Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие православия на Руси. Православие в современной России⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
История Руси предшествовавшая принятию христианства непонятна и слабо изучена. Это связано прежде всего с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 в.в., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой, собственно, нет истории. Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство. Мало-помалу отношения с Византией и арабским Востоком оказывали на русских славян образовательное воздействие. “Из Византии заходило к ним христианство. В половине 9 века русские, после неудачного похода на Византию,..., приняли крещение, но вслед за тем язычество опять взяло верх в стране...” В дальнейшем на Руси стали складываться христианские традиции. К христианству приходит и княжеская власть. Много лет государством правила княгиня Ольга, принявшая христианство. Есть предположение что христианином был ее внук Ярополк. Но в среде народа христианство еще довольно долго не получало распространения. На основании исторических данных русское православие начинается в Х веке, во времена Ольги. Далее из приведеных отрывков «Повести временных лет, откуда пошла земля русская» — летописи начала XII века проведем анализ принятия яправославия на Руси. «Летом 959 года отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду (Константинополю). И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва. Царь, увидев красоту Ольги и удивившись ее разуму, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поняв смысл сказанного, возразила царю: «Я — язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе — не крещусь». Царь и патриарх крестили ее. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как же ты хочешь взять меня, если сам крестил и назвал дочерью. У христиан не разрешается это. Ты сам знаешь». И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары, золото и серебро, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своей дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху и попросила у него благословения на возвращение, и сказала ему: «Люди мои — язычники, и сын мой тоже: да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит от дьявола и от сетей его». Патриарх благословил ее. Ольга жила с сыном Святославом и хотела крестить его, но он пренебрег этим, но если кто собирался креститься, то не запрещал, но насмехался над ним. Владимир, внук Ольги, видя неспособность языческих верований объединить разрозненные племена и княжества, решил принять одну из основных монотеистических религий. В 986 году он имел встречу с болгарскими мусульманами. Они сказали ему: «Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил их Владимир: «Какова вера ваша?» Они ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, вина не пить, по смерти же, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жен, и изберет из них одну красивейшую, и воплотит в ней красоту всех. Она и будет ему женой. И здесь, говорит, можно предаваться вволю всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том». Владимир слушал с радостью, ибо сам очень любил блуд. Но не нравилось ему обрезание, запрещение есть свинину. А о вине отверг напрочь: «Руси есть веселие пить, не может без того быть». Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». И сказали ему: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера — свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги — суть дерево». Владимир же спросил: «В чем заповедь ваша?» Немцы ответили: «Прощение по силе. Кто пьет или ест — это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел». Владимир сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли этого». Пришли хазарские евреи. Владимир спросил их: «Каков ваш закон?» Они ответили: «Обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу». Владимир спросил: «А где земля ваша?» Ему ответили: «В Иерусалиме». Вновь он спросил: «Там ли она?» Евреи ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам». Владимир возразил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям». От греков пришел к Владимиру философ, который беседовал с ним несколько дней, изложив суть Священного Писания. Философ греческий почти убедил Владимира, сказав: «Если хочешь быть с праведниками, то крестись». Владимир сказал: «Подожду немного», дал ему дары и отпустил с честию великою. В 987 году созвал Владимир бояр и князей на совет о выборе веры. Решили послать в страны, из которых приходили к Владимиру миссионеры, группу верных людей, разузнать на месте о каждой вере. Когда посольство вернулось, Владимир созвал бояр и обратился к послам: «Говорите». Те сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Бояре сказали на это: «Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей». Прошло лето 988 года, и пошел Владимир с войском на Корсунь (Херсонес) и после долгой осады по предательству жителя города Анастаса взял город. Затем он послал письмо в Константинополь царям Василию и Константину: «Взял уже ваш славный город. Слышал же, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому». Цари ответили: «Не пристало христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное обретешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не отдадим сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланникам царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». Цари Византийские уговорили сестру свою Анну, и послали Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою тебе». Владимир ответил: «Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня». Византийцы отослали Анну. На прощание она сказала: «Как в полон иду. Лучше бы мне здесь умереть». Владимир заболел в то время глазами. Анна послала к нему людей, чтобы передали: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей: если же не крестишься, то не избавишься от недуга». Владимир, услышав это, сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ Херсонеса крестил Владимира. И когда возложил руку на него, Владимир прозрел. Он прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога!» Многие из дружины его, видя это, крестились. По крещении Владимира привели царицу на бракосочетание. Возвратившись в Киев, Владимир приказал уничтожить идолов, затем послал по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный; или нищий, или раб, — будет мне враг». На следующий день собралось на Днепре множество людей, вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, попы совершали молитвы, стоя на месте. Люди, крестившись, разошлись по домам. Владимир сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю. Взгляни на новых людей этих, и дай им. Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны… Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги. Господи». И приказал ставить церкви на месте бывших мест языческого поклонения». Приведенные слова из летописей, безусловно, приукрасили образ Владимира. История говорит о том, что он не окончательно изменил своему языческому прошлому, имел множество жен и наложниц, любил пиры, часто бывал очень жесток, необуздан. Но введение христианства имело огромное значение для Руси, многие, искренне приняв Христа, стремились к любви и грамоте. На Русь христианство пришло через 1000 лет после Иисуса. Оно уже было лишено первоначальной чистоты — богослужение состояло из множества непонятных обрядов, отличалось роскошью, помпезностью, было пронизано идолопоклонством, поклонением святым. Так же, как и во времена Константина, Владимир сделал православие государственной религией. Слова Иисуса: «… итак отдавайте к есарево кесарю, а Божие Богу» нарушались от начала. Церковь была вплетена в государственную машину, зависела от государства и часто решала политические проблемы. Ру́ сская Правосла́ вная Це́ рковь (РПЦ) (другое официальное наименование — Моско́ вский Патриарха́ т (МП)) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных церквей мира. Крупнейшее религиозное объединение в России, на Украине (по числу приходов и духовенства, в Белоруссии, Молдавии (включая Приднестровье). Рассматривает себя и признана другими поместными церквами в качестве единственной канонически легитимной православной административно независимой церкви на территории бывшего Советского Союза, исключая Грузию (в границах Грузинской ССР) и Армению, а также в Японии и Китае и считает себя единственной законной преемницей Поместной Православной Российской Церкви, Православной Греко-российской Церкви и Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Название Русская Православная Церковь применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года. При этом РПЦ не получила статуса юридического лица, который обрела в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Религиозно-правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Исповедует Никео-Цареградский Символ веры. Особо церковь стремилась опереться на силу государства в периоды, когда раздавались голоса с требованием реформирования церкви. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) (1605—1681), седьмой патриарх московский и всея Руси, став патриархом, имея огромное влияние на царя Алексея Михайловича, потребовал от царя и бояр поклясться перед святынями Успенского собора: «нас слушаться во всем как начальника, и пастыря, и отца краснейшего». Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, Никон стал вводить и жестокую дисциплину внутри церкви. Все, независимо от сана, должны были безоговорочно подчиняться его власти. Только для того, чтобы доказать свою силу и власть, он ввел ничем не обоснованные реформы, касающиеся второстепенных незначительных вопросов. В этот период появляется старообрядчество, как протест против реформ Никона. Сторонники старообрядчества были прокляты на соборе 1666—1667 годов. Царское правительство обрушило на старообрядцев жестокие репрессии. Тысячи были казнены, десятки тысяч подвергались пыткам. Старообрядцы настаивали на отказе от какого-либо общения с «мирскими», исступленно верили в близкий «конец света», строгий аскетизм, уповали на ведущую роль мирян, а не священников в церкви. Ру́ сская Правосла́ вная старообря́ дческая Це́ рковь (до 1988 года «Древлеправославная Церковь Христова») — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ Патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской Православной старообрядческой Церкви в Румынии. Несмотря на снятие в 1971 году «клятв» со стороны Московского патриархата, последний не признаёт иерархию РПСЦ. В литературе встречаются именования РПСЦ: Белокрини́ цкое согла́ сие, Белокриницкая иерархия — по названию монастыря в Белой Кринице на северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи. Современная иерархия РПСЦ возникла в 1846 году, когда было восстановлено епископское возглавление церковной иерархии. В наше время, когда люди слышат слова протестантизм, реформация, то перед их глазами встает Средневековая Европа с образами Мартина Лютера, Кальвина, Цвингли, Гуса, гугенотов. Однако мало кто знает, что на Руси задолго до этого была осуществлена попытка церковной реформы, которая по своей глубине нисколько не уступала западноевропейской. Мало кто знает, что зародилась эта реформа в лоне православной церкви и была возглавлена самим Московским митрополитом, первосвятителем русской православной церкви (до 1589 года во главе православия на Руси стоял не патриарх, а митрополит), более того, великий князь Всея Руси Иван Третий Великий (1462—1505) также поддержал реформу. Предпочитают обходить молчанием и тот факт, что 27 декабря 1504 года в Москве пылали инквизиционные костры, на которых были сожжены высшие сановники церкви и государства. Пришедшее на Русь уже в искаженном виде христианство продолжало обрастать языческими славянскими верованиями, и все более и более сближалось с государственной правящей верхушкой. Этот союз мирских правителей и церкви, а также все усиливающееся отхождение от чистых библейских евангельских истин вызывал недовольство у немалой части верующих. Это движение уходило своими корнями ко временам Владимира Первого (980—1015), оформилось к ХIII—XIV векам в протестантское движение стригольников, начавшись в Пскове, во главе которого становятся некие Карп и Никита. Официальная православная церковь уничтожила почти все документы, проливающие свет на их учение, сделав все, чтобы очернить его. Однако, несмотря на это, известно, что стригольники основывали свою веру только н а Слове Божьем — Библии, о трицая так называемое священное предание, не признавали бессмертие души, осуждали богатство и роскошь духовенства. В 1375 году в Новгороде Карп и Никита были казнены, а их последователи подвергнуты гонениям. Однако эти репрессивные меры православной церкви привели лишь к еще большему распространению протестантизма. Последнему в немалой степени способствовала и близость Новгорода и Пскова к европейским странам, где получили распространение работы Яна Гуса и Уиклифа. К середине XV века в Новгороде оформляется протестантское движение жидовствующих (так они были пренебрежительно названы православной церковью за их соблюдение установленной Богом Субботы), во главе которого становятся протопопы Алексий и Дионисий. Посетив Новгород, Иван Третий ознакомился с их учением и после размышления взял проповедников нового учения в Москву, где оно получило широчайшее распространение, особенно в среде духовенства и сановников. В его основе лежало отрицание бессмертия души, отказ от исповеди перед священником, ибо, как написано в Библии, «…един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус…» (1 Тим. 2: 5), соблюдение Субботы и всех других заповедей Закона Божьего, отрицание священного предания и икон, признание свободы совести, вера в историчность библейских пророчеств, отказ церкви от земель и роскоши, признание Библии единственным основанием для веры. Реформаторы уделяли первостепенное значение искупительной смерти Иисуса Христа и вере в деле спасения человека. Взгляды русских протестантов полностью соответствовали Божественным предписаниям, изложенным в Библии. Новое учение принимает значительная часть духовенства во главе с митрополитом Зосимой, главой русской православной церкви. Это учение принимает невестка Ивана Третьего Елена (дочь господаря молдавского Стефана) и ее сын Дмитрий. Это учение деятельно поддерживают высшие сановники государства во главе с канцлером Федором Курицыным, одним из мудрейших людей своего времени. Казалось, что великое по значимости правление Ивана Третьего (во время которого произошло свержение золотоордынского ига, объединение русских земель в единое государство, судебная и административная реформы, успешные войны с Литвой, международное признание России как великой державы) ознаменуется и религиозной протестантской реформой, чему должно было способствовать и венчание внука Ивана, Дмитрия, на царство, который еще при жизни деда был объявлен его наследником… Однако силы князя тьмы века сего не дремали. Через жену великого князя Ивана, греческую царевну Софью Палеолог, воспитанную в Италии католическими епископами, сатана начал проводить свою политику. Пользуясь прогрессирующей болезнью Ивана Третьего, разбившей его физически, Софья вынуждает Ивана заточить в тюрьму его невестку Елену и Дмитрия (отцом которого был сын Ивана Третьего от первого брака Иван, отравленный по приказу Софьи), объявив наследником престола своего сына Василия. Последний, встав во главе консервативной церковной партии и пользуясь болезнью отца, начинает страшные гонения на реформаторов, итогом которых стал церковный собор, на котором все вожди русской реформации были приговорены к сожжению на костре. В первый раз за всю свою тысячелетнюю историю столица, а вместе с ней и вся Россия, увидела аутодафе. В железных клетках были сожжены министры и архиепископы, главными из которых были Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов. В Новгороде такой же участи подверглись сановники и епископы Иван Рукавов, Кассиан, Иван Самочерный, Дмитрий Пустоселов и Гридя Квашня. После смерти Ивана Третьего на престол вступил Василий (1505—1533), продолжив истребление «ереси», начатое им еще при жизни отца. Но несмотря на это, из веков доходят до нас сведения о протестантах, людях, служащих более Богу, Его Святому Слову и Закону, а не людям, с их человеческими уставами и преданиями, ибо Сам Иисус Христос сказал: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… Устраняя слово Божие преданием вашим…» (Мк. 7: 7, 8, 13). И поэтому, когда Трехангельская весть в 1886 году достигла России, она была с радостью принята тысячами и тысячами людей. Во времена Петра церковь окончательно была подчинена государству. Одним из высших государственных органов был организованный в 1721 году синод, который ведал делами православной церкви (в частности толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). Возглавлял его обер-прокурор, назначенный царем. В 1917—1918 гг. синод переименовывается в Священный синод. В 1917—1918 гг. синод переименовывается в Священный синод. Древлеправосла́ вная помо́ рская це́ рковь — современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморов таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). В истории России ДПЦ известна и под другими названиями — Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др. Согласие старообрядцев-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев. Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошёл 1—10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были расстреляны, либо находились в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин. После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. В 1989 году был создан Российский совет ДПЦ, опекающий поморцев России, Украины (в 1996 г. — 18 общин, ответственная община — Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. — 22 общины, ответственная община — в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община — в г. Единец), Казахстана (в 1996 г. — 10 общин, ответственная община — в Риддере), Киргизии (ответственная община — в Бишкеке). В мае 2006 в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошёл III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года так же в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ. Ру́ сская Древлеправосла́ вная Це́ рковь (сокращённо РДЦ, прежнее название — Новозыбковская Архиепископия) — одно из старообрядческих поповских согласий, действующих в Российской Федерации и некоторых иных странах. Основу Церкви составили беглопоповцы, принимавшие священство, переходящее от новообрядческой церкви и не признавшие белокриницкой иерархии. В 1923 году значительная часть членов Церкви признала своим главой перешедшего к ним Саратовского архиепископа Николу (Позднева); с присоединением последнего к староверию (из обновленчества) у них появилась своя иерархия. В сентябре 1929 года к ним также присоединился «андреевский» единоверческий епископ Иргинский Стефан (Расторгуев). Первоначально центр был в Саратове (месте пребывания архиепископа). В 1924 году он был перенесён в Москву — при Никольском храме на Рогожском кладбище; в 1955 году в Куйбышев (Самару); в 1963 году в Новозыбков Брянской области, в 2000 году центр возвращен обратно в Москву. Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 году; богослужения в нём возобновились в 1943 году, при немецкой оккупации и с того времени не прекращались. В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублёв, Максим Грек, Митрополит Московский Макарий, Патриарх Московский Гермоген, протопоп Аввакум. В 1990 году московской древлеправославной общине был передан Покровский собор в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице, который стал главным московским храмом РДЦ. В 1999 году в Церкви произошёл раскол ввиду несогласия части мирян с официальной (юридической) квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ. В результате была образована и официально зарегистрирована новая религиозная организация — Древлеправославная церковь России (Курская епископия), во главе которой стал епископ Аполлинарий (Дубинин), единолично рукоположённый в 2000 году епископом Тульчинским Евмением (Титовым). В настоящее время епископ Евмений вернулся в лоно РДЦ, а количество сторонников епископа Аполлинария существенно сократилось. Собор, состоявшийся 16—19 августа 2000 года, принял постановление о возвращении резиденции Предстоятеля Древлеправославной Церкви в Москву. 3 марта 2002 года на Соборе было решено восстановить Патриаршество в Русской Древлеправославной Церкви. Патриархом был избран предстоятель Церкви, архиепископ Александр (Калинин), и на следующий же день состоялась его интронизация; с того момента кафедра Патриарха и его резиденция пребывают в Москве. 15 августа 2010 года к Русской Древлеправославной Церкви присоединились (через миропомазание) два «иерарха» «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) — «епископ» Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и «епископ» Богородский Гедеон (Михайлов)[4]. Они были рукоположены́ Арсением (Киселёвым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ(Р)) и создавшим независимую юрисдикцию — ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприём по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе, «никонианской» и экуменической) и исповедью совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприёма особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб». Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СВОБОДНАЯ ЦЕРКОВЬ, православная церковная организация, не подчиняющаяся Русской православной церкви. Сформировалась из приходов, которые в 1989 и последующие годы перешли из ведения Московского патриархата под юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1991 из этих приходов была образована Российская православная свободная церковь как подразделение Русской православной церкви за границей, действующее на территории бывшего СССР. Однако в 1995 между Российской православной свободной церковью и Архиерейским синодом Русской православной церкви за границей произошёл разрыв и Российская православная свободная церковь вышла из-под его ведения. По догматике и культу Российская православная свободная церковь практически не отличается от Русской православной церкви. Высшим органом Российской православной свободной церкви является Всероссийское временное церковное управление, старшим членом которого выступает архиепископ Суздальский и Владимирский. В церкви служат 6 епископов. Приходы Российской православной свободной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России. Численность последователей Российской православной свободной церкви незначительна. В основном это русские. Истинно-Православная Церковь (сокращённо ИПЦ) — самоназвание (или часть самоназвания) ряда неканонических юрисдикций, считающих себя православными и противопоставляющих себя официальным православным церквям («мировому Православию») и не находящихся в евхаристическом общении с ними и, как правило, между собой. В 1920-е годы в России, Греции и некоторых других традиционно православных странах произошли церковные расколы, хотя и по разным причинам. Основной причиной раскола в Русской Церкви стала декларируемая лояльность атеистической советской власти, так называемое «сергианство», а в Греческой, Болгарской и Румынской — переход на новоюлианский календарь, воспринятые некоторыми верующими как отступление от православия. Та часть православного клира и мирян, которая не приняла этих новшеств, стала называть себя истинно-православными христианами (ИПХ), а свои организационные структуры, соответственно, Истинно-Православной церковью, в Греции также используется название «старостильная церковь». Таким образом, само православие веками служило составной частью идеологии российского государства, тесно слившись с государством, а русская православная церковь выполняла «государственную» задачу, оберегая «русскую идею». В наше время союз церкви и государства стал еще более крепким. Государственные лидеры стали аккуратными прихожанами храмов, а церковные лидеры — завсегдатаями парламентов, съездов и других политических мероприятий. 1000-летняя история православия на Руси не изменила ее сути, языческих корней, стремления к политической власти, великодержавных стремлений и т. д. На заре Руси православие сыграло огромную положительную роль в деле объединения славянских племен, явившись стержнем этого объединения. Православие послужило просвещению народа. В средние века желание читать Библию побуждало народ изучать древние языки. Во времена Сергия Радонежского было введено обязательное изучение древнегреческого и древнееврейского языков в начальных школах. Православие способствовало открытию учебных заведений с высоким уровнем образования, в частности Киево-Могилянской Академии. Православие способствовало духовному и культурному развитию некогда языческой Руси. Православие оказало огромное влияние при преодолении междоусобиц и объединении князей для свержения татаро-монгольского ига. Православная вера открыла многим путь к Богу, к Библии, к вечным принципам Евангелия.
Заключение Основными чертами христианской религии являются: 1. спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица) 2. понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь); 1. учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать; 4. учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный») 5. учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. 6. одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»); 7. благовещение; 8. учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире 9.учение о Богочеловеке — воплотившемся и в очеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий). Из вышеназванных черт христианской религии видно, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства. Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны: Существенная метафизичность её содержания Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.
Рекомендуемая литература Основная: 1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с. 2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с. Дополнительная: 1. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., Т. 1-4; То же (репринт). М., 2004. 2. Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. 3. Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 5. 4. Донини Амброджо. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. — М., 1979. — 341 с. 5. Зелинский Ф. Ф., Мелиоранский Б. М. Христианство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 6. Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994. 7. Сергий О. (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с. 8. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1987; М., 1988; М., 1989 9. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М., 2003. 10. Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2008. 11. Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете. — М.: АСТ, 2007. — 650 с.
|