Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие выборки






При составлении выборки надо выяснить, какие из имеющихся сведений о характеристике генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это

- Половозрастной состав обследуемых

- Социальный состав

· Социально-профессиональный

· Имущественный

При сочетании названных параметров выборка будет представительна для анализа многих социальных проблем.

Выборка (выборочная совокупность) – метод исследования, который позволяет делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части.

Достоинства выборки – дешевле, быстрее (т. к. социологическая информация быстро стареет).

Генеральная совокупность – составляют все единицы определенного в программе объекта. Основные источники информации о генеральной совокупности: материалы переписей и статистические данные, характеризующие отдельные параметры генеральной совокупности; телефонные книги, списки избирателей; домовые книги; паспортные столы; сведения о работниках в отделах кадров; сведения о подписчиках и др. (в интеренете)

План выборки (этапы):

- Выделение значимых признаков генеральной совокупности

- Определение объема выборки

- Определение способа построения выборки

Репрезентативность выборки – способность выборки адекватно отражать характеристики генеральной совокупности.

Строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных.

Мера подобия выборки генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от цели исследования.

Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная – 3-10 % (доверительный интервал распределения на уровне 0, 03-0, 1), приближенная – от 10 до 20 %, ориентировочная – от 20 до 40 %, а прикидочная – более 40 %.

Ошибки репрезентативности:

1) Систематическая. Связана с неверным выбором или формированием выборки (т. е., напр., с увеличением числа опрашиваемых различия между генеральной совокупностью и выборочной не уменьшаются (как это должно быть)). Систематическую ошибку трудно выявить (в этом ее опасность), но ее можно устранить. Условия появления систематических ошибок: недостаточный учет отсутствующих (кого нет дома или кто отказался сотрудничать), пренебрежение долей респондентов, не имеющих определенного мнения и др.

2) Случайная. Присутствует всегда (статистические погрешности). Ее возможно уменьшить, увеличивая объем выборочной совокупности. В. Паниотто приводит следующие расчеты выборки со случайной ошибкой 5 % (D= 5%), P=0, 95 или 0, 99 (P- вероятность попадания элемента в выборку), N – генеральная совокупность, n – объем выборки.

N                 ¥
n                  

 

222 – 44% от генеральной совокупности, 370 – 7, 4% от генеральной совокупности.

Если N ³ 5000, то можно указать величины фактической ошибки выборки в зависимости от ее объема (величина ошибки важна для цели исследования и необязательно равна 5%). Отсюда

n                        
D                       0, 5

ü Ошибка обычно задается стандартно. Объем выборки зависит от количества исследуемых признаков (он увеличивается, если признаков больше одного). Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность – целевой установкой программы.

Формулы для расчета выборки:

n = (1)

D² 1

t² δ (1- δ) + N

δ – доля какого-либо признака в генеральной совокупности (эта доля социологу чаще неизвестна, поэтому обычно используют генеральную совокупность с любой долей признака). Отсюда формула:

1 (2)

n =

D² + 1

N

D - случайная ошибка = 5% (0, 05)

δ = 20% (0, 2)

t = 2, если Р = 0, 95

t = 3, если Р = 0, 99

1 (3)

n =

Т. к. с некоторого момента N не оказывает влияния на величину выборки.

Выбор того или иного вида выборки зависит от целей исследования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал