![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности
Взаимосвязь эмоциональной и волевой сфер субъекта (личности) отмечается многими классическими и современными исследователями — как создателями теорий, так и практикующими психотерапевтами. Здесь мы имеем редкую возможность начать рассказ о единстве эмоциональной и волевой регуляции с краткого рассмотрения концепции российского философа и психолога XIX века, имевшего европейское образование и стоявшего у начал отечественной психологической науки. Это — Николай Яковлевич Грот, председатель Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Сторонник эмпирического исследования психической жизни, ученый рассматривал ее в своем основном труде1 как один из видов взаимодействия организма с окружающей средой, в котором следует различать внешний (объективный) и внутренний (субъективный) моменты. С одной стороны, приспособление внутренних отношений к внешним требует переработки приходящих извне впечатлений во впечатления внутренние, адекватные наличным условиям существования организма, побуждающие его к тому или иному ответу. С другой стороны, внутренние впечатления также преобразуются, чтобы стать импульсом для внешних движений, действий. Тем самым психический процесс понимается как своего рода цикл, или, словами Грота, «оборот». Полный психический оборот по Гроту включает четыре «фазиса», которые фактически выделяются по двум основаниям: а) внешний (объективный) и внутренний (субъективный) моменты; б) движение извне внутрь (восприимчивость) и изнутри вовне (деятельность) и могут быть представлены как цикл на рис. 1А. Назовем психические явления, соответствующие каждому «фазису»: объективная восприимчивость — это ощущения (т.е. объективные элементы сознания по В.Вундту), субъективная восприимчивость — чувство-
Я Со ощущения
(действия или поступки) удовольствия или страдания стремления (желания и хотения) 3 | | Н а и !
стремления (желания и хотения) движения (действия или поступки) ■ > R
Рис. 1 вания удовольствия или страдания (субъективные элементы сознания, взятые, впрочем по одному, основному их параметру), субъективная деятельность — стремления (в более сложных формах — желания и хотения) и объективная деятельность — движения (действия и поступки). Теперь развернем этот цикл в последовательность и — рискнем: поставим рядом с развернутым психическим оборотом одну из основных теоретических схем анализа поведения, предложенную в XX веке: S — П — R (см. рис. 1Б). Сравним их: объективная восприимчивость — ощущения — в принципе подобна S, хотя и является не самим стимулом, но его психическим (подчеркнем, приходящим извне) впечатлением, а объективная деятельность (пропустим пока «промежуточную переменную») — движения — полностью тождественна R — реакциям, ответам организма. Отбросим S и R, ведь нас интересуют внутренние условия регуляции поведения, и увидим (см. рис. 1В), что как раз они включают в себя чувствования, т.е. эмоцио- 406 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
Теперь заметим, что есть и более старинный, классический пример изучения эмоциональных (аффективных) механизмов для овладения, управления ими. Известно, что учение об аффектах и воле, предложенное в XVII веке нидерландским философом Бенедиктом Спинозой, всегда вызывало интерес психологов, а Л.С.Выготский, анализируя это учение в одной из своих незаконченных работ, считал, что современные концепции эмоций заведомо уступают ему и призывал: «Вперед, к Спинозе!» Спиноза рассматривал аффекты (учитывая непостоянство, «зашумленность» терминологии в данной области исследования, их можно именовать и эмоциями) как состояния тела, которые увеличивают или уменьшают его способность к действию, благоприятствуют этой способности или ограничивают ее, а также идеи этих состояний. Философ начинает с того, что «всякая вещь, насколько от нее зависит, стремится пребывать в своем существовании»1, и это стремление есть ее действительная сущность. Когда оно относится только к душе, то называется волей, когда же вместе — и к душе, и к телу, то — влечением. Сознаваемое влечение становится желанием — первым из трех основных аффектов. Отсюда следует важное, если угодно психотерапевтическое, положение: мы стремимся к чему-либо, чувствуем влечение, желаем его вовсе не потому, что считаем это добром, а наоборот — мы потому считаем что-то добром, что стремимся к нему, чувствуем к нему влечение, желаем. Теперь добавим, что душа может стремиться к большему (или меньшему) совершенству, и те пассивные состояния, через которые душа переходит к большему (или меньшему) совершенству, Спиноза называет аффектами удовольствия (или неудовольствия). Кроме этих трех — желания, удовольствия, неудовольствия — философ не признает никаких других основных аффектов и показывает, что все остальные берут начало от них. Пассивность, бессилие человека в укрощении, ограничении собственных аффектов философ называл рабством. Путь, ведущий к свободе, Спиноза видел в могуществе разума, его силе над аффектами. Этическое учение философа основано на том, что телесные состояния или образы вещей располагаются в теле точно в таком же порядке, в каком в душе располагаются представления и идеи вещей. Практический же прием овладения аффектами состоит здесь в следующем. Если мы отделим душевное волнение, т.е.
Петухов В. В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности 407
Тогда нам следует рискнуть еще раз и перейти из XVII века в XX (ведь наш предмет — внутренняя регуляция поведения, а не история философии и психологии) и, напомнив известное положение Спинозы: «Не плакать, не смеяться, но понимать», сравнить его учение с когнитивной, понимающей психотерапией. Возьмем только одну теорию — когнитивную теорию личности, предложенную американским психологом Джорджем Келли (как теория она будет рассмотрена в теме 13), имеющую прямое применение в психотерапии. Допустим, что у нас есть методика, позволяющая выделить количество тех действительных критериев (факторов), посредством которых человек воспринимает и оценивает других, входящих в его социальное окружение1. Подчеркнем: именно действительных, которые сам испытуемый может и не осознавать (а значит они применяются им пассивно), и в повседневной жизни выражать самыми разными словами, вроде бы далекими по значениям. Эти критерии Келли назвал личностными (лучше перевести с английского буквально — персональными) когнитивными конструктами. Персональный познавательный конструкт — это такой общий критерий (по процедуре выделения — фактор) восприятия и оценки других людей, который имеет у испытуемого различные названия, но применяется им практически одинаково. Количество персональных конструктов, независимых друг от друга (т.е. не коррелирующих между собой) суть когнитивная сложность испытуемого. Это количество может быть разным, но в целом близко объему внимания по Вундту: от 3—4 до 6 конструктов. Представим человека с низкой когнитивной сложностью, у которого, скажем, всего один персональный конструкт (житейски такого человека можно назвать «простым»). Тогда это конструкт (который, впрочем, есть, среди других, у каждого из нас) — эмоциональной (аффективной) оценки: удовольствие — неудовольствие, или проще — нравится — не нравится. Такой человек может говорить о других по-разному: вежливый — грубый, общительный — замкнутый, хороший — плохой, а то и добрый — злой, но все эти различия на самом деле значат: нравится — не нравится. Конструкт аффективной оценки соединился (сцепился) с другими, они стали ему тождественны, и Спиноза вновь напоминает: мы потому считаем что-то добром, что испытываем при этом удовольствие, и потому считаем что-то злом, что испытываем неудовольствие. Подобное отождествление может приводить к личностным проблемам, и когнитивная терапия призвана помочь пациенту «расцепить» как бы «слипшиеся» конструкты и тем самым повысить его когнитивную сложность.
408 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
Завершая краткую характеристику единства эмоционально-волевой сферы личности, обратимся к еще античной дискуссии: что же делать с аффектами, эмоциями, чувствами, или, как говорили раньше, страстями — сдерживать и в пределе избавляться от них, как того требовали стоики, или развивать, переживать, извлекая опыт, как учили эпикурейцы. Пусть в житейской психологии вопрос об этом «выборе» останется вечным. Мы же даем свой, научно-практический ответ, связанный с различением социального индивида и собственно личности. Социальный индивид (точнее, впервые рожденная, включенная в него личность) обязан уметь управлять своей эмоциональной сферой, осваивая внешние и внутренние средства регуляции даже сильных, аффективных состояний. Личность же в точном смысле, которая рождается второй раз, выявляет (например, во время психотерапевтического сеанса) любые свои эмоции как материал, необходимый для ее продуктивного развития. Вспоминается последняя из цикла лекций Мамардашвили о Декарте, прочитанная 19 февраля 1981 года, на которой один философ, Мераб Константинович, держа в руках французский томик «Страстей души», то ли цитировал, то ли комментировал другого философа, Рене (что значит «вновь рожденный»). Во-первых, он пояснял, что нет никакого различия страстей низших и высших (хотя иные педагоги забывают о том, что душа не имеет частей), а во-вторых, спрашивал: «Так избавляться надо от страстей?» и с незабываемой интонацией отвечал: «Да нет, избавляться надо от глупости, а страсти надо переживать, и даже самые сильные», потому что, добавим уже мы, психологи, только в переживании всех своих эмоций нам открывается путь к осознанию, пониманию собственных мотивов, познанию себя (а в нашем курсе — переход от тем 10-11 к следующей книге данного тома). О Определение и функции эмоций. Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания. Выражение эмоций С. А. Рубинштейн ЭМОЦИИ1
|