Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учитель, не навреди!Стр 1 из 30Следующая ⇒
ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ О.Нарпва, уытень Поспшшжкой средней шкапы №2, Алтайский край Учитель, не навреди! Тревожность и страх на уроках служат помехой развитии мотивации. Иногда учителя провоцируют страх и тревогу, запугивая последствиями и создавая атмосферу постоянной угрозы наказания или унижения. Вам наверняка приходилось слышать такие высказывания педагогов: «Пусть ученики меня ненавидят, но мой предмет они знать будут!» Страх заставляет ученика выполнять действия, но при этом Психологами установлено, что информация, связанная с негативными эмоциями, непреднамеренно забывается, поэтому учебный материал, рассказанный нелюбимым учителем, ученики не запоминают. Некоторые из них испытывают сильную тревогу даже при доброжелательном и неугрожаюшем поведении учителя. Во время контрольной эти ученики делают в три раза больше ошибок и тратят в два раза больше времени на решение каждой задачи, чем их одноклассники. Призываю всех педагогов обратить пристальное внимание на уровень тревожности, связанной со школой, особенно у детей младшего и среднего возраста. Оценить уровень и характер тревожности вы можете с помощью теста Филлипса, Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками или быть предложены в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Инструкция. Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том. как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху напишите свои имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ < •+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны. ТЕСТ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ (ПО ФИЛЛИПСУ)
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учительговорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли. что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял, тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, покаты не поймешь, что он говорил? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе иди выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты молчишь, отвечая урок, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Боишься ли ты, что тебя оставят на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем. как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ля ты мечтаешь о том, что бы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель вызывает тебя к доске? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, говорит ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием1? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят о том. что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли, на твой взгляд, способные ученики в классе какими-то 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один учителем? 45. Высмеивают временами твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься ся о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли. что вот- вот расплачешься? 48. Когда вечером: ты лежишь в постели, думаешь ли временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что 52. собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверенную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь у доски перед всем классом?
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой степени тревожности: б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. В достижении успеха выпускникам может помешать страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, если школа не искоренила эти страхи
Ключ к вопросам «*» — да (11. 20, 2?, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44) «-» — нет (1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 31. 32, 33, 34, 37. 40, 42, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58)
|