Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Р.Арон. О ТОТАЛИТАРИЗМЕ *1965
…Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять его основных признаков: 1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность. 2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины. 3. Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации — радио, телевидением, печатью. 4. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток официальная истина. 5. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический. Определяя тоталитаризм, можно, разумеется, считать главным исключительное положение партии, или огосударствливание хозяйственной деятельности, или идеологический террор. Но само явление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены. Все пять перечисленных признаков были взаимосвязаны в 1934—1938 годах; так же обстояло дело и 1948 — 1952годах. Понятно, каким образом осуществлялась взаимосвязь. В советском режиме исключительное положение партии и идеологии связано с самой сутью большевизма, его революционной устремленностью. Централизация средств силового воздействия и средств убеждения связана с идеей исключительного положения партии в государстве. Огосударствление хозяйственной деятельности есть прямое выражение коммунистического учения. Связи между перечисленными признаками легко видны. Что касается завершения — идеологического террора, он становится логичным как раз благодаря исключительному положению партии, идеологии, средств убеждения и огосударствлению видов индивидуальной деятельности. Было бы неправомерным отождествлять понятность и необходимость такого сочетания. Эти признаки объединены, однако их связь еще не обязательно постоянна, а режим с партией, монополизировавшей власть, не всегда приводит к крайней разновидности террора... ...Однопартийный режим в фашистской Италии никогда не отличался избыточной идеологичностью и тоталитарностью, которые могли бы сравниться с великой чисткой вСССР и крайностями гитлеризма последних лет. Когда применительно к обоим случаям говорят о тоталитаризме, то главным явлением, первопричиной оказывается, на мой взгляд, сама революционная партия. Режимы стали тоталитарными не в силу какого-то постепенного развития, а на основе первоначального стремления коренным образом преобразовать существующий порядок в соответствии со своей идеологией. У революционных партий есть общие черты, которые приводят к тоталитаризму, — масштабность устремлений, радикальность позиции и выбор самых крайних средств.
Зигмунд Бауман (р. в 1925 г.) – видный польский и британский социолог и политолог. Во время Второй мировой войны он участвовал в боевых действиях против фашистской Германии в составе Войска Польского, сформированного в СССР. После войны получил социологическое образование в Польше, вел на родине активную исследовательскую и преподавательскую деятельность. Постепенно перешел на диссидентские позиции и в конце 60-х годов эмигрировал в Великобританию. Продолжил изучение социологии в университетах Англии и США, стал профессором, затем почетным профессором университета г. Лидса. З.Бауман - автор около 25 книг по широкому спектру социальных проблем современности. Назовем среди них: Between Class and Elite, 1972; Hermeneutics and Social Sciences, 1978; Legislators and Interpreters, 1987; Modernity and Ambivalence, 1991; Postmodernity and Its Discontents, 1997; Work, Consumerism and the New Poor, 1998; Liquid Modernity, 2000. В хрестоматийной серии “Blackwell Readers” вышел отдельный том работ З.Баумана: The Bauman Reader. Ed. by P.Beilharz. Malden (Ma), Oxford, Blackwell Publishers, 2001. Одна из последних книг З.Баумана – «Индивидуализированное общество». В нее вошли лекции и очерки, объединенные стремлением автора помочь «все более индивидуализированным индивидам» расширить пространство, в котором они обсуждают смыслы и цели своей жизни. Главный способ решения этой высокой задачи видит в том, чтобы артикулировать жизненные истории, выявить смыслы этих историй и предложить их вниманию читателей. Книга З.Баумана состоит из трех частей: «Как мы живем»; «Как мы думаем»; «Как мы действуем». Ниже приведен параграф третьей главы из первой части книги. Еще один фрагмент из этой же части помещен в пятом разделе Хрестоматии.
|