Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь-справочник.⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Гармонизация - взаимное согласование, сведение в систему (систематизация), координация, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического и социального характера. Гармонизация является одной из составляющих интеграционного процесса. Движение капитала. Под движением капитала понимают перемещение капитала между странами с различными валютами. Поскольку движение капитала влияет на платежный баланс и связанную с ним стабильность валюты данной страны, движение капитала между государствами часто подвергается ограничениям. В рамках программы развития внутреннего рынка была предусмотрена полная либерализация движения капитала (ст.56 Договора о Сообществе) в государствах-членах ЕС. В 1990 г. ЕС внес свой вклад и в либерализацию движения капитала между государствами ЕС и странами третьего мира. Движение товаров. Свободное движение товаров является одной из обязательных для Общего рынка основных свобод. Основное движение товаров за пределы внутренних границ ЕС предполагает, с одной стороны, гармонизацию таможенных пошлин и налогов, а с другой стороны, создание единых правил в области здравоохранения, защиты прав потребителя и защиты окружающей среды, а также упразднение всех возможных торговых барьеров. Сообщество путем совершенствования внутреннего рынка в значительной мере достигло цели свободного движения товаров. Впрочем, в некоторых областях действуют исключительные правила и меры переходного характера. Необходимый контроль с 1993 г. осуществляется не на границах, а непосредственно на предприятиях. Движение услуг. Свободное движение услуг является одной из четырех зафиксированных в Договоре о Сообществе и осуществленных в результате завершения создания внутреннего рынка основных свобод (ст.49-55). Принцип свободного движения услуг создает условия для граждан ЕС предоставлять услуги за пределами границ своего государства без снижения их ценности в зависимости от гражданства. Это услуги в рамках самостоятельной, производственной, сельскохозяйственной или свободнопрофессиональной деятельности. Демпинг (от англ. dump - выгружать, сбрасывать), продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных, иногда и ниже себестоимости товара. Демпинг могут использовать практически только крупные компании, которые осуществляют операции в огромных масштабах. Получая высокие прибыли в своей стране и на рынках ряда других стран, крупные кампании прибегают к демпингу с целью завоевания новых рынков или для подавления потенциальных конкурентов уже на завоеванных рынках. Государство фирмы-экспортера создает предпосылки для демпинга. Государство-импортер с помощью таможенных пошлин и других форм импортного регулирования (в ряде случаев специального антидемпингового) стремятся воспрепятствовать ввозу дешевого товара. Европейские сообщества -сообщества, образующие основу Европейского союза, а именно Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ЕС). Зона свободной торговли - первичная форма экономической интеграции, при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но в отличие от таможенного союза сохраняют полную самостооятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. При формировании зоны свободной торговли межгосударственная регулирующая деятельность, состоящая по преимуществу в снятии различных барьеров, охватывает практически лишь сферу обмена и создает более благоприятные условия для развития торговли, финансов, расчетов между странами-участницами. Все остальные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами. Примером зоны свободной торговли в Европе служит основанная в 1960 г. ЕАСТ. Интеграция (от лат. integratio - восстановление, соединение) - процесс, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимодополняемости отдельных специализированных элементов. Интеграция экономическая -процесс объединения национальных хозяйств. Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей является более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной политики. Условно можно выделить 5 основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью: 1.Зона свободной торговли - самая простая форма экономической интеграции. 2.Таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров, услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. 3.Общий рынок - более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики. 4.Экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создания системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер; для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с с образованием единого эмиссионого центрального банка. 5.Политический союз (политическая интеграция) - высшая ступень интеграции - предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных, международных и политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза. Интервенционные цены. Общая аграрная политика предполагает, что цены на важнейшую сельскохозяйственную продукцию в конкретных границах могут падать только до фиксированного нижнего предела, который называется интервенционной ценой. Поскольку в обязанности государственных интервенционных служб входит закупка каждой предполагаемой партии товара по интервенционной цене, она выполняет функцию гарантии цен для производителя. Квалифицированное большинство. ЕЕА, Маастрихтский договор, Амстердамский договор расширили сферы деятельности, в которых решения могут приниматься квалифицированным большинством. При голосовании квалифицированным большинством согласно статье 205 Договора о Сообществе у Германии, Франции, Великобритании и Италии по 10 голосов, у Испании 8, у Бельгии, Нидерландов, Греции и Португалии по 5, у Австрии и Швеции по 4, у Дании, Франции и Ирландии по 3 и у Люксембурга по 2 голоса. Решения считаются принятыми, если из 87 голосов " за" проголосовало 62. В области внешней политики и политики безопасности голосование считается, если " за" высказалось 10 государств-членов (двойное квалифицированное большинство). Конвергенция (от лат. сonverger - приближаться, сходиться), термин, используемый в научной литературе для обозначения различных экономических систем, моделей экономической и социальной политики различных