![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сходство.
(Испытуемого просят рассказать о том, чем похожи следующие пары.) 1) Яблоко и персик. 2) Новелла и картина. 3) Аэроплан и поезд. 4) Закон и приказ. 5) Кит и дельфин. При выполнении тестов принимается в расчет как скорость, так и точность. Стандартизация, валидность и надежность тестов Векслера. Тесты Векслера нормировались на выборке в 1700 человек (возраст от 16 до 64 лет). Средний IQ по выборке равен 100 при IQ=15. Надежность тестов высока: для полной шкалы она составляет 0, 97; для вербальных тестов — 0, 96; для тестов исполнения — 0, 94. Данные о валидности шкалы Векслера получены отдельно для вербальных тестов и тестов исполнения. Корреляция оценок по тестам исполнения с успешностью деятельности канцелярских служащих равна 0, 30, а корреляции показателей вербальных тестов с учебой в колледже не превышают 0, 50. Помимо этого проверка по валидности осуществлялась путем корреляции шкал Векслера со шкалами Стэнфорд—Бинэ. Получены коэффициенты порядка 0, 80 и ниже. Групповые тесты интеллекта. Помимо индивидуальных шкал разработаны групповые тесты интеллекта. Они используются преимущественно при массовых обследованиях в системе высшего и среднего образования, в промышленности, армии и при отборе на государственную службу. Рассмотрим некоторые принципиальные различия между групповыми и индивидуальными тестами интеллекта. Групповые тесты одновременно могут быть применены на большой выборке испытуемых. Благодаря использованию специальных тестовых брошюр и листов для ответов при групповом тестировании ликвидирована необходимость во взаимодействии между испытуемым и экспериментатором. Роль экспериментатора чрезвычайно упрощена. Это позволяет обеспечить более стандартные условия при тестировании. Регистрация выполнения и обработка данных при групповом тестировании легче и может быть выполнена машинами. Групповые тесты обычно лучше нормированы (на больших выборках порядка 100 000—500 000 человек). Групповые тесты отличаются от индивидуальных и по форме. Обычно в групповых тестах испытуемый должен выбрать правильный ответ из предлагаемых ему четырех или пяти, задания предъявляют в порядке возрастания трудности. 48 Тема 8. Личность как индивидуальность...
Групповые тесты чаще всего представляют собой многоуровневые батареи. Иначе говоря, они сгруппированы между собой по рангам трудности для испытуемых разных возрастов, классам уровней развития и т.д. Большинство батарей применимы к возрастным группам, начиная с 5 — 6 лет и кончая взрослыми разных возрастов. Подробное описание, а также сведения о валидности, надежности групповых тестов можно найти в книге Э. Анастази «Психологическое тестирование». Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Остановимся кратко на анализе теоретических основ тестирования интеллекта и связанном с ним вопросе о целях применения интеллектуальных тестов в зарубежной психологии. На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллектах как общей врожденной способности, лежащей в основе всех достижений человека и измеряемой с помощью тестов. В настоящее время эта точка зрения подвергается пересмотру со стороны многих западных психологов. Накопленные тестологией факты неопровержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Отделить влияние одного от другого в тестовых результатах представляется невозможным. Зависимость тестовых оценок от влияний окружающей среды приводит к их непостоянству, изменчивости. Понимание этого привлекло к измерению основной цели тестологии. Если раньше результаты измерения по интеллектуальным тестам чаще всего использовались для распределения испытуемых по категориям и долговременных прогнозов, то сейчас среди западных психологов наблюдается отказ от тенденции «наклеивать ярлыки». Жесткая, неизменная классификация индивидов по результатам интеллектуальных тестов имела тяжелые отрицательные последствия, так как низкий IQ оставлял на ребенке печать неполноценности, менял отношение к нему окружающих и тем самым способствовал сохранению и даже усилению неблагополучных условий развития. В настоящее время пользу тестов прогрессивные тестологи видят в возможно- Акимова М.К. Интеллектуальные тесты 49
Следует отметить, что для правильных оценок и прогнозов школьных достижений результаты тестирования должны быть дополнены сведениями из других источников — наблюдениями за поведением, данными биографического характера, анализом методов обучения и т.д. Кроме того, для правильной интерпретации результатов тестирования следует знать о степени тренированности испытуемых в выполнении тестов, нужно учитывать мотивацию и эмоциональное состояние во время тестирования, влияние на тестовые оценки личности экспериментатора, ситуации эксперимента, предшествующей тестированию деятельности испытуемого, и многое другое. Влияние окружающей среды на результаты интеллектуальных тестов столь велико, что для более или менее успешного прогноза с их помощью выполнения какой-либо деятельности психологи пытаются вводить специальные индексы окружающей среды. Принимая во внимание сведения из дополнительных источников и учитывая многочисленные средовые влияния на тестовые результаты, можно с успехом использовать интеллектуальные тесты для характеристики реального состояния уровня развития некоторых навыков. Тестирование может быть также полезным методом для изучения изменчивости поведения, развития навыков, что, в свою очередь, является предпосылкой для планомерного формирования их в нужном направлении. Кроме того, предполагается, что тестовые оценки могут дать количественный показатель степени неблагополучного для психического развития социоэкономического статуса, а это может послужить толчком для исправления программ и методов обучения с целью улучшения школьной успеваемости у детей из неблагополучной среды. А.Анастази ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СВОЙСТВ1 Двухфакторная теория. Первой теорией организации свойств, основанной на статистическом анализе показателей тестов, была двухфакторная теория, развитая английским психологом Чарльзом Спирманом2. В своем первоначальном виде эта теория утверждала, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор, названный генеральным, или g, множество специфических, или s-факторов, свойственных только одному виду деятельности. Положительные корреляции между любыми двумя функциями объяснялись наличием фактора g. Чем сильнее две функции насыщены фактором g, тем выше должны быть корреляции между ними. Напротив, наличие специфических факторов должно эти корреляции снижать.
Хотя в этой теории устанавливаются два типа факторов — генеральный и специфический, корреляция объясняется только наличием фактора g. Поэтому, в отличие от других теорий отношений между свойствами, эту теорию более точно назвать однофактор-ной. Рис. 1 поясняет соответствующий этой теории механизм корреляций тестов. Из рисунка видно, что тесты 1 и 2 должны высоко коррелировать друг с другом, поскольку каждый сильно насыщен фактором g, о чем свидетельствуют заштрихованные участки. Незаштрихованным частям каждого теста соответствует специфическая дисперсия, или дисперсия ошибки. Тест 3 должен незначительно
2 См. Spearman С. «General intelligence» objectively determined and measured // Анастази А. Теории организации свойств
Согласно двухфакторной теории, целью психологического тестирования должно быть измерение g у индивида. Если такой фактор проявляется во всех способностях, то его наличие будет единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях, а измерение специфических факторов лишено смысла, поскольку по определению эти факторы действуют только в одной ситуации. Вот почему Ч.Спирман предложил единичный, высоко насыщенный фактором g тест заменить набором разнородных заданий из тестов интеллекта. Он предполагал, что тесты на абстрактные отношения, по всей вероятности, лучше измеряют g. Примерами тестов, разработанных для измерения g, являются «Прогрессивные матрицы» Равена и свободные от влияния культуры тесты интеллекта Кеттелла.
Модель структуры интеллекта. Некоторые специалисты по факторному анализу попытались упростить картину взаимоотношений свойств личности, придав им систематический характер. Основываясь на своих более чем 20-летних факторно-аналитических исследованиях, Дж.Гилфорд1 построил кубообразную модель, названную им «моделью структуры интеллекта (SI) На рис. 2 изображена эта модель, классифицирующая свойства интеллекта по трем измерениям.
52 Тема 8. Личность как индивидуальность...
Содержание — природа материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Сюда относятся изобразительный, символический (буквы, числа), семантический (слова) и поведенческий (информация о других людях, их поведении, способностях, потребностях и т.д.) материал. Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым. Результаты различаются по элементам, классам, отношениям, системам, типам преобразований и делаемым выводам. Поскольку такая классификация содержит 5x4x6 категорий, т.е. 120 ячеек, то каждой ячейке соответствует по крайней мере один фактор, или способность, некоторые ячейки могут содержать более чем один фактор. Каждый фактор описывается в трех измерениях. На рис. 2 даны наименования и буквенные символы для каждого из измерений. В коде, употреблявшемся Дж.Гилфордом и его коллегами, каждый фактор описывался в таком порядке: операция, содержание, результаты. Например, известному фактору понимания слов соответствует познание семантических элементов (СТЭ), что лучше всего измеряется словарными тестами. Тест объема памяти, построенный на использовании серий упорядоченных букв или чисел, оценивает память на символические элементы (РСЭ). Завершая 20-летнюю программу исследования способностей на основе структурно-интеллектуальной модели, Дж.Гилфорд и его коллеги идентифицировали 98 из 120 намеченных факторов. Оставшиеся неисследованными ячейки станут предметом будущих работ. Алфавитный перечень и краткое описание тестов, разработанных в ходе осуществления 20-летней программы, приведены в [цитировавшейся] книге Дж.Гилфорда и Р.Хопфнера. М.Н.Микер1 использовал SI категории для классификации заданий теста Станфорд-Бине и шкал Векслера. Иерархические теории. Иной была схема структуры факторов, предложенная рядом английских психологов, в том числе С.Бертом2, Ф.Вер-ноном3 и американцем Л.Хамфрейсом4. Схема, поясняющая применение Ф.Верноном этого принципа классификации, приведена на рис. 3. В вершине иерархии Ф.Верной поместил спирмановский ^-фактор. На следующем уровне находятся два обширных групповых фактора, относящихся к вер-бально-образовательным (V: ed) и практико-техническим способностям (k: m). Эти основные факторы можно подразделить: вербально-образова-
2 Cm. Burt C. The structure of the mind; a review of the results of factor analysis // 3 Cm. Vernon P.E. The Structure of Human Abilities. London, 1960. * Cm. Humphreys L.G. The organisation of Human Abilities // American Psyhologist. 1962. 17. Анастази А. Теории организации свойств
|