Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разминка. • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
Цели: • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Необходимое время: 10 минут. Упражнение: «Чем мы похожи» Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Упражнение: «Комплименты» Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику. Основное содержание занятия Упражнение: «Что такое «толерантность?» Цели: • дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; • показать многоаспектность понятия «толерантность». Необходимое время: 20 минут. Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана (см. Приложение 1.2). Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории. Крупно и красиво написать эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность - это...», а на другой - определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной. Определения толерантности:
Процедура проведения: Ведущий представляет написанные на доске цели тренинга и рассказывает о них: • ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; • обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе. • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; • осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; • развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; • формирование позитивного отношения к своему народу; • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы. • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; • развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; • обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость): В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Критерии толерантности: • равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.); • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем; • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами. Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости: • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; • игнорирование (отказ в беседе, в признании); • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); • этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами); • поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу); • преследования, запугивания, угрозы; • дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); • ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»); • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); • эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств); • осквернение религиозных или культурных символов; • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов); • изгнание (официальное или насильственное); • сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы); • репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним. Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы: • Что отличает каждое определение? • Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений? • Какое определение наиболее удачно? • Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»? В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: • Понятие «толерантность» имеет множество сторон. • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
|