Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Прежде чем говорить о механизме обеспечения прав и свобод личности, необходимо уяснить смысл и содержание понятия «обеспечение» прав личности






Прежде чем говорить о механизме обеспечения прав и свобод личности, необходимо уяснить смысл и содержание понятия «обеспечение» прав личности, выяснить его соотношение с такими понятиями, как «реализация», «охрана», «защита», а также «гарантии» прав граждан. Смысловая нагрузка этих понятий различна.

Прежде всего, остановимся на соотношении понятий " обеспечение" и " реализация" прав личности.

По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова реализовать значит осуществлять, исполнять, а обеспечить означает сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым.

В юридической литературе дается более развернутое определение этих понятий. Так, С.С. Алексеев определяет реализацию как сложное явление, характеризующееся тем, что «программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью».

«Обеспечение» прав и свобод личности рассматривается в литературе как система их гарантирования, т.е. как система общих условий и специальных средств, обеспечивающих их правомерную реализацию.

Следовательно, реализация - более широкое, емкое понятие, которое охватывает собой стадию обеспечения прав личности, ибо целью обеспечения прав личности является создание условий для претворения того или иного права в жизнь, т.е. для его реализации. Иначе говоря, обеспечение выполняет как бы вспомогательную роль по отношению к реализации.

Но реализация охватывает собой не только стадию обеспечения прав личности, но и стадию осуществления требований и возможностей права, что выражается в поведении людей по претворению норм права в жизнь (так называемая непосредственная реализация).

Таким образом, реализация прав и свобод личности понимается не только как обеспечение этих прав (система гарантий), но и как практическая деятельность людей по претворению норм права в жизнь.

В свою очередь «обеспечение» тесно соприкасается с другими понятиями и, прежде всего, гарантиями прав личности.

Как уже отмечалось, является общепризнанным рассматривать обеспечение прав и свобод личности как систему их гарантирования. В свою очередь, согласно толковому словарю В. Даля, гарантия употребляется в значении - ручательство, обеспечение.

Следовательно, смысловое содержание этих понятий тождественно и обеспечение прав личности можно понимать не иначе как систему гарантий этих прав.

Однако обеспечение прав и свобод личности охватывает собой не только систему гарантий, возникающих на стадии охраны т.е. стадии правомерной реализации).

Думается, что это слишком узкий подход, поскольку охватывает собой лишь меры, применяемые до нарушения прав и свобод личности, т.е. обеспечивающие нормальную правомерную реализацию ее субъективных прав (стадия охраны). Однако следует согласиться с теми, кто считает, что обеспечение охватывает собой также и стадию защиты, когда происходит нарушение прав граждан. Обеспечение нарушенного права в этих случаях осуществляется путем восстановления нарушенного права, с одной стороны, и привлечения виновных к ответственности, с другой стороны.

Таким образом, обеспечение прав личности следует понимать как систему гарантий охраны и защиты ее прав.

Уяснив смысл и содержание оперируемых терминов, можно перейти к понятию механизма обеспечения прав личности.

Но прежде хотелось бы отметить, что проблема создания эффективно работающего механизма обеспечения действия закона приобретает сегодня остросоциальное политическое звучание. Действительно, в настоящее время принимается столько законов и подзаконных актов, что порой даже юристам трудно уследить за всеми изменениями законодательства.

В связи с этим уместно привести интересное высказывание одного из участников научно-практической конференции, посвященной теме «Судебная власть в России; перспективы и пути становления»: «Если бы в природе было столько законов, сколько у нашего государства, сам Господь, путаясь в них, не смог бы управлять миром».

Однако основная беда, на наш взгляд, заключается даже не в этом, а в том, что многие хорошие законы сегодня не срабатывают ввиду отсутствия механизма их реализации и, следовательно, ощутимой социальной отдачи они не дают.

Нормы, гарантирующие права человека и гражданина, признанные мировым сообществом в качестве исходных, в национальном законода­тельстве относятся, прежде всего, к конституционному уровню.

В этом смысле конституционные нормы о правах и свободах человека, закрепленные принятой 12 декабря 1993 г. Российской Конституцией, в достаточной мере соответствуют международным стандартам.

Вместе с тем ряд положений Конституции РФ требует приведения в соответствие с ними отраслевого законодательства, а некоторые - вообще не обеспечены правовым механизмом их реализации. К числу последних относится, например, ст. 59-ая, предусматривающая право гражданина РФ, убеждениям которого противоречит несение военной службы, на ее замену альтернативной гражданской службой. Однако закона такого до сих пор нет, а, следовательно, и указанное право не имеет механизма реализации.

Или же взять ст. 46 Конституции РФ, где говорится, что " каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Однако это конституционное положение также не работает, поскольку отсутствует механизм такого обжалования, не установлен и порядок ознакомления населения с теми нормами международных договоров, которые порождают данное право.

И таких примеров бездействия декларируемых законов, к сожалению, немало.

В юридической литературе преобладает точка зрения, что для того, чтобы законы «заработали», достаточно установить жесткую, вплоть до уголовной, ответственность за их неисполнение. Однако, как справедливо отмечает В.И. Гойман, «история правового развития убедительно свидетельствует о бесперспективности такого рода мер, так как при данном подходе многообразная деятельность государства по обеспечению действия закона будет сведена к использованию лишь принудительных мер».

Попытка решить проблему одними лишь принудительными мерами маловероятна. Вряд ли закон заработает, если под него не подведена материальная база, т.е. отсутствуют материальные гарантии, либо не отработана процедура действия закона и т.п.

Итак, возникает вопрос: что же следует понимать под механизмом обеспечения прав личности?

Как известно, понятие того или иного термина тесно связано с его содержанием. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, механизм означает систему, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности.

В научной литературе даются различные определения понятия механизма обеспечения (реализации) прав личности.

Наиболее общее понятие механизма реализации прав и свобод личности дается К.Б. Толкачевым и А.Г. Хабибулиным, которые определяют механизм как совокупность факторов, выступающих необходимыми условиями перевода благ, определенных личными конституционными правами и свободами, в практику индивидуальной жизнедеятельности человека.

Ряд авторов определяют механизм через деятельность соответствующих органов (нормотворческих, правоприменительных), а также самих граждан.

Так, И.В. Ростовщиков под механизмом реализации права понимает «социально обусловленный и юридически предусмотренный комплекс согласованных действий личности как правообладателя, обязанных и других субъектов, которые нацелены на то, чтобы личность пользовалась социальным благом, опосредованным правом (свободой)».

М.В. Пучкова под механизмом обеспечения конституционных прав граждан понимает, во-первых, совокупность его элементов, необходимых для создания условий и средств осуществления основных прав, во-вторых, процесс создания таких гарантий и, в-третьих, систему взаимосвязей, возникающих между элементами в ходе этого процесса.

Как известно, любое явление многогранно и, следовательно, подходы к изучению того или иного явления могут быть различны.

Представляется, что о механизме обеспечения (реализации) прав личности можно говорить как с точки зрения его содержания, так и структуры.

С точки зрения содержания механизма обеспечения прав личности наиболее полное развернутое определение этого понятия дает, на наш взгляд, В.И. Гойман. Он определяет механизм как «комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) и специально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своим назначением обеспечить реальное действие закона, т.е. создать условия, при которых граждане, их объединения и организации согласуют свои действия с требованиями закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразных интересов и потребностей».

Если сказать коротко, то сущность механизма обеспечения прав личности с точки зрения его содержания составляют меры (способы и средства), обеспечивающие реальное осуществление провозглашенных в законе прав и свобод личности, иначе говоря - система гарантии. А под гарантиями, как известно, принято понимать условия, средства, способы, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану (защиту) прав личности.

Однако о механизме обеспечения прав личности, как уже отмечалось выше, можно говорить не только с точки зрения его содержания, но и с точки зрения структуры.

Если содержание механизма обеспечения прав личности можно определить как систему гарантий, то действие этих гарантий происходит именно через структурные элементы механизма.

Возникает вопрос: какие же элементы входят в структуру механизма обеспечения прав личности?

Представляется, что механизм обеспечения прав и свобод личности включает следующие основные элементы:

1. Юридические нормы, закрепляющие права и свободы личности, а также их гарантии.

2. Субъекты обеспечения прав личности и их деятельность в этой сфере.

Речь идет, прежде всего, о государственных органах, среди которых особая роль принадлежит судебным органам - как высшей конституционной форме защиты прав и интересов личности.

К государственным органам, призванным обеспечивать права и свободы личности, следует отнести также администрацию, прокуратуру, органы внутренних дел, органы нотариата, их нормотворческую, организационную и правоприменительную деятельность.

Помимо государственных органов, к субъектам обеспечения прав личности следует относить также негосударственные органы: профсоюзы, КТС и т.д. Особая роль в этом принадлежит неправительственным правозащитным организациям (Общество «Мемориал», Московская Хельсинская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Проектная группа по правам человека, фонд " Право матери" и др.). Эти организации помогают конкретным лицам, а также отдельным социально незащищенным категориям населения, занимаются просветительской деятельностью, оказывают большое влияние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также на государственную политику в сфере прав человека.

3. В качестве самостоятельного элемента структуры механизма следует указать деятельность самих граждан по осуществлению и защите своих прав.

Конечно, эта деятельность осуществляется не спонтанно, а во многом определяется внутренней структурой личности, ее социально-психологическим механизмом.

Поэтому при оценке действия личности в сфере реализации прав и обязанностей следует учитывать не только уровень ее правосознания, но и компоненты ее психологической структуры: ценностные ориентации и установки, интересы, цели, мотивацию и волевую активность. Именно они влияют на характер поведения личности. Поэтому одна из задач правового воспитания состоит в том, чтобы выполнение прав и обязанностей, умение их отстаивать и защищать стало внутренней потребностью каждого члена нашего общества.

4. Нравственно-психологические аспекты механизма обеспечения прав личности.

Реализация прав и свобод граждан во многом зависит и от доб­росовестной деятельности работников правоохранительной системы, которые призваны защищать права и законные интересы граждан. Ясно, что правовые нормы сами по себе не в состоянии обеспечить высокого уровня сознательности каждого государственного служащего, от добросовестной деятельности которого, его профессионализма в значительной мере зависит качество реализации субъективного права гражданина. И хотя существуют определенные юридические средства воздействия в виде установления ответственности за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, определение порядка переаттестации должностных лиц и т.д., однако для процесса реализации прав необходимо воздействие и других факторов, например, воспитательной работы.

Сегодня особое внимание следует уделить повышению уровня правосознания, правовой культуры работников правоохранительной системы, укреплению их нравственных позиций, ибо именно эти качества способствуют обеспечению высокопрофессионального и внимательного отношения каждого государственного служащего к реализации прав и свобод личности.

В заключение первого вопроса необходимо напомнить, что государственный механизм обеспечения прав и свобод включает и такой важный компонент, как система различных правовых средств, юридических гарантий прав и свобод, направленных на реализацию, охрану и защиту прав личности в обществе. Так под реализацией прав и свобод личности понимается не только обеспечение этих прав (система гарантий), но и практическая деятельность людей по претворению норм права в жизнь. В свою очередь обеспечение нарушенного права осуществляется путем их восстановления, с одной стороны, и привлечения виновных к ответственности, с другой стороны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал