Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие положения. Настоящий Устав службы пожарной охраны (далее - Устав) определяет назначение, порядок организации и осуществления службы пожарной охраны в Российской






МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УСТАВ

СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

(ПРОЕКТ С УЧЕТОМ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТОВ МЧС РОССИИ)

 

 

Москва - 2004

 

 

Настоящий Устав службы пожарной охраны (далее - Устав) определяет назначение, порядок организации и осуществления службы пожарной охраны в Российской Федерации.

Действие Устава распространяется на личный состав Государственной противопожарной службы и других видов пожарной охраны независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

При организации и осуществлении службы пожарной охраны личным составом структурных подразделений Главного управления Государственной противопожарной службы (далее – ГУГПС); структурных подразделений Государственной противопожарной службы регионального центра; структурных подразделений органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы в пределах субъекта Российской Федерации или муниципального образования; органов управления Государственной противопожарной службой в субъектах Российской Федерации; органов государственного пожарного надзора; подразделений, в том числе пожарно-спасательных, Государственной противопожарной службы и их органов управления обязательно выполнение требований, утвержденных в установленном порядке нормативных актов, регламентирующих особенности несения службы пожарной охраны в этих структурных подразделениях, органах управления и подразделениях.

Выполнение требований Устава личным составом подразделений и их органов управления других видов пожарной охраны осуществляется с учетом особенностей организации службы, регламентируемых законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

Основные (главные) действия пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ регулируются Уставом тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ пожарной охраны, наставлениями, иными нормативными актами, регламентирующими несение службы пожарной охраны.


Глава 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В целях настоящего Устава применяются следующие основные понятия:

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, входящая в систему федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и координирующая деятельность других видов пожарной охраны в области пожарной безопасности (далее – ГПС).

В систему ГПС входят:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа государственной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности ГПС;

пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения;

специальные и воинские подразделения ГПС и органы их управления;

структурные подразделения регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющие управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы в пределах федерального округа;

структурные подразделения органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющие управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы в пределах субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

органы управления Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации;

органы государственного пожарного надзора;

подразделения, в том числе пожарно-спасательные, Государственной противопожарной службы и их органы управления.

служба пожарной охраны – деятельность по обеспечению готовности пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, осуществляемая в виде территориальной (в пределах федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, закрытого административного территориального образования) и дежурной служб;

готовность к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ – состояние сил и средств подразделений, дежурных смен, дежурных групп пожарной охраны на определенной территории (в пределах федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, закрытого административного территориального образования), обеспечивающие успешное выполнение задач, возложенных на них настоящим Уставом;

территориальная пожарная охрана (далее - ТПО) совокупность постоянно расположенных на определенной территории (в пределах федерального округа – региональная пожарная охрана, субъекта Российской Федерации – пожарная охрана субъекта Российской Федерации, муниципального образования – пожарная охрана муниципального образования, закрытого административного территориального образования – пожарная охрана ЗАТО) органов управления и подразделений ГПС, органов управления и подразделений других видов пожарной охраны не зависимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, пожарно-технических научно - исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

территориальная служба пожарной охраны – вид службы, организуемой в ТПО (региональная служба пожарной охраны; служба пожарной охраны субъекта Российской Федерации; муниципальная служба пожарной охраны; служба пожарной охраны закрытого административно территориального образования) для обеспечения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно спасательных работ (далее – АСР) и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения (далее - службы жизнеобеспечения) населенных пунктов и объектов;

дежурная служба – вид службы пожарной охраны, организуемой в дежурных сменах и дежурных группах подразделений и их органов управления для обеспечения готовности сил и средств этих подразделений и органов управления для тушения пожаров и проведения АСР;

силы и средства пожарной охраны (далее - силы и средства) - личный состав пожарной охраны, пожарная и аварийно-спасательная техника, аварийно–спасательное оборудование, средства связи и управления, огнетушащие вещества и иные технические средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны;

дежурная смена - личный состав подразделения, органа управления, осуществляющий дежурство с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения, органа управления, с учетом особенностей организации дежурной службы, установленных нормативными актами МЧС России и настоящим Уставом;

дежурная группа - личный состав подразделения, органа управления, осуществляющий дежурство без мобильной техники, предназначенной для тушения пожара и проведения АСР, с учетом особенностей организации службы, установленных нормативными актами МЧС России и настоящим Уставом;

дежурство – период непрерывного несения службы личным составом, дежурной смены, дежурной группы, включая их участие в тушении пожаров и проведении АСР;

расписание выезда - установленный в соответствии с законодательством и Уставом порядок привлечения сил и средств ТПО к тушению пожаров и проведению АСР в городе или крупном населенном пункте;

план привлечения сил и средств - расписание выезда, устанавливающее в соответствии с Уставом и другими нормативными актами порядок привлечения к тушению пожара и проведению АСР сил и средств ТПО на территории Российской Федерации (Межрегиональный), Федерального округа Российской Федерации (Региональный), субъекта Российской Федерации (Республиканский, Краевой, Областной), муниципального и закрытого административного территориального образования образования (местный);

район выезда подразделения (далее - район выезда) - территория, на которой расписанием выезда предусмотрено первоочередное направление подразделения по вызову на пожар, аварию, катастрофу и стихийное бедствие природного и техногенного характера (далее вызов);

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств ТПО, привлекаемых к тушению пожара и проведению АСР;

оперативная обстановка - совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделений, влияющих на определение задач и характер их выполнения;

2. Общее руководство территориальной службой пожарной охраны и дежурной службой осуществляется на принципах единоначалия:

в Федеральном округе – начальником регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в субъекте Российской Федерации – начальником органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации;

в муниципальном образовании – начальником органа местного самоуправления, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в закрытом административном территориальном образовании – начальником управления ГПС (отдела ГПС) по охране закрытого административного территориального образования.

на территории закрытых объектов, расположенных в муниципальном образовании и охраняемых подразделениями ГПС непосредственно подчиненных ГУГПС – начальником отдела ГПС по охране данных закрытых объектов.

Иные должностные лица не вправе вмешиваться в руководство службой пожарной охраны, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, МЧС России.

3. Разногласия разрешаются:

Главным управлением Государственной противопожарной службы - между начальниками региональной пожарной охраны, а также между начальниками региональной пожарной охраны и начальниками пожарной охраны закрытых административных территориальных образований, в том числе начальниками пожарной охраны закрытых объектов, охраняемых подразделениями ГПС непосредственно подчиненных ГУГПС;

структурными подразделениями регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа - между начальниками пожарной охраны субъектов Российской Федерации, расположенных на территории одного Федерального округа;

структурными подразделениями органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъекта Российской Федерации - между начальниками пожарной охраны муниципальных образований, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Взаимодействие ГПС с другими видами пожарной охраны, ведомственными, территориальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и проведению АСР регламентируется соглашениями (совместными инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству и настоящему Уставу.

5. Порядок привлечения сил и средств к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регламентируется законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

6. Личный состав пожарной охраны при несении службы обязан:

соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, МЧС России, ГУГПС, регламентирующих организацию службы, профессиональной подготовки, пожаротушения и проведения АСР, охраны труда и эксплуатации пожарной и аварийно–спасательной техники, а также настоящего Устава;

добросовестно относиться к выполнению служебных обязанностей, четко и в срок выполнять приказы и распоряжения начальников;

беречь имущество пожарной охраны;

совершенствовать профессиональные знания и навыки;

поддерживать авторитет пожарной охраны, хранить государственную и служебную тайны;

соблюдать дисциплину, правила внутреннего распорядка подразделения, распорядка дня дежурных смен и групп и ношения установленной формы одежды.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал