Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гистерезисные микродвигатели
Синхронным гистерезисным называют микродвигатель, вращающий момент которого возникает за счет гистерезиса при перемагничивании ротора. На рис. 2.33 показан гистерезисный микродвигатель Г-201: 1 – статор с двухфазной обмоткой; 2 – ротор; 3 – подшипниковый щит. Ротор гистерезисного двигателя делают сборным (рис. 2.34): 1 – кольцо из магнитотвердого материала; 2 – немагнитная или магнитомягкая втулка; 3 – вал. Для изготовления кольца 1 используют материалы типа викаллоя и альни с широкой петлей гистерезиса. Потери мощности на гистерезис в кольце 1 определяют, как будет показано далее, значение гистерезисного вращающего момента. При ограниченной мощности возбуждения оптимальное по намагничиванию использование магнитотвердого материала кольца и наилучшие энергетические показатели достигаются при определенном соотношении между толщиной кольца и диаметра ротора. Излишнее увеличение толщины кольца, сопровождающееся уменьшением индукции, приводит к уменьшению потерь мощности на гистерезис и момента, а также перерасходу дорогостоящего магнитотвердого материала. Для выяснения природы гистерезисного момента рассмотрим физические процессы, происходящие в роторе описанной конструкции при асинхронном вращении, т.е. когда материал ротора непрерывно перемагничивается (рис. 2.35). Будем считать, что оси м.д.с. F1 и потока Φ 1 статора совпадают. В момент времени, когда вектор вращающегося магнитного потока статора Φ 1 занимает положение А (рис. 2.35, а), элементарные магнитики ротора ориентируются вдоль этого потока.
Рис. 2.34 Рис. 2.35
Силы взаимодействия элементарных магнитиков, например M1 и M2, с потоком статора Fэм направлены вдоль этого потока и вращающего момента не создают. При перемещении потока статора в положение Б в том же направлении будут поворачиваться и элементарные магнитики (рис. 2.35, б). Однако вследствие явления гистерезисного запаздывания магнитики M1 и M2 не повернутся на тот же угол, что и поток Ф1 и между ними образуется угол гистерезисного запаздывания γ г. После этого силы взаимодействия Fэм будут иметь тангенциальные составляющие Ft, которые и создадут гистерезисный момент асинхронного режима Mг.а. Возникающий гистерезисный момент пропорционален модулю векторного произведения пространственных векторов магнитного потока ротора Ф2, образованного элементарными магнитиками, и м.д.с. статора F1, которые вращаются с одинаковой угловой скоростью со сдвигом на угол γ г: , (2.37) где k – коэффициент, зависящий от параметров машины. Значения м.д.с. F1 и потока Ф2 при симметричном, например трехфазном, питании от угловой скорости ротора не зависят. Пространственный угол γ г, на который поток ротора отстает от потока статора, также не зависит от угловой скорости ротора и определяется той коэрцитивной силой Нс, при которой начинает изменяться направление поля элементарных магнитиков, т.е. определяется формой петли гистерезиса материала ротора. Соответственно не зависит от угловой скорости ротора и вращающий гистерезисный момент Мг.а.
Рис. 2.36
Механическая характеристика идеального микродвигателя показана на рис. 2.36, а (сплошная линия). Как видно, характеристика абсолютно жесткая и синхронный гистерезисный микродвигатель в отличие от синхронных микродвигателей других типов имеет собственный гистерезисный пусковой момент, равный моменту при синхронной угловой скорости ротора. Значение гистерезисного момента определяют, исходя из баланса мощностей в роторе. Мощность потерь на гистерезис в неподвижном роторе , где рг.у – удельные потери на гистерезис за один цикл перемагничивания в единице объема, пропорциональные площади петли гистерезиса; f1 – частота напряжения питания; V – объем магнитотвердого материала ротора. При вращении ротора со скольжением s частота перемагничивания ротора fs = sf1 и потери на гистерезис в роторе Pгs = sPг.п. Разница мощностей Рг.п и Рг.s соответствует полной механической мощности, развиваемой двигателем: Рмех=Рг.п – Ргs = Рг.п(l – s). Тогда гистерезисный вращающий момент , (2.38) где ω 2 и ω 1 – угловые скорости ротора и поля. Как следует из (2.38), увеличение гистерезисного момента возможно за счет выполнения ротора из материала с петлей гистерезиса, имеющей наибольшие значения коэрцитивной силы Нс и остаточной индукции Вт, а также наиболее выпуклую форму (рис. 2.37). Идеальным был бы материал ротора с прямоугольной петлей гистерезиса 1. Материалы типа викаллоя и альни, как показывает кривая 2, весьма близки к этому идеалу. Обычные электротехнические стали имеют петлю гистерезиса типа петли 3 на рис. 2.37 и не обеспечивают сколько-нибудь значительного гистерезисного момента. Механическая характеристика реальных гистерезисных микродвигателей не абсолютно жесткая. Изменение гистерезисного момента в функции угловой скорости ротора, (скольжения) объясняется в основном тремя факторами. Во-первых, при неравенстве угловых скоростей ротора и поля в роторе наводятся вихревые токи, которые во взаимодействии с вызвавшим их полем Φ 1 создают момент Mв, являющийся, по существу, моментом асинхронного двигателя (пунктирная линия на рис. 2.36, б). Во-вторых, при конденсаторной схеме включения двухфазного гистерезисного двигателя (см. рис. 2.24, б) в однофазную сеть форма вращающегося магнитного поля статора, а значит, и момент Мг.а (штрихпунктирная линия на рис. 2.36, б) зависят от угловой скорости ротора. При изменении угловой скорости ротора меняются частота перемагничивания, потери в роторе и соответственно ток в обмотках статора. Происходит перераспределение напряжений между конденсатором и обмоткой; при этом поле, круговое при одном скольжении (например, при s = 0), становится эллиптическим при другом. В-третьих, влиянием моментов высших гармоник поля. В синхронном режиме магнитное поле статора и ротор вращаются с одинаковой угловой скоростью и перемагничивания материала ротора не происходит. Магнитный поток ротора Ф2ост сохраняется вследствие остаточного магнетизма и вращается вместе с ротором с синхронной угловой скоростью. Поток тем больше, чем выше значение остаточной индукции Вт. Микродвигатель работает как обычный синхронный микродвигатель с постоянными магнитами на роторе. Отличие состоит только в том, что угол отставания оси поля ротора, принимаемой за его продольную ось, от оси поля статора гистерезисного микродвигателя γ не может превысить угла гистерезисного запаздывания γ г, так как в противном случае начинается перемагничивание ротора. Следовательно, наибольшее значение момента Мг.с, развиваемое гистерезисным двигателем в синхронном режиме, равно Мг.а. При моменте сопротивления на валу, превышающем Мг.а, ротор выходит из синхронизма. У гистерезисных микродвигателей угол γ г обычно не превышает 20 – 25°. Из сказанного следует, что синхронный гистерезисный микродвигатель развивает вращающий момент и при асинхронной, и при синхронной угловой скорости ротора. Режим его работы зависит от значения и характера статического момента сопротивления Мст на валу ротора (см. рис. 2.36, а). Если во всем диапазоне скольжений от 1 до 0 момент сопротивления (прямая 1) меньше гистерезисного момента, то двигатель работает в синхронном режиме. Ось поля ротора отстает от оси поля статора на угол γ, при котором соблюдается равновесие моментов Мг.с = Мст. Если момент сопротивления меняется по прямой 2, то равновесие моментов наступит при скольжении sa, соответствующем точке а, т. е. двигатель будет работать в асинхронном режиме (Мг.а = Мст). Однако использование гистерезисных микродвигателей в асинхронном режиме неэкономично вследствие больших потерь на перемагничивание ротора, особенно при больших скольжениях. Синхронные гистерезисные микродвигатели обладают весьма ценными качествами. Они развивают большой пусковой момент и способны входить в синхронизм при большом моменте инерции нагрузки. Ротор гистерезисного двигателя входит в синхронизм плавно, без рывков благодаря практически постоянному значению пускового гистерезисного момента на протяжении всего периода пуска от s = l до s = 0. Потребляемый гистерезисным двигателем ток незначительно (на 20 – 30%) изменяется при изменении режима работы от короткого замыкания (пуск) до холостого хода, что позволяет эффективно использовать гистерезисные двигатели в повторно-кратковременном режиме. Гистерезисные микродвигатели просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Энергетические показатели гистерезисного микродвигателя не особенно высоки, так как поток ротора является вторичным, т.е. наведенным рабочим потоком статора, и режим работы такого двигателя соответствует режиму синхронной машины с недовозбуждением. Однако у гистерезисных микродвигателей в синхронном режиме существует возможность изменения намагничивающего тока и соответственно к.п.д. и cos φ. Это можно проследить на примере зависимости тока I1 гистерезисного микродвигателя в синхронном режиме от напряжения возбуждения U1 при снижении последнего от значения U1п, при котором происходит пуск (U-образная характеристика на рис. 2.38). Значение возбужденной м.д.с. ротора определяется напряжением пуска U1п, а значение результирующего потока двигателя уменьшается пропорционально U1. Значит, при уменьшении U1/U1п возрастает роль м.д.с. ротора в создании результирующего магнитного поля и меняются значение и характер тока статора. Индуктивная намагничивающая составляющая тока статора (φ > 0) постепенно уменьшается до нуля (φ = 0) и затем появляется размагничивающая емкостная составляющая (φ < 0). Эта зависимость по физической сути аналогична U-образной характеристике синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением.
Рис. 2.38
В рабочем режиме гистерезисного микродвигателя при синхронном вращении ротора к.п.д. и cos φ можно повысить путем подмагничивания ротора с помощью кратковременного (на 2 – 3 периода) повышения значения магнитного потока статора за счет увеличения подводимого к статору напряжения. Подмагниченный ротор, как и ротор с постоянными магнитами синхронного микродвигателя, начинает активнее участвовать в создании основного рабочего магнитного потока и тем самым разгружать обмотку статора от реактивного намагничивающего тока. Это соответствует смещению рабочей точки характеристики двигателя из точки А в точку В на рис. 2.38. ЛЕКЦИЯ №14
|