Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. К. Лепахин, В. П. Фисенко, В. В. Чельцов, А. В. Астахова
Кафедра общей и клинической фармакологии Университета дружбы народов Исторические предