![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Анализ существующей структуры управления офисом ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2.1 Анализ действующей организационной структуры
Рассмотрим действующую организационную структуру ООО «Магнат» (таблица 1) Таблица 1. Действующая организационная структура
Система управления компанией ООО «Магнат» содержит (рисунок 4):
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Система управления компанией │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Подсистема высшего руководства│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ │ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ ┌ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ ┌ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ ┌ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Целевые │ │ │ Подсистема│ │ │ Функциональные│ │ │ Подсистема │ │ подсистемы│ │ │ линейного │ │ │ подсистемы │ │ │ обеспечения│ │ руководства├ ┘ │ руководства│ │ │ ├ ┘ │ управления │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ │ │ │ │ V │ V │ V ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Координация │ │ │ Стратегическое│ │ │ Организация │ │ управления по│ │ │ управление │ │ │ правового, │ │ достижению │ < ─ ─ ─ ┼ ─ ┤ развитием и ├ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ > │ нормативного, │ │ конечных │ │ │ деятельностью │ │ │ информационного│ │ результатов │ │ │ компании. │ │ │ и технического │ │ │ │ │ Целеполагание │ │ │ обеспечения │ │ │ │ │ и контроль │ │ │ управления │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ └ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ┘ │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ V V V V ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Непосредственное ├ ─ > │ Выполнение конкретных│ │ управление производственным│ < ─ ┤ и специальных функций│ │ процессом │ │ управления │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Рисунок 4. Структура системы управления компанией и назначение ее подсистем
Обобщая и структурируя точки зрения, можно выделить четыре основных аспекта рассмотрения: - система управления (сигнальная система); - философия (концепция управления); - инструмент (система оказания помощи); - подразделение компании[2].
┌ ─ ┐ │ 2│ └ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Философия, │ │ концепция управления│ ┌ ─ ┐ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ┐ │ 1│ /│ \ │ 3│ └ ─ ┘ │ └ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Система управления │ < ─ ─ ┤ Контроллинг ├ ─ ─ > │ Инструмент, система │ │ (сигнальная система)│ │ │ │ оказания помощи │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ \│ / ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Подразделение │ │ компании │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ┐ │ 4│ └ ─ ┘
Рис. 5 Различные аспекты рассмотрения сущности контроллинга Сущность структуры управления отражается в каждом из представленных выше аспектов. Управление можно трактовать как ориентированную на выполнение миссии компании систему оказания помощи руководству, позволяющую анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность организации с учетом нивелирования конфликтов интересов агентов и корреспондентов. Эффективное стратегическое управление как функциональная структура ориентировано на решение пяти основных взаимосвязанных задач: · определение реальной сферы деятельности организации и формирование видения путей, по которым необходимо вести организацию в дальнейшем. Данная задача, в сущности, представляет собой формулирование цели, выбор миссии организации и определение заданий долгосрочного характера; · процесс преобразования миссии в конкретные краткосрочные или долгосрочные показатели, определенные целями организации; · разработка стратегии, руководствуясь положениями которой организация достигнет поставленных целей; · эффективная реализация выработанной стратегии; · критический анализ ситуации и оценка деятельности организации, а также внесение корректировок в содержание целевых показателей, миссию и стратегию. Детализация задач обусловлена миссией и целью конкретной организации и устанавливает ориентиры для оптимизации ее деятельности. В их числе: § создание организационного сопровождения системы стратегического управления; § стремление к эффективному использованию трудовых, материальных, финансовых ресурсов; § выработка успешной инвестиционной политики — одного из элементов стратегического управления организации, обусловливающего достижение высоких темпов развития основного вида деятельности; § максимальное снижение