Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамические характеристики микродвигателей постоянного тока
У исполнительных микродвигателей постоянного тока время протекания электромагнитных переходных процессов значительно меньше, чем время протекания электромеханических процессов. Поэтому динамические свойства исполнительного микродвигателя при переходных процессах можно исследовать с помощью уравнения равновесия моментов , где М– вращающий момент двигателя; Мст– статический момент сопротивления на валу; J – момент инерции ротора. Для упрощения анализа принимаем Мст = 0. Тогда .(1.25) Из выражения (1.25) видно, что изменение угловой скорости ротора ω во времени определяется законом изменения вращающего момента от угловой скорости, т.е. механической характеристикой. Рассмотрим механическую характеристику исполнительного микродвигателя постоянного тока при произвольном значении коэффициента сигнала α (рис. 1.8). На этой характеристике выберем точку С с текущими координатами: М(момент) и ω (скорость). Из подобия треугольников ABC и АВ'С' получаем , (1.26) где ω 0α и Мпα – значения скорости холостого хода и пускового момента при коэффициенте сигнала α. Решаем уравнение (1.26) относительно М, подставляем в (1.25) и получаем дифференциальное уравнение движения ротора: . (1.27) При якорном управлении, согласно уравнению (1.27), ; (1.28) .(1.29) Теперь уравнение (1.27) принимает вид . (1.30)
Рис. 1.8 Рис. 1.9
В случае полюсного управления значение Мпα можно определить также из выражения (1.29), а значение ω 0α – из (1.18): . (1.31) Подставляем (1.29) и(1.31) в (1.27) и получаем . (1.32) Решение уравнений (1.30) и (1.32) для режима пуска имеет вид (.(1.33) Выражение (1.33) есть уравнение переходной характеристики, т.е графика изменения во времени выходной величины ω при подаче, на вход некоторого постоянного сигнала α (рис. 1.9, а). Величина τ м, входящая в выражение (1.33), – это электромеханическая постоянная времени двигателя, равная коэффициентам припроизводной от угловой скорости в уравнениях (1.30) и (1.32). Согласно(1.33), τ м – это время, в течение которого электродвигатель после подачи напряжения управления развивает угловую скорость ротора, равную 0, 632 от установившегося значения, соответствующего норме. Как видно из (1.27), . (1.34) При якорном управлении τ м определяется выражением , (1.35) а при полюсном – выражением , (1.35') где ω 0/Мп=Rя/(kФ)2. На основании выражений (1.35) и (1.35') можно сделать вывод: электромеханическая постоянная времени прямо пропорциональна моменту инерции ротора, скорости холостого хода и обратно пропорциональна пусковому моменту. В случае якорного управления величина τ м не зависит от коэффициента сигнала, а в случае полюсного – возрастает с уменьшением сигнала. Последнее объясняется уменьшением жесткости механических характеристик. От статического момента нагрузки на валу двигателя величина τ м не зависит. Из уравнений (1.30), (1.32) и (1.33) видно, что исполнительный микродвигатель постоянного тока является апериодическим звеном первого порядка, если за входную величину принять коэффициент сигнала α, а за выходную – угловую скорость ротора ω. Передаточная функция, соответствующая уравнениям (1.30) и (1.32), . (1.36) Коэффициент передачи двигателя kдв соответственно при якорном и полюсном управлениях равен коэффициентам ω 0 и ω 0/α 2 при коэффициенте сигнала управления α в правых частях уравнений (1.30) и (1.32). Если скорость входит в уравнения в относительных единицах, то значения коэффициентов передачи определяются выражениями (1.12') и (1.20) при М∂ =0, так как сами уравнения (1.30) и (1.32) составлены для режима холостого хода. Если в качестве выходной величины исполнительного микродвигателя рассматривать не угловую скорость, а угол поворота ротора θ (dθ /dt=ω), то двигатель является инерционным интегрирующим звеном, т. е. величина θ пропорциональна интегралу от входной величины (коэффициента сигнала α) по времени. Это видно из уравнения, которое получается на основании выражений (1.30) и (1.32) с учетом (1.33) и (1.34): . (1.37) Значения τ м и kдвв (1.37) выбирают в соответствии со способом управления. Уравнение переходной характеристики, представленной на рис. 1.9, б, находят как решение дифференциального уравнения (1.37): . (1.38) Передаточная функция, соответствующая уравнению (1.37), . (1.39) Из уравнений (1.30), (1.32) и (1.37) видно, что динамические свойства исполнительного микродвигателя постоянного тока существенно зависят от значения электромеханической постоянной времени. Чем меньше τ м, тем микродвигатель ближе по своим свойствам к идеальному безинерционному звену. Уменьшение τ м повышает быстродействие микродвигателя, т.е. сокращает промежуток времени между изменением сигнала на обмотке управления и достижением заданной скорости или угла поворота ротора. Основные меры по уменьшению τ м следующие: 1) снижение момента инерции ротора (если у микродвигателей с барабанным ротором τ м составляет 0, 035 – 0, 15 с, то у микродвигателей с полым немагнитным ротором она снижается до 0, 015 – 0, 02 с, у микродвигателей с дисковым ротором – до 0, 005 – 0, 02 с); 2) увеличение пускового момента за счет совершенствования конструкции, применения лучших магнитных материалов и повышения плотности тока в обмотках. Изложенный анализ динамики исполнительного микродвигателя постоянного тока проводился без учета электромагнитной постоянной времени, определяющей время протекания электромагнитных переходных процессов в обмотке управления. Однако в тех случаях, когда-электромагнитная постоянная времени соизмерима с электромеханической (например, в малоинерционных исполнительных микродвигателях с полюсным управлением), при анализе динамики следует учитывать электромагнитную постоянную времени. ЛЕКЦИЯ №4
|