Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Примерное распределение часов курса по темам и видам работСтр 1 из 4Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине __СПК «Толерантность в современной цивилизации» специальности_ философия 030100 (наименование дисциплины) (наименование специальности)
Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану: всего_ 54 _ОДО; ОЗО, в том числе лекций_ 18 _ ОДО ___ ОЗО _____ ______ Фролова Ирина Васильевна _____ семинарских _ 10 _ ОДО______ ОЗО (ф.и.о., должность, уч. степень, звание) практических ___________________________ _________ д.филос.наук, профессор ____________ лабораторных___________________________ консультаций___ 2 ____ ОДО ______ ОЗО _ самостоятельная работа студентов___ 26 __ ОДО _____ ОЗО ___ зачеты_____ 11 ___ (семестры) экзамены _________ (семестры)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ I. Организационно-методический раздел Цель курса Целью изучения курса «Толерантность в современной цивилизации» является всестороннее исследование значимости идей толерантности для современного мира, для созданного глобализацией мультикультурного общества. 2. Задачи курса:
Место курса в системе социогуманитарного образования определяется значимостью изучения проблемы толерантности как новой проблемы глобального мира. Термин «толерантность» широко используется в научном лексиконе, однако комплексная философско-методологическая проработка идеи толерантности, уяснение ее возможностей воздействия на социальные изменения еще только начинается.
4. Требования к уровню освоения содержания курса Студент должен знать: · исторические и культурные истоки толерантности, основные подходы к толерантности; · проявления идеи толерантности в разных сферах – религия, политика, культура и т.д. · пути формирования толерантного сознания.
II. Содержание курса Тема 1. Философская теория толерантности (4 ч) Исторические и культурные истокитолерантности. А.А.Гусейнов о толерантности и ненасилии. Морально-этические доктрины Древней Индии: принцип ахимсы. Западно-христианская парадигма ненасилия: Новозаветное христианство и Нагорная проповедь. М.Б.Хомяков о рождении толерантности. Идеал абсолютной терпимости «греческого Просвещения». Инструментальная толерантность средневековой схоластики: Фома Аквинский. Развитие представления о толерантности в эпоху Ренессанса: Н.Кузанский, Д.Пико делла Мирандола, Э.Роттердамский. Эпоха Реформации: толерантность как добродетель христианина. Э.Ю.Соловьев: религиозные войны и борьба за терпимость. Толерантность и становление представления о «гуманитарных правах». Учение Д.Локка как философское завершение генезиса прав человека. Б.В.Емельянов: толерантность в русской философской традиции. Философия Всеединства В.Соловьева как православно-христианская версия теории толерантности. Философия ненасилия Л.Толстого. Полемика Л.Толстого и И.Ильина: «О сопротивлении злу силою». Современные подходы к толерантности в англоязычной философии: концепция Д.Ролза, Д.Грея, Дж.Кр. Лорсена и К.Нидермана. Концепция М.Уолцера. Концептуализация толерантности в современной российской философии: В.Е.Кемеров, А.В.Перцев, Т.Х.Керимов. В.Е.Кемеров: полисубектная социальность и проблема толерантности. А.В.Перцев: толерантность в философии понимания. Т.Х.Керимов: толеранонсть и проблема другого (социальная гетерология).
Тема 2. Религиозная толерантность в современной цивилизации (2 ч) Типология современных стран по принципу религиозной толерантности/интолерантности: (1) страны «экклезиастического абсолютизма»; (2) страны «религиозной толерантности»; (3) страны «секулярного абсолютизма»; (4) страны «плюралистической свободы». Религиозная и этническая толерантность: проблема взаимосвязи. Социокультурный и религиозный синкретизм. Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова: совпадение ценностей и норм народов с православной и мусульманской культурой. Основания толерантного сознания в исламских культурах: альтернатива фундаментализму и экстремизму.
Тема 3. Толерантность в международных отношениях (2 ч) Биполярный и многополярный мир. Вызовы глобализации. Глобализация и американизация. Глобализация и модернизация. Антиглобализм и постмодернизм. Многообразие культур и цивилизаций в современном мире. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: проблема сосуществования в современном мире. Посткапиталистические, постсоциалистические и развивающиеся страны. Постколониальный мир. Концепция «устойчивого развития». Идея конвергенции (Дж.Гэлбрейт) и «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон). Источники международных конфликтов. Религиозный фундаментализм и политический терроризм. Радикализм и экстремизм. Роль и место современной России в международных отношениях.
Тема 4. Культурологическое направление исследования толерантности (2 ч) Толерантность культур в современном мегаполисе. Проблема «Другого»: культура мейнстрима и альтернативные культуры. «Попкорн» как синоним массового голливудского кино. Андеграунд как протест против массовой культуры. Артхаус как независимое, авторское, малобюджетное кино. Гламур как проявление массовой культуры: развлекательная журналистика в «лакированном» варианте. Субкультурные меньшинства и их права. Хиппи: манифест вольнолюбия. Панки: философия анархомаргинальности. Киберпанк. Байкеры: стиль и образ жизни. Готы: имижд и идеология. Гопники: специфика психосоциального устройства. Гейкультура как субкультура секс-меньшинств. Современное искусство: взаимодействие и взаимодополнительность разных направлений. Художественные практики XX-XXI вв. как «школа толерантности». Видеоарт как массовая художественная практика. Граффити как отдельный жанр визуального творчества и часть культуры хип-хопа. Инсталляция как универсальный жанр современного искусства. Комиксы.
Тема 5. Лингвокультурологические аспекты толерантности(2 ч) Язык как динамическая, непрерывно развивающаяся система, меняющаяся вместе с изменением общества и сознания. Проблема «толерантного» и «тоталитарного» языка. Речевые практики как индикаторы толерантности и интолерантности в современном обществе. Литература и язык как важнейший ареал проявления гендерного конфликта в культуре. Восприятие концепта толерантности в наивном языковом сознании: соотнесение с понятиями терпимости, миролюбия, ненасилия, демократии и пр.
Тема 6. Толерантность в социологическом и этнопсихологическом измерении (2 ч) Возможность отыскания корней толерантного сознания в различных культурах. Политические игры, социальная дистанция, несправедливость или восприятие одной культуры как превосходящей по самой своей природе все прочие как основания для интолерантности и экстремизма. Критика концепции «цивилизационных конфликтов» С.Хантингтона. Проблема межэтнической напряженности в мире и на постсоветском пространстве. Динамика развития межнациональных конфликтов. Особенности восприятия толерантности при контактах разных культур, влияние на это восприятие со стороны различных факторов (социально-политическая ситуация, уровень полиэтничности и др.)
Тема 7. Педагогика толерантности (2 ч) Проблема формирование «толерантного» сознания в процессе первичной и вторичной социализации. Принцип уважения прав другого: современные коннотации «золотого правила нравственности». Необходимость пересмотра внутришкольных отношений: «ученик-учитель», «родитель-ученик-учитель». Принципы толерантной педагогики в высшей школе: обучение как коммуникация. Педагогика толерантности как научение действиям в ситуации непонимания.
Тема 8. Толерантность и гендерные взаимодействия(2 ч) Гендерные стереотипы в патриархальной и патриархатной культуре. Факторы гендерной социализации. Проблема формирования, усвоения и развития в культуре повседневности гендерно-толерантного поведения. Гендерные аспекты экономического, политического и правового развития. Гендер в культуре: кросс-культурные гендерные практики и табу. Исследование «политики репрезентаций», в том числе, маскулинного и феминного.
III. Примерное распределение часов курса по темам и видам работ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма К-1 Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования Башкирский государственный университет
Утверждено на заседании кафедры _ философии и истории науки наименование кафедры (протокол № ____ от 21 июня 2013 г._____)
Зав. кафедрой ________________Б.С. Галимов
|