производственных, финансовых, коммерческих и инвестиционных рисков организации на долгосрочную перспективу; § анализ работоспособности системы стратегического управления и тенденций совершенствования операционных (производственных) процессов организации, повышение финансовой устойчивости и платежеспособности, стремление к получению максимально возможной прибыли и высоким показателям рентабельности структурных подразделений. Для решения указанных задач стратегическое управление выполняет следующие функции: ü определяет перспективные направления развития организации с последующим их внесением в стратегический план; систематизирует производственную, проектную, маркетинговую и финансовую деятельность, а также позволяет проводить детальный анализ структуры потребностей, осуществлять процессы планирования, оптимизировать механизм определения рыночных цен; ü устанавливает для организации в целом и всех ее структурных подразделений четкие цели, согласующиеся с принятой стратегией развития; ü координирует усилия всех обеспечительных и функциональных подразделений организации; ü стимулирует управленческий персонал на осуществление эффективной оценки своих сильных и слабых сторон с позиции конкурентов, ограничений, угроз, возможностей и изменений окружающей (внешней) среды; ü разрабатывает альтернативные функции организации на долгосрочный период; ü формирует основу для оптимального распределения ограниченных материальных и человеческих ресурсов; ü акцентирует внимание на важности практического использования функций планирования, управления, оценки и контроля в организации как единой системы менеджмента. В настоящее время стратегическое управление развивается как регулярное, т.е. представляет собой логическое развитие стратегического планирования в рамках двух взаимодополняющих подсистем: планирования стратегии и реализации стратегии. Другой путь развития системы стратегического управления — в реальном времени. Этот подход рассчитан на решение внезапно возникающих стратегических задач. Помимо функций и задач, рассмотрим такие характеристики стратегического управления, как цель, продукт, предмет, и различные виды стратегий. Основная цель стратегического управления — целенаправленное изменение количественных и качественных характеристик. К примеру, стратегическим решением можно считать решение о реконструкции, запуске новой продукции (линейки продукции) и технологии, выход на новые рынки. Продукт стратегического управления — это потенциал организации, складывающийся из ресурсной базы и источников ее пополнения, репутации и эффективной организационной структуры. Потенциал характеризует степень эффективности использования ресурсов, направленных на достижение поставленной цели. Вместе с тем потенциал можно считать источником формирования конкурентоспособности организации, и соответственно он нуждается в непрерывном развитии и совершенствовании. В качестве дополнительных признаков стратегического управления в системе менеджмента организации можно выделить: а) своевременное внедрение изменений в организации; б) высокую оценку роли человеческого потенциала; в) нацеленность на потребителя; г) перспективы на долгосрочный период, прогнозируемые исходя из конкурентных преимуществ; д) анализ комплексных данных, а не отдельных элементов; е) оперативное реагирование на воздействие внешнего окружения. Предметом стратегического управления выступают: 1) вопросы, связанные с достижением целей организации и обеспечивающие рост эффективности деятельности посредством формирования взаимосвязи ресурсов, целей и результатов; 2) элементы организации, когда они необходимы для достижения целей и имеет место их нехватка или полное отсутствие; 3) вопросы, связанные с внешним окружением. В процессе формирования эффективной системы управления деятельностью предприятия необходимо учитывать эти вопросы в их взаимосвязи для успешного достижения основной цели управления организацией. Стратегия управления эффективностью деятельности предприятия — общая стратегия становления организации, реализуемая с помощью функциональных стратегий, включая стратегии маркетинга, развития, инноваций, инвестиционную, обеспечения стратегического управления. Функциональные стратегии в организациях определяются содержанием целей и задач, которые поставлены руководством предприятия. Стратегия маркетинга направляет усилия не только на изучение конъюнктуры рынка, но также и на исследование сильных и слабых сторон основных конкурентов. Анализ рынка — это сведения о конъюнктуре, которые необходимы для принятия управленческих решений в рамках реализации задач стратегии развития и достижения поставленных целей. Стратегия развития — целый набор взаимодополняющих мер по формированию набора реализуемых продуктов, технологических процессов и производственного цикла, которые позволяют обеспечить устойчивый экономический рост организации на продолжительный перспективный период Первое, что нужно для успешного функционирования компании, - это правильно налаженная цепочка управления от руководителя до клиента. Понятие процессного управление вошло в обиход топ-менеджеров еще полвека назад и с тех пор прочно укрепилось там. Последние 20 лет оно захватило умы и сердца управленцев и начало внедряться на предприятиях различных размеров независимо от отраслей. Процессное управление - это не что иное, как управление компанией с помощью налаженной системы процессов. Курс берется на достижение наилучшего результата самого процесса, за счет чего выигрывает компания в целом. За счет показателей процесса, продукта и удовлетворенности клиента становится возможным осуществлять управление процессами. Сегментировать компанию на процессы можно как раз за счет набора этих показателей. В большинстве российских компаний развита организационная структура, сформированная по линейно-функциональным принципам. Линейно-функциональная организационная структура и созданная на ее базе система правления представляется руководству логичной и простой. Очень часто компании создают у себя две организационные структуры и две системы управления, которые существуют параллельно, - систему процессного управления и систему функционального управления. Таким образом, нагрузка на сотрудников и руководителей такой организации возрастает за счет дублирования планов, регламентирующей документации и отчетности. Это влечет за собой потерю гибкости в управлении и бюрократизацию компании. При разработке сбалансированной системы показателей в одной компании я встретился с целым рядом парадоксов, связанных с дублированием систем функционального и процессного управления. Дело в том, что при определении ответственных за выполнение стратегических целей у руководства присутствовало определенное непонимание. Во многих случаях за одну цель отвечали сразу несколько лиц: и представитель процессного управления - владелец процесса, и представитель функционального управления - руководитель подразделения. Компания сама порождала у себя коллективную ответственность, ведь главный принцип распределения ответственности за цели гласит: одна цель - один ответственный. Последствия не заставили себя ждать. Когда стало ясно, что стратегия не исполняется, по очереди вызывались ответственные лица. Но в системе, когда один отвечает за пуговицы, второй за рукава, а третий за карманы, эффективности ожидать не стоит, так как никто не отвечает в целом за костюм. Совмещать функциональное и процессное управление нельзя, так как при этом нельзя точно идентифицировать лицо, которое управляет реализацией цели. После того как руководству были прочитаны семинары по функциональному и процессному управлению, было решено отказаться от управления по процессным принципам и сосредоточиться на принципах функционального управления. При этом без особого труда была сформирована матрица ответственности за стратегические цели. Теперь проблемы выполнения стратегии не носили организационного характера. У многих компаний, внедривших процессное управление, есть двойственное ощущение[3]. С одной стороны, организационная структура на основе функционального управления - это удобно, логично и просто. С другой стороны, процессное управление - это не просто модно, при этом компания ориентируется на результат, а не на функцию. Все современные средства моделирования процессов - ARIS, BusinessStudio и т.д. - поддерживают средства создания процессов на принципах процессного управления, а также линейно-функциональной организационной структуры на принципах функционального управления. При этом ответственными за отдельные работы в процессе могут назначаться сотрудники и руководители из линейно-функциональной организационной структуры. Таким образом, даже на уровне средств, позволяющих смоделировать деятельность в бизнес-процессах, кроется дублирование системы управления.
2.2 Анализ несоответствия функций целям и задачам
Целью построения структуры управления является удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления с целью улучшения эффективности работы всей организации на перекрестке воздействий факторов внутренней и внешней среды.. Правильно составленная в соответствии с требованиями менеджмента и своевременно предоставленная управленческая отчетность позволяет обеспечить решение следующих задач (рис. 6).
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Выявление существующих проблем и недостатков │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Повышение финансовой дисциплины │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Возможность оперативного анализа причин неэффективного использования │ │ ресурсов компании │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Выделение признаков потенциальных проблем в будущем │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Всеохватывающий и оперативный обзор деятельности │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Владельцы предприятия могут контролировать все его важные сделки, │ │ установив руководству " лимиты доверия" │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Рис. 6 Задачи, решаемые организацией структуры управления Управленческая функция в рамках существующей структуры на предприятии может дифференцироваться по двум уровням: Первый уровень - базовый или нормативный - предполагает разработку форматов документов в рамках системы бизнес-моделирования (проектирования систем управления на основе бизнес-процессов, т.е. регулярно повторяющейся последовательности действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации). Необходимо сделать определенную оговорку. Традиционно термин " нормативный" относится к официальной учетной методологии финансового учета и предполагает регламентацию государством методик его ведения. Очевидно, что системы управленческого учета и контроллинга свободны от государственного регулирования. Тем не менее термин " нормативный или базовый уровень" говорит о нормотворчестве (а главное, о форматах этих документов) на уровне компании. На данном уровне происходит формирование регламентирующей документации компании: - стратегической карты: определяет систему целей, которые желает достичь организация, и показателей, отражающих степень их достижения; - регламентов бизнес-процессов; - положения о подразделениях и должностных инструкций: формализуют задачи конкретных исполнителей. Второй уровень - надстроечный (основной): система управленческой отчетности в классическом понимании (в частности, как системы план-фактных показателей бюджетирования); управленческая отчетность по видам экономической деятельности - очевидно, что формат отчетов и состав показателей дифференцируются в зависимости от принадлежности компании к определенному виду экономической деятельности. В рамках отчетности по видам экономической деятельности происходит выделение следующих подвидов: а) ресурсно-результатная отчетность - данные о затратах ресурсов и полученных доходах без привязки к подразделениям (например, отчет о продажах или о расходах нефтепродуктов); б) структурная отчетность - данные в разрезе подразделений. Сюда же можно отнести систему ключевых показателей, разработанных для конкретного должностного лица или отдела компании; в) процессная - формирование информации по конкретному существенному для компании процессу. Например, в рамках системы управления проектами могут быть разработаны отчеты: план управления ресурсами проекта, план управления рисками проекта и др. Таким образом, могут быть выделены несколько базовых подходов к пониманию системы управления и структурированию ее элементов. Основой эффективной работы системы управления вне зависимости от терминологического наполнения этого понятия является информация, т.е. система управленческой отчетности, структура и содержание которой варьируются в зависимости от конкретных условий деятельности компании.
2.3 Формирование новой структуры управления Цель планирования изменений в структуре управления на анализируемом предприятии определена как процесс учетно-информационного обеспечения, поддержки принятия стратегических решений относительно потребителей, внешних экономических условий деятельности организаций. Достижение поставленной цели обусловливается дифференциацией задач стратегического учета, которые систематизируются следующим образом: 1) оценивание организационного потенциала (маркетингового, финансового, производственного, кадрового). В частности, анализ маркетингового потенциала предусматривает исследования уровня и динамики цены по видам товаров, рынкам, потребителям, оценку уровня сервиса и т.п. Оценка финансового потенциала предполагает анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации. 2) анализ внутренних и внешних конкурентных преимуществ коммерческой организации. Среди них лидерство по затратам предусматривает ориентацию на относительно низкие затраты, устойчивость к снижению цены продаж, обеспечение значительной рентабельности продаж, увеличение доли рынка. Лидерство по дифференциации, напротив, ориентирует на большую потребительскую ценность производимого продукта по сравнению с его аналогом у конкурентов, что позволяет устанавливать более высокие цены, часто безотносительно к уровню затрат; 3) проведение стратегического анализа затрат, которое осуществляется во взаимосвязи со стратегическими изменениями, затрагивающими состав и структуру затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции; 4) оценивание жизненных циклов продуктов и их цепочек ценностей, что позволяет определить, насколько достижимы преимущества по затратам, ценам, долям рынков, потребителям перед конкурентами[4]. Внутрифирменное планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы: - перспективное финансовое планирование; - текущее финансовое планирование; - оперативное финансовое планирование[5]. Этапы внутрифирменного планирования обычно реализуются по следующим этапам: оценка ситуации, определение стратегических возможностей, оценка стратегических альтернатив, определение маркетинговых целей и распределение ресурсов, разработка торговли-микс в соответствии с принятой стратегией. Рассмотрим этапы внутрифирменного планирования с управленческой точки зрения. Этот набор процессов осуществляется в такой последовательности: 1) постановка целей организации руководством; 2) каскадирование цели сверху вниз; постановка целей сотрудника, согласующихся с целями организации, и определение методов их достижения; корректировка целей - например, в середине года; 3) по прошествии оговоренного срока (чаще всего календарного года) - предметное обсуждение достигнутых целей и проставление оценки; передача результатов снизу вверх; 4) анализ результатов оценки, принятие решений, изменение или постановка новых целей организации.
Таблица 2. Проект организационной структуры
Заключение
Организация эффективной системы управленческого учета неразрывно связана с изучением специфических особенностей предприятий, только в этом случае это позволит им эффективно функционировать и будет способствовать выявлению внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости продукции. В соответствии со спецификой деятельности организационная структура нефтегазодобывающего предприятия должна рассматриваться во взаимной связи с методами осуществления функционирования системы экономических отношений по получению геологической информации и бурению различных скважин, использованию основных и оборотных средств для разведки и добычи, инвестиций в расширение деятельности предприятия. Все это в конечном итоге служит достижению повышения эффективности деятельности предприятия. В организационной структуре предприятий нефтегазодобычи можно выделить ряд подсистем: управление производством и производственный (управленческий) учет; управление финансами и финансовый учет, а в последнее время - стратегическое управление и стратегический учет. На эффективность деятельности предприятий нефтегазодобычи влияют недостатки системы управления предприятием, в том числе технологии управления. По оценкам специалистов, они отстают от зарубежных фирм на 10 - 15 лет. Отставание проявляется в недостаточном уровне автоматизации обмена информационными потоками между структурными подразделениями, их сбора и интерпретации, медлительности в принятии решения по управлению предприятием, отсутствии стратегического учета и отчетности. Как следствие всех этих недостатков возникает запаздывание принятия правильного и оперативного управленческого решения по управлению предприятием и его реализации. Из всего вышесказанного следует, что существует объективная необходимость постоянного обеспечения соответствия технологии управления, а параллельно с ним и системы бухгалтерского учета, быстрым изменениям, происходящим в добывающей промышленности. В организационной структуре предприятий данного вида экономической деятельности в основном можно выделить две подсистемы: - производственную подсистему; - управленческую подсистему. В производственную подсистему (основное и вспомогательное производства) нефтегазодобычи включают следующие элементы, отличающиеся функциональной ролью: - используемое сырье и материалы, характеризующиеся качеством, составом поставщиков, своевременностью поставок; - технологию производства научно-исследовательских и буровых работ, отражающую особенности формирования входной информации; - специальную технику и специальное оборудование, которые характеризуются соответствием технологии добычи нефти и газа, степенью износа, производительностью; - производственный персонал, характеризующийся укомплектованностью, квалификацией, условиями труда и уровнем оплаты.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ. 2. Федеральный закон " О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). 3. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ " О коммерческой тайне". 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации". 5. Федеральный закон от 26 июня 2006 г. N 135-ФЗ " О защите конкуренции". 6. " Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) (ред. от 14.03.2011). 7. Анисимова И. Аудит эффективности использования трудовых ресурсов // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 3. С. 14 - 19. 8. Бейдер А., Завгородний П. Управление корпоративным контентом - новая функциональность SAP ERP. " Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 27. 9. Бескоровайная С.А. Эволюционные процессы в сфере экономического планирования как теоретический аспект определения места бюджетирования в функционале финансового менеджмента // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 25. С. 20 - 26. 10. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование. Методы и приемы практических расчетов. М.: КНОРУС, 2010. 168 с. 11. Варпаева И.А. Бухгалтерский учет в подготовке управленческих решений по использованию прибыли // Все для бухгалтера. 2012. N 3. С. 23 - 27. 12. Владимиров В.