Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности конструкции выборки ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Конструкция выборки имеет две особенности. Первая особенность заключается в том, что выборка состоит из двух половин, каждая из которых репрезентирует население России и может использоваться независимо. При небольшом числе опрашиваемых (до 1500 человек) целесообразно использовать одну из половинных выборок. При числе опрашиваемых 2000 человек и больше лучше использовать полную выборку. Фонд " Общественное мнение" использует преимущества такой конструкции выборки следующим образом. Еженедельные общероссийские опросы населения проводятся поочередно по одной из половинных выборок: в четные недели опрос проводится по одной половинной выборке, в нечетные – по другой. При этом часть вопросов анкеты повторяется в двух опросах подряд. В результате каждую неделю имеются репрезентативные данные по всей России, а для повторяющихся вопросов имеются более точные оценки по результатам опросов двух последних недель, что соответствует полной выборке. При этом интервьюеры во всех точках выборки имеют одинаковую постоянную нагрузку. Кроме этого, такая конструкция выборки при необходимости позволяет проводить два опроса в неделю – каждый по своей части выборки. При этом нагрузка на интервьюеров не является чрезмерной, т.к. каждая точка выборки участвует только в одном опросе. 2.2. Первая ступень отбора Единицами отбора первой ступени являются административные районы (а также города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения, не относящие к территории ни одного из районов, т.е. расположенные на границе двух или более районов (В дальнейшем для простоты такие города тоже будут называться районами.)). Административные районы сгруппированы в страты (Теория выборки предъявляет к стратам следующие требования: они должны быть по возможности однородными (т.е. состоять из похожих районов) и не сильно различаться по численности населения.). Страты формируются в границах экономико-географических регионов (Во время проектирования выборки еще не существовало деления России на Федеральные округа.) России, т.е. в каждую страту входят административные районы только одного региона. Для Калининградской области, не входящей ни в один из 11 экономико-географических регионов, сформирована отдельная страта. В каждом экономико-географическом регионе при стратификации используется свой набор из двух–трех перечисленных выше признаков, наиболее значимых для этого региона. В страту объединяются районы, схожие друг с другом по этим признакам. Всего сформировано 98 страт. Две страты значительно превосходят остальные по численности населения: Москва (8389, 7 тыс. человек) и Санкт-Петербург (4728, 2 тыс. человек). Одна страта, состоящая только из районов Калининградской области, имеет наименьшую численность населения (951, 4 тыс. человек). Численность населения остальных страт различается незначительно – она варьируется от 1063, 5 до 1681, 5 тысяч человек. Средний размер этих страт равен 1387, 8 тыс. человек, т.е. отклонения в размерах страт от среднего не превышают 23, 5%. В каждой из остальных несаморепрезентирующих 89 страт отбирается по одному административному району, который представляет в выборке все районы своей страты. Отбор проводится с вероятностью, пропорциональной численности населения районов (Использовались данные Госкомстата России на 1 января 1999 года.). При разбиении полной выборки на две половины Москва и Санкт-Петербург были включены в каждую из этих половин, т.к. без этих городов невозможно репрезентировать Россию. Остальные 96 страт были распределены поровну. Таким образом, в каждую из половинных выборок входят по 50 районов. 2.3. Вторая ступень отбора Единицами отбора второй ступени являются избирательные участки. В каждом административном районе, выбранном на первой ступени, отбирается по 3 избирательных участка. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где отбирается 40 и 10 избирательных участков соответственно. Отбор участков проводится с вероятностью, пропорциональной размеру участка. Размер участка измеряется числом домохозяйств, расположенных на его территории. Поскольку официальные данные о числе домохозяйств на участке отсутствуют, оно рассчитывается на основе имеющейся информации об участке. Для городов применяется один из двух способов расчета, в зависимости от имеющейся информации. I. Если известно число избирателей на участке, то число домохозяйств на участке рассчитывается так: II. Если число избирателей на участке неизвестно, то применялась следующая формула: В крупных городах, имеющих внутреннее деление на городские районы или округа, расчет проводится отдельно по районам или округам. В сельских населенных пунктах, для которых известна численность населения и число участков, число домохозяйств на участке вычисляется теми же двумя способами. Если же данные по отдельным сельским населенным пунктам отсутствуют, то расчеты проводятся сразу для всего сельского населения района (это равносильно отбору сельских участков с равной вероятностью). При расчетах использовались следующие источники данных. Численность населения городских населенных пунктов (а также городских районов и округов) была взята из ежегодного бюллетеня Госкомстата России. В расчетах использовались данные на 1 января 1999 г., т.к. во время построения выборки данные за 2000 год еще не были опубликованы. Число избирателей на участке, в городе или в районе, а также число избирательных участков в городе или в районе было взято из постановлений городских, районных, областных, краевых или республиканских администраций с описаниями избирательных участков по выборам Президента РФ (март 2000 г.) или депутатов Государственной Думы (декабрь 1999 г.). Средний размер домохозяйств по субъектам РФ был взят из справочника Госкомстата России с результатами последней микропереписи населения (1994 г.) (Данными о среднем размере домохозяйств по отдельным городам или районам мы не располагаем.). В еженедельных общероссийских опросах, которые проводятся по половинной выборке, задействованы 189 избирательных участков из 102 населенных пунктов (в том числе 40 – в Москве). 2.4. Третья ступень отбора Единицами отбора третьей ступени являются домохозяйства. Отбор домохозяйств на избирательном участке проводится случайным маршрутным методом. Он состоит в том, что интервьюер последовательно обходит домохозяйства, расположенные на территории участка, и отбирает определенные домохозяйства для проведения опроса, выдерживая при отборе заданный интервал (шаг отбора). Таким образом, маршрутный метод реализует процедуру случайного систематического отбора. Особенность метода состоит в том, что список домохозяйств не составляется заранее, а формируется интервьюером непосредственно в ходе опроса.
Порядок обхода домохозяйств зависит от описания избирательного участка и регламентируется специальной инструкцией. В описаниях избирательных участков крупных городов перечислены, как правило, названия всех улиц и номера всех домов, входящих в участок. В этом случае интервьюер обходит дома в том же порядке, в каком они указаны в описании. Обход квартир одного дома происходит в порядке возрастания их номеров, а если номера квартир отсутствуют, то интервьюер движется слева направо и снизу вверх.
При применении маршрутного метода домохозяйства отбираются не подряд, а с некоторым интервалом, называемым шагом отбора. От величины шага отбора зависит, насколько территориально удалены друг от друга домохозяйства, в которых проводился опрос. В близко расположенных домохозяйствах возрастает вероятность получения похожих ответов на вопросы анкеты, т.к. респонденты живут в похожих условиях, могут работать на одном предприятии или принадлежать к одной социальной группе (например, дома, заселенные преимущественно сотрудниками одного предприятия, или элитные дома). Схожесть ответов респондентов, вызванная особенностью построения выборки, увеличивает статистическую погрешность выборки (за счет увеличения дизайн-эффекта).
Правила применения шага отбора подробно изложены в инструкции интервьюеру. Соответствующее шагу отбора число домохозяйств отсчитывается только после успешно проведенного интервью. Если же в отобранном домохозяйстве никого не застали дома или получен отказ, то интервьюер обращается в соседнюю (следующую по порядку) квартиру. Таким образом, интервал между домохозяйствами, в которых проведено интервью, либо равен шагу отбора, либо на несколько домохозяйств больше. Величина шага подобрана так, чтобы в одном доме нельзя было провести более пяти интервью (за исключением больших домов с числом квартир более 100).
Когда интервьюер впервые приходит на избирательный участок, для него начальной точкой маршрута служит первый дом из описания участка. При повторных опросах на участке начальной точкой маршрута служит домохозяйство, где было проведено последнее интервью предыдущего опроса. Именно к этому домохозяйству добавляется шаг отбора. Поскольку величина шага отбора меняется в зависимости от числа домохозяйств в доме, а в случае недостижимости респондентов шаг отбора становится равным единице, практически каждое домохозяйство участка получает шанс попасть в выборку.
В домохозяйстве отбирается один респондент для взятия интервью. Отбор респондента проводится в соответствии с заданными квотами. Применяется связная квота по полу и возрасту и отдельная квота по уровню образования (высшее или нет). Применение квот при отборе респондентов вызвано следующими причинами. При еженедельном цикле проведения всероссийских опросов населения на полевой этап исследования отводится всего два дня. За это время не удается организовать полноценных повторных посещений тех респондентов, которые оказались недостижимыми при первом посещении. Особенные сложности с повторными посещениями возникают в удаленных точках, куда интервьюеры вынуждены выезжать. В этих условиях недостижимость достигает в среднем 50%, а возникающие из-за этого смещения выборки в сторону увеличения доли людей пенсионного возраста, а также доли женщин становятся систематическими. Таким образом, применение квот на последнем этапе отбора является во многом вынужденной мерой при имеющихся временных, а также финансовых ограничениях. Тем не менее, на практике эта мера привела ко вполне приемлемым результатам. Основным негативным моментом применения квот является отступление от принципов построения вероятностной выборки.
Полная всероссийская выборка включает 203 городских и сельских населенных пункта из 63 субъектов Российской Федерации. В выборку входит 378 избирательных участка (в том числе 80 избирательных участков Москвы). Общий размер выборки составляет 4028 человек. Из них 3000 человек представляют пропорциональную всероссийскую выборку (в том числе 172 человека приходится на Москву), а 1028 человек составляют дополнительную выборку для Москвы. В итоге суммарная выборка для Москвы составляет 1200 человек. Планируемый размер половинной выборки составляет 2014 человек. Из них 1500 человек представляют пропорциональную всероссийскую выборку (в том числе 86 человек приходится на Москву), а 514 – дополнительную выборку для Москвы. В итоге суммарная половинная выборка для Москвы составляет 600 человек.
2. Виды выборок 1. Случайная (вероятностная, пробабалистическая, простая (чистая) случайная). При построении случайной выборки используется теоретико-вероятностный подход, который позволяет (и это является главным достоинством этого типа выборки) исключить субъективный момент при отборе конкретных единиц наблюдения. В этом случае каждый представитель генеральной совокупности имеет равные возможности попасть в выборку. Еще одно достоинство – при реализации данного типа выборки необязательно знание генеральной совокупности. Но при этом данная выборка применяется при небольшом объеме генеральной совокупности (например, в трудовом коллективе). Необходимо иметь полный перечень генеральной совокупности. Отбор единиц производится на основе теории вероятностей (принцип лотереи), при помощи таблицы случайных чисел, с помощью систематического механического отбора с использованием определенного интервала (при помощи формулы):
N n =, k - шаг k Случайная выборка может быть повторной и бесповторной. 2. Стратифицированная (районированная). В основе создания данной выборки лежит принцип расслоения генеральной совокупности на соответствующие страты, каждая из которых должна быть гомогенной по отношению к другим стратам. Районированной она называется потому, что расслоение генеральной совокупности проводится чаще по территориальному признаку. Можно также проводить расслоение и по другим признакам (социальным). При реализации крупномасштабных исследований используются схемы построения многоступенчатых выборок. Число ступеней может достигать 10 и <. Пример построения стратифицированной многоступенчатой выборки: - Город, регион→ административный район→ микрорайон→ квартал→ дом→ квартира→ респондент - вуз→ факультет→ группа→ студент Дополнением к стратифицированной выборке служит гнездовая (серийная) – выборка, в которой генеральная совокупность предстает в виде однородных групп (гнезд). Сплошное или выборочное обследование проводится внутри каждого из гнезд. 3. Квотная. (пропорциональная). Предписывает выделять определенное число опрашиваемых в разных группах населения. Квота – доля совокупности, выделяемая в соответствии с несколькими характеристиками (пол, возраст, социальная принадлежность и др.). Лица, обладающие такими свойствами, отбираются в количестве, пропорциональном их доле в генеральной совокупности. Использование данной выборки предполагает обязательное обращение к информации о генеральной совокупности. Кроме этого необходимо составлять объективные и одновременно специфические квоты, чтобы интервьюер не мог с легкостью найти замену респонденту. 4. Стихийная. (произвольная) Эта выборка может осуществляться 3-мя способами: опрос людей в публичных, общественных местах; опрос себе подобных; опрос желающих участвовать (с помощью СМИ) 5. Метод снежного кома. Представляет собой такой способ формирования выборки, при котором социолог последовательно включает в выборочную совокупность одного респондента за другим. Используется при отсутствии надежных статистических данных о генеральной совокупности. (например, при изучении недоступной совокупности людей – богатые, бомжи).
|