов (и отчетность); · сравнение с принятым критерием оценки (= контроль результатов); · анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3). · В основе цикла организационного менеджмента лежит структурное или процессное моделирование и процедурныйконтроль: · определение состава задач (обособленных функций, операций); · выбор исполнителей (- распределение зон и степени ответственности); · проектирование процедур (последовательности и порядка исполнения); · согласование и утверждение регламента исполнения (- процесса, плана мероприятий); · отчетность об исполнении; · контроль исполнения (- процедурный контроль); · анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3). Таким образом, на определенных шагах декомпозиции предприятию надо определить, какие стадии управленческого циклареализуются по каждой из ранее выделенных задач управления. Это можно проверить с помощью матрицы-генератора, которая раскладывает компоненты менеджмента по этапам управленческого цикла. Процессы обеспечения – это процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных средств. Например, процесс финансового обеспечения, процесс обеспечениякадрами, процесс юридического обеспечения — это вторичные процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании. На верхнем уровне детализации можно выделить примерно следующие стандартные процессы обеспечения: · обеспечение производства; · техобслуживание и ремонт оборудования; · обеспечение теплоэнергоресурсами; · обслуживание и ремонт зданий и сооружений; · технологическое обеспечение; · метрологическое; · техника безопасности; · экологический контроль и т.п. · обеспечение управления; · информационное обеспечение; · обеспечение документооборота; · коммуникационное обеспечение; · юридическое обеспечение; · обеспечение безопасности; · материально-техническое обеспечение управления; · хозяйственное обеспечение; · обеспечение коммунальными услугами; · транспортное обслуживание и т.п. Для каждого из выделенных выше подпроцессов также следует определить, какой основной или управленческий процесс является потребителем этих " внутренних" услуг. Для этого существуют свои матрицы-генераторы. Их можно построить отдельно для основных процессов (рис. 5.4) и процессов управления (рис. 5.5).
Разбиение данных процессов производится по индивидуальным технологическим цепочкам. Многие из обеспечивающих процессов стандартны для всех компаний или определенных видов деятельности: промышленность, торговля, предоставление услуг и т.п. Однако, как правило, данный класс функций в меньшей степени " подвергается" потоковому процессному описанию. Большинство из них достаточно хорошо регламентируются должностными и специальными инструкциями.
|