Р. Расторжение трудового договора: правовые основы, учет и налогообложение. М.: Налоговый вестник, 2009. 13. Грачев В., Руденко Г., Панова Л. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 5. С. 36 - 49. 14. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: Учеб. / Под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. 2-е изд., дораб. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. 336 с. 15. Колпакова М.А. Информация и контроль информационного потока в процессе управления затратами в предпринимательских структурах // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 7. С. 31 - 38. 16. Катунина И. Система управления человеческими ресурсами: институциональный аспект // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 5. С. 6 - 12. 17. Крылов С.И. Сбалансированная система показателей: тактический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 44. С. 35 - 41. 18. Крылов С.И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей. М.: Финансы и статистика, 2010. 152 с.: ил. 19. Молчанов А. Международная политика России в сфере труда: к юбилею МОТ // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2010. N 5. С. 82 - 86. 20. Осипенко О.В. Корпоративный контроль: экспертные проблемы эффективного управления дочерними компаниями. М.: Статут, 2014. Кн. 2: Обеспечение корпоративного контроля. 686 с. 21. Попов В.Л., Солодяшкина Ю.Е. Методы управления инновационными изменениями на предприятии: Монография. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. 223 с. 22. Плеханов А., Гагаринская Г., Плеханов В.) Управление трудовым потенциалом предприятия\ " Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N5. 23. Рогожин М.Ю. Справочник кадровика: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 352 с. 24. Ревуцкий Л.Д. Эффективность хозяйственной деятельности предприятий: ключевые показатели // Аудиторские ведомости. 2010. N 12. С. 72 - 77. 25. Ревуцкий Л.Д. Совершенствование стратегического менеджмента предприятий в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Московской гуманитарно-технической академии. 2010. N N 1 - 2 (9 - 10). 26. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. 882 с. 27. Сидорова М.И., Мастеров А.И. Управленческий анализ деятельности организации в условиях ограниченных ресурсов // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. N 1. С. 328 - 330. 28. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие (серия " Высшее образование") / Под ред. В.Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2011. 336 с. 29. Характеристика целевых подсистем управления подробно рассматривается в учебнике: Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2012. 30. Шилова Н. Автоматизация учета финансовых показателей предприятия // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 19. С. 15. 31. Щепотьев А.В. Методика выявления и оценки " скрытых" и " мнимых" активов и обязательств (применяется для оценки рыночной стоимости организации (бизнеса)). М.: Юстицинформ, 2009. 144 с. Интернет-ресурсы 1. https://www.vopreco.ru журнал “Вопросы экономики” (оглавление и аннотации). 2. https://www.ptpu.ru журнал “Проблемы теории и практики управления” (оглавление, статьи). 3. https://www.ecsocman.edu.ru сайт, посвященный проблемам социально-экономических наук (экономике, социологии, менеджменту).
[1] Попов В.Л., Солодяшкина Ю.Е. Методы управления инновационными изменениями на предприятии: Монография. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. 223 с.
[2] Попов В.Л., Солодяшкина Ю.Е. Методы управления инновационными изменениями на предприятии: Монография. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010. 223 с.
[3] Осипенко О.В. Корпоративный контроль: экспертные проблемы эффективного управления дочерними компаниями. М.: Статут, 2014. Кн. 2: Обеспечение корпоративного контроля. 686 с.
[4] Бейдер А., Завгородний П. Управление корпоративным контентом - новая функциональность SAP ERP. " Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 27.
[5] Материалы мастер-класса " Практика внедрения управленческого учета и бюджетирования" Компании " 1С: Бухучет и Торговля" (БИТ) от 17.02.2011.
|