стран. Термин получил признание в экономической науке в связи с распространением в 1960-1970-х гг. теории конвергенции. В настоящее время термин " конвергенция" используется прежде всего при описании интеграционных процессов. Наиболее ярким примером конвергенции является Европейский союз. Условием образования Европейского валютного союза и введения в 1999 г. единой общеевропейской валюты - евро - стала конвергенция основных макроэкономических показателей 11 стран, вошедших в этот союз: уровней инфляции, процентного соотношения бюджетного дефицита и государственного долга к ВВП. Критерии конвергенции. Установленные в Маастрихтском договоре критерии конвергенции, кроме всего прочего, служили условием возникновения с 1 января 1999 г. Экономического и валютного союза (ЭВС). Условием приема в ЭВС были: 1) способность каждого государства доказать устойчивую стабильность цен; 2) отсутствие чрезмерного дефицита бюджета; 3) способность за два года пребывания в ЭВС не вызывать диапазонный валютный курс; 4) долгосрочная процентная ставка не должна превышать 2% по сравнению с самыми стабильными ценами (ст. 121 Договора о Сообществе). Либерализация экономики -расширение свободы экономических действий хозяйственных субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Либерализация в рамках ЕС предполагает ликвидацию существующих национальных ограничений при трансграничном движении товаров, предоставлением услуг, движении платежей и капитала, препятствующих свободной конкуренции между государствами. Постепенная интеграция -прохождение заранее установленных и обязательных этапов в процессе создания Общего рынка. О постепенной интеграции говорилось еще в Договоре о создании ЕЭС. В настоящее время под понятием " постепенная интеграция" подразумевается процесс политического объединения с различными скоростями или интенсивностью. Идея " Европы двух скоростей" в этой связи означает, что углубление Сообщества производится прежде всего теми государствами-членами, которые считают себя готовыми к этому. Преимуществом подобной модели является то, что скорость объединения государств не зависит от самого немобильного или противящегося интеграции члена. Возможна и опасность несовпадения пути к интеграции. Примером постепенной интеграции в Договоре о Сообществе являются постановления об Экономическом и валютном союзе (ст.121) и о политике в области защиты окружающей среды (ст.176). Кроме того государства-члены, желающие более активного сотрудничества, могут при наличии определенных условий достичь этого в соответствии с положениями, содержащимися в Амстердамском договоре. Принцип субсидиарности нашел отражение в проекте Договора о Европейском Союзе 1984 г. и подспудно присутствовал в ЕЕА, впервые был формально включен в законодательство ЕС Маастрихтским договором. Принцип субсидиарности состоит в том, что решения в рамках Европейского Союза должны приниматься на возможно более низком уровне, как можно более близком к рядовому гражданину. Это означает, что вопросы подлежат решению на том уровне, где оно будет наиболее эффективным. Т.е,. это означает, что дополнительные компетенции передаются с наднационального и особенно национального уровня на региональный уровень. Римские договоры. 25 марта 1957 г. в Риме представители " шестерки" подписали Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), получивших название Римских договоров, в которых были зафиксированы правовая, институциональная основы интеграции, алгоритм ее осуществления. Стагфляция, сочетание углубляющегося спада производства и усиливающейся инфляции. В 70 - 80-е гг. стагфляционные процессы были характерны для стран Западной Европы. В этот период произошло многократное повышение цен на топливно-сырьевые товары на мировом рынке. Страны-импортеры соответствующих товаров (а к ним относились практически все развитые страны с рыночной экономикой) мгновенно стали заметно беднее, поскольку в обмен на прежнее количество сырья (прежде всего нефти) им приходилось отдавать значительно больше отечественных товаров. Это и означает, что западноевропейские государства испытывали в этот период мощный шок со стороны предложения, повлекший за собой стагфляционные процессы. Таможенный союз - это объединение нескольких внутренних территорий стран в одну единую территорию внутри таможенных границ. При этом стираются границы между государствами и отменяются внутренние таможенные пошлины между странами ЕС. В отличие от зоны свободной торговли при импорте товаров из стран третьего мира ни один член Союза не имеет права взимать собственные таможенные пошлины. Вместо них взимаются общие таможенные внешние пошлины. На полтора года раньше предусмотренного срока Сообщество завершило создание Таможенного союза в промышленной области (1 июля 1968 г.) и в области сельскохозяйственной продукции (1 января 1970 г.). Позже присоединившиеся страны получают каждая свой переходный срок, пока Таможенный союз не будет полностью применим на их территории. Тарифные квоты. Учреждение тарифных квот является способом импорта определенных товаров в ограниченных количествах по льготному таможенному тарифу или беспошлинно. С помощью тарифных квот ЕС или отдельные государства-члены создают условия для благоприятного обеспечения себя необходимыми товарами без снижения общих доходов от таможенных сборов исходя из необходимого количества квот. Торговые барьеры. С упразднением таможен и количественных ограничений в движении товаров между государствами-членами Европейское сообщество приблизилось к своей главной цели: созданию Общего рынка. Исходя из этого свободное движение товаров, может быть затруднено косвенными (нетарифными) торговыми барьерами. К ним относятся экспортные пошлины и технические торговые барьеры, возникшие на основе юридических различий или различий по стандартам качества продукции между государствами ЕС в области продуктов питания и медицинских препаратов. Федерализм тесно связан с интеграционными процессами. Федерализм предполагает проведение общей политики в рамках ЕС от имени группы национальных государств. Федерализм, защищая право на различие, сохраняет солидарность, а также постоянно апеллирует к свободной инициативе, идущей снизу. Идеи европейского федерализма тесно связаны с идеей " Европы регионов".
|