Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Редукция напряжения






Как мы уже видели, с точки зрения Меррея индивид действует на основе сложной системы мотивов. Далее, он признает, что при актуализа­ции потребности индивид оказывается в состоянии напряжения, а удовлет­ворение потребности ведет к его редукции. Наконец, организм научится об­ращаться к тем объектам и осуществлять те акты, которые в прошлом ас­социировались со снижением напряжения.

Хотя Меррей одобряет такую формулировку, он утверждает, что она не полностью соответствует положению вещей. Индивид не только на­учается действовать так, чтобы редуцировалось напряжение и он таким образом был бы удовлетворен; помимо этого, он научается действовать так, чтобы увеличить напряжение, которое будет редуцировано в будущем — в связи с чем и удовольствие будет сильнее. Пример повышения напряже­ния с целью получения удовлетворения — игра, предваряющая завершение полового акта.

Следует заметить, что это положение применимо только к эффект­ным потребностям. Когда речь идет о процессуальной активности и модальных потребностях, удовлетворение приносит сам процесс активно­сти, и интенсивность удовлетворенности в начале и в середине может быть той же, что в конце.

Меррей принимает положение, согласно которому человек действу­ет как бы имея в виду возрастание удовлетворения и снижение напря­жения. Однако это лишь намерение или вера со стороны действующего, и не всегда оказывается так, что действие, которое, как он полагает, при-


40 Тема 12. Психология мотивации

ведет к снижению напряжения и удовлетворению, действительно к этому приведет. Более того, люди не мотивированы на удовлетворение вообще; в каждом случае речь идет о специфическом напряжении, релевантном конкретной потребности: именно это напряжение человек старается ре­дуцировать. Таким образом, удовлетворение — во многом следствие по-требностных состояний и их поведенческих следствий.

Тема

Тема — молярная и интерактивная единица поведения. Она вклю­чает побуждающую ситуацию (пресс) и потребность. Таким образом, она соотносится с взаимодействием между потребностями и прессами и обес­печивает возможность более глобального, менее «частичного» взгляда на поведение. Благодаря этому понятию теоретик может представить ситу­ации, активирующие определенные потребности, а также исход или ре­зультирующие действия этих потребностей.

Темы варьируют от простых формулировок относительно субьект-объектных взаимодействий до более общих и приблизительных относи­тельно длительных трансакций; возможны и формулировки, отражающие сочетания простых тем (сериальные темы). Тема как единица анализа — естественное следствие убежденности Меррея в том, что межличностные отношения следует описывать как диадические. Это означает, что теоре­тик должен представлять не только интересующего его субъекта, но и того, с кем он взаимодействует. Чтобы предсказать конкретные соци­альные взаимодействия между двумя людьми, теоретик должен равное внимание уделить и субъекту, и объекту.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал