Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Космологическое доказательство




Основой космологического доказательства является наличие причинно-следственных связей в мире. Поскольку для всего должна быть своя причина, то и весь мир существует также по некоей причине, которая не относится к миру и поэтому является Богом. Впервые подобная логика была предложена Аристотелем. Он исходит из обычного опытного факта, что никакое тело самостоятельно не может привести себя в движение — необходима какая-либо внешняя причина. Это и есть движущая причина. А поскольку каждая вещь имеет началом своего движения движение некоторой другой вещи, а та имеет своим началом в свою очередь движение третьей вещи, то, в конце концов, если мы не хотим уйти в бесконечность (а бесконечность для Аристотеля непознаваема и поэтому не существует), мы вынуждены признать некоторую неподвижную первопричину. Затем подобную логику применял преп. Иоанн Дамаскин, указавший в «Точном изложении православной веры», что весь мир находится в постоянном изменении. «Поэтому то, что изменчиво, непременно и сотворенно. Будучи же сотворенным, оно обязательно создано кем-либо. Но Создатель должен быть несотворенным, ведь если и Он сотворен, то обязательно создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо несотворенному. Следовательно, будучи несотворенным, Творец, конечно, и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?» В 13 в. Известный западный схоласт Фома Аквинский построил на основе этого аристотелевского рассуждения пять доказательств бытия Бога: как Перводвигателя, Первопричины, Абсолютно необходимого существа, Абсолютного совершенства, Премудрой сущности (впрочем, пятое доказательство относится, скорее, к телеологическому типу).

Этот тип рассуждения был очень популярен до 18 в., когда Д.Юм и И.Кант подвергли его критике. Так, И.Кант в «Критике чистого разума» указал, что это рассуждение неправомочно выходит за пределы чувственного мира. Ведь причинность наблюдается лишь в материальном мире, и поэтому выводы должны делаться только в отношении тоже только материального мира. В 19 в. в связи с бурным развитием наук это доказательство теряет свой былой авторитет. Ученые-атеисты убеждены, что все можно объяснить посредством законов природы, которые описывают причинно-следственные связи между явлениями. Но некоторые научные открытия 20 века вновь пробудили интерес к космологическому доказательству. Наиболее показателен здесь анализ процессов, происходивших во время «Большого взрыва», т.н. возникновения нашей вселенной. Согласно современной инфляционной теории Большого взрыва, образование вселенной произошло из сингулярности, «ложного вакуума», который совершенно невозможно описать на основе законов природы, поскольку в сингулярности, означающей абсолютную простоту, нет никаких взаимодействий и, соответственно, никаких законов природы, поскольку и самой природы-то еще нет. Но тогда все равно возникает вопрос: а какова же причина «Большого взрыва? Не могла же вся огромная Вселенная возникнуть в результате какого-то случайного процесса в ложном вакууме? Тем более что современная наука фактически подтвердила не только то, что вселенная имеет начало (а у начала, разумеется, должна быть причина, не относящаяся ко вселенной, т.е. сверхъестественная), но и то, что возникает вселенная из ложного вакуума, т.е. из небытия. Поэтому, делает вывод американский физик П.Девис, «тысячелетиями человечество верило в то, что «из ничего не родится ничто». Сегодня мы можем утверждать, что из ничего произошло все. За Вселенную не надо «платить» — это абсолютно «бесплатный ленч»».


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал