Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация как товар
В настоящее время информация рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. С помощью информации потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях. В настоящее время термин «информация» имеет различные определения. Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества (Из документов ЮНЕСКО). Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. трактует термин информация как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством». Информация – специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы. Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51275-99) определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Информация как вид ресурсов и фактор общественного развития становиться особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Информация в качестве экономического ресурса предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Классическая теория К.Шеннона рассматривает способность снимать неопределенность ситуации как основное свойство информации. При этом многие виды информации производятся не для обмена, а предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими организациями. Отнесение информации к категории " товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Товар – это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Потребительские свойства информации выявляются в процессе отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему. Информация как товар характеризуется таким показателем как жизненный цикл. Жизненный цикл товара ( ЖЦТ) представляет собой время его существования на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года). Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации. Информация (информационные ресурсы) характеризуются: • неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут; • сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений; • несамостоятельностью - проявляет свою " движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия). На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей. Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях. Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности. Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде. Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат. Продукция индустрии информации в укрупненном виде может быть подразделена на продукты (вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационный продукт) и услуги (техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения, обучение и консультации, услуги связи, услуги по обработке данных). Таким образом, информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара. Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществлённой (документ, технический носитель), так и в неовеществлённой формах (например, обучение пользователя). Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием. Исходная информация подвергается обработке с помощью различных видов информационной технологии. Она собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо в машиночитаемую форму, накапливается, подвергается сортировке, компоновке, математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается на расстояние и предъявляется пользователю в требуемой форме. Наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей: • процесс производства информации неотделим от процесса ее потребления; • имеется возможность многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации; • информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время не вещественным продуктом; • при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с участием выходной информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства стоимость информации переносится на готовый продукт частями; • потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительская стоимость могут изменяться во времени; • в процессе потребления информация не уничтожается, все ее физические потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. В практике обработки информационных данных приняты следующие единицы измерения: • машинописные страницы, представляющие собой стандартные листы объемом в 1.8 тыс. печатных знаков; • печатный лист, являющийся типографским термином для измерения объема печатных полиграфических изданий, который соответствует 24-25 машинописным листам или примерно 40000 печатных знаков; • документострока служит единицей измерения объема подлежащей обработке документации; • знак — любой, применяемый для отображения информации значок, имеющий отображение на бумаге или на экране, используемый в качестве универсального измерителя объема данных при их подготовке к обработке; • символ, включающий в себя кроме знаков, имеющих отображение в виде значка, также невидимые специальные символы (конец строки/возврат каретки, начало текста, конец текста); • байт, являющийся компьютерным эквивалентом знака и символа (комбинация из восьми бит); • бит представляющий собой один двоичный разряд. Эти единицы измерения лежат в основе определения объемов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям.
|