Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изоляция и сенсорное лишение






Среди исследований, показавших существование потребности во внешней стимуляции, необходимо выделить, помимо работ, посвященных исследовательскому поведению, многочисленные работы по изучению изоляции и сенсорного лишения2, и особенно материалы симпозиума, опубликованные под редакцией Соломона и др.3 Мы ограничимся сооб­щением об исследовании, осуществленном на человеке в лаборатории Хебба4. Экспериментаторы просили испытуемых оставаться в полной не­подвижности. Они лежали в удобной позе на диване в звуконепроницае­мой камере, на них были надеты специальные очки, пропускавшие рас­сеянный свет, но не позволявшие различать предметы. Руки испытуемых были помещены в картонные цилиндры, чтобы свести к минимуму так­тильные ощущения (рис. 5). Была обеспечена возможность удовлетворе­ния физиологических потребностей; кроме того, испытуемые получали за день «безделья» крупную сумму денег (20 долларов). Результаты пока­зывают, что после 12 ч отсутствия контакта с внешним миром у испы­туемых наблюдается ряд психических нарушений; человек начинает ис­пытывать различного рода трудности. Он оказывается не в состоянии правильно думать и поступать, у него наблюдаются даже эмоциональные расстройства. Посредством тестов были обнаружены и нарушения в ин­теллектуальной деятельности, иногда возникают галлюцинации. Одним словом, испытуемый не переносит отсутствия предметов. Студенты, испы­тывавшие потребность в деньгах, предпочитали выполнять тяжелую и скучную работу за 7 долларов в день, чем продолжать этот эксперимент, приносивший им 20 долларов, но лишавший их всего внешнего «мира». Это наводит нас на мысль о существовании очень сильной потребности в контакте с внешним миром. Исследования Спитца и многих других по­казали, что наблюдаемые у детей психические нарушения часто явля-

1 См.: Montgomery K.C. «Spontaneous alternation» as a function of time between trials
and amount of work // J. Exp. Psychol. 1951. 42. P. 82-93; Montgomery K.C. Exploraory
behavior and its relation to spontaneous alternation in a series of maze exposures // J.
Сотр. Physiol. Psychol. 1952. 45. P.50-57.

2 См.: Wexler D. et al. Sensory deprivation // A. M. A. Arch, of Neurol. and Psychiat.
1958. 79. P. 225-233.

3 См.: Solomon P. et al. (Eds.). Sensory deprivation. Cambridge: Harvard Univ. Press,
1961.

4 См.: Bexton W.H., Heron W., Scott Т.Н. Effects of decreased variation in the sensory
environment // Canad. J. Psychol. 1954. 8. P. 70-76.



Тема 12. Психология мотивации


Рис. 5. Экспериментальная камера для изучения

перцептивной изоляции (лаборатория Хебба)

На рис. показан вид камеры сверху (потолок отсутствует). Аппарат кон­диционирования воздуха расположен в ногах испытуемого, вытяжной вентилятор — над его головой. Видны микрофон, громкоговоритель и провода для записи электроэнцефалограммы. На отдельных стадиях эк­сперимента голова испытуемого лежала на подушке, имевшей форму U1

ются прямым следствием отсутствия эмоциональных контактов с чело­веком (см. Социальная мотивация).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал