Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примеры игр
«Посмотри мне в глазки». Взрослый берет ребенка на руки, удерживая его и заглядывая ему в глаза, протяжно проговаривает: «Где малыш? Посмотри мне в глазки!» Затем взрослый прижимает ребенка к себе. «Кто спрятался?» Взрослый предлагает ребенку поиграть с платком, накрывает красивым платком игрушку и произносит: «Спрячем мишку под платочком. Вот так, спрятали. Где мишка? Нет мишки!» Затем снимает платок с игрушки и восклицает: «Вот мишка!» Далее накрывает платком голову ребенка, спрашивает: «Где Артем?», побуждает ребенка снять платок с головы и говорит: «Вот Артем!», похлопывает своей ладонью по груди ребенка, акцентирует его внимание на самом себе. «Ку-ку». Взрослый закрывает ладонями свое лицо, приоткрывает ладони и произносит: «Ку-ку!», помогает ребенку повторить действие. «Подуй, ветерок». Взрослый садится напротив ребенка, дует ему на лоб и проговаривает: «Дует, дует ветерок — фу-у-у» фу-у-у!» «Лови мяч». Взрослый показывает ребенку мяч и, касаясь его рук мячом, произносит: «Миша, лови мяч!», после чего слегка бросает мяч ребенку. Первоначальное становление у ребенка образа «Я» («Я сам») Чему учить ребенка: — эмоционально и двигательно откли Как учить: — обращаться к ребенку по имени (лас ного контакта (взрослый улыбается и манит к себе, заглядывает в глаза), двигательных и тактильных действий (обнимает, поворачивает в свою сторону). Примеры игр «Иди ко мне». Взрослый стоит недалеко от ребенка, манит его руками, приговаривает: «Антоша, иди ко мне». «Ау». Взрослый становится за спиной у ребенка и протяжно, заглядывая то слева, то справа, проговаривает: «Саша, ау!» «По кочкам, по кочкам...» Взрослый сажает ребенка на колени и, проговаривая потешку, ритмично приподнимает ребенка под руки: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку — бу-ух!», после чего наклоняется вместе с ним, обнимает его и др. Формирование представлений об окружающих людях Чему учить ребенка: — фиксировать взгляд на лице взрослого, обращаться ко взрослому за помощью (дотрагиваться до рук, просить — «дай»; движения кисти рук); — эмоционально и двигательно реагировать на имя педагога; — действовать совместно. — использовать невербальные и вербальные средства общения: мимику (улыбка); взгляд (смотрят в глаза); позы (повороты в сторону взрослого, т. е. реакция на его присутствие и действия); жесты («привет», «пока», «дай», «на», «воздушный поцелуй»); — комментировать действия; — произносить слова с повышенной эмоциональной окраской в голосе, ласково или приглушенным голосом; совместно действовать с ребенком: поглаживать руками ребенка лицо матери, дотрагиваться до ее глаз, рта, щек, губ; — побуждать ребенка прижиматься к матери, протягивать руки к ней, садиться рядом или удерживаться на ее коленях. Игры и упражнения «Попроси игрушку». Взрослый показывает ребенку игрушку (куклу, машинку) и говорит: «Попроси у тети машинку, будешь машинку катать, тетя, дай!», одновременно демонстрируя ребенку жест «дай», помога- ет ребенку воспроизвести его. После чего отдает машинку в руки ребенка. «Привет». Взрослый накрывает голову ребенка большой шляпой и, приподнимая края, удивленно спрашивает: «Кто там? Привет! Это Петя!» Обнимает его. Затем накрывает шляпой куклу, просит ребенка посмотреть, кто под шляпой, помогает ему заглянуть под нее, приподнимает края: «Привет! Это Ляля!» «Это мамочка». Ребенок сидит на коленях у матери, педагог его руками гладит голову и лицо матери, приговаривает: «Это Петина мамочка, она красивая, у нее мягкие волосы, вот щечки, глазки и т. д.» и др. Формирование представлений у ребенка об окружающем предметном мире на этом этапе тесно связано с развитием его восприятия, зрительно-двигательной координации, мышления и речи. Чему учить ребенка: — привлекать внимание ребенка к игрушке; — учить фиксировать взор на игрушке» брать, удерживать в руке, рассматривать, ощупывать, перекладывать из рук в руки; — формировать интерес к отдельным предметно-игровым и совместным действиям с игрушкой; — учить совершать совместно предметно-игровое действие. Как учить: — касаться игрушкой рук ребенка (использовать колокольчик, мяч и др.); — вкладывать игрушку в руку; совместными действиями подхватывать манипуляции с ней (брать, удерживать, рассматривать, бросать, накладывать, соединять, стучать, извлекать звук, катать и др.); — демонстрировать функциональное назначение предмета (извлекать звук, постукивать, опускать в прорезь и др.); — комментировать все действия с предметом (это ложка — кормим мишку ложкой; это шарик — он ка-атится; это машина — едет: би-би, катаем Петрушку на машине и т. д.). Игры и упражнения «Погремушки», «Кати шарик», «Горит— не горит», «Петрушка», «Построим башенку», «Достань шарики», «Постучим молоточком», «Поймай мяч», «Цыплята», «Покорми мишку», «Поймай рыбку» и др. Способы'усвоения общественного опыта (совместные действия, действия по подражанию, образцу и речевой инструкции) формируют у ребенка в ходе каждого занятия. Чему учить ребенка: — эмоционально и тактильно контактировать со взрослым; — искать игрушки, брать, рассматривать, ощупывать, перекладывать из рук в руки; — указывать на них жестом; совершать отдельные движения руками и телом. Как учить: — совместными действиями и речевой инструкцией подхватывать встречные действия ребенка; — воспроизводить и закреплять их в упражнениях. Игры и упражнения «Кати мяч». Взрослый демонстрирует действие, затем помогает ребенку воспроизвести его, при этом может действовать его руками, частично помогать ему и просит сделать: «Кати, как я». «Закроем крышки». Взрослый просит ребенка подобрать крышки к коробкам, закрыть их. «Спрячем игрушку в коробочку». Взрослый просит ребенка спрятать игрушки в разные коробки. «Покатаем матрешку», «Забьемгвоздь». «Птица». Взрослый показывает ребенку, как птицы машут крыльями, и проговаривает: «Полетели, полетели и на крышу сели». После чего приседает. Помогает ребенку совершить движения, действуя его руками. «Ветер». Взрослый поднимает руки вверх и ритмично наклоняет их то влево, то вправо, говорит: «Ветер веточки качает, тучи в небе разгоняет». «Велосипед». Эта игра проводится на полу, ребенок лежит на спине, взрослый просит ребенка согнуть ноги и, удерживая его стопы, помогает ему совершать движения ногами (как на велосипеде). «Гремим погремушкой». Взрослый показывает ребенку действия с погремушкой, проговаривает: «Погрему шки, динь-дон, загремели на весь дом». «Хлопаем в ладоши». Взрослый демонстрирует ребенку хлопки и проговаривает: «Вот как, мы хорошие, хлопаем в ладоши...» Формирование навыков социального поведения Чему учить ребенка: — вслушиваться в инструкцию педагога; — понимать значения глаголов и смысловую часть речевой инструкции в определенной ситуации (например, сесть на стульчик; сложить предметы в коробочку; открыть дверь и выйти из комнаты; закрыть дверь, принести игрушку и т. д.); — ориентироваться в окружающем пространстве (помещении); — использовать адекватные движения и действия; применять знаки вежливости — «привет», «пока», просьбы— «на», «дай», согласия—«да» и др. Как учить: — приучать ребенка к режиму дня; — демонстрировать правила поведения с использованием знаков вежливости; — жестами и речевой инструкцией побуждать ребенка совместно и частично самостоятельно выполнять действия с предметом (указывать — «на», «возьми», «посмотри»; просить — «дай мяч», «кати», «бросай»; «открой», «прикрой дверь»; «положи на место» и т. д.); — знакомить в игровой форме с навыками опрятности и гигиены. Игры и упражнения ♦ Слушаем музыку». После подвижной игры или перед дневным сном взрослый предлагает ребенку слушать музыку, сажает его рядом или на колени. Музыка должна быть спокойной, недолгой. «Поможем Петрушке убрать игрушки». После занятий или свободной игры взрослый просит ребенка помочь Петрушке навести в доме порядок, начинает сам уборку, побуждает ребенка убирать вместе с ним. «Найди мяч», «Повторяй за мной». «Гости». Взрослый накрывает на стол красивую скатерть и объявляет, что к ним идут в гости куклы. Вместе с ребенком на- крывают стол: расставляют тарелки, чашки и др. Наряду с этим важная роль отводится формированию у ребенка навыков опрятности и гигиены. Чему учить ребенка: — соблюдать режим дня, проситься на горшок, мыть руки с мылом; — умываться, расчесываться, вытирать нос платком, вытирать руки полотенцем и др. Как учить: — создать комфортный режим дня; — многократно повторять гигиенические процедуры в определенное время: до еды, до занятий, в ходе занятий, после занятий и т. д.; — путем совместных действий и показа процедур в процессе игровых упражнений с предметами — игрушками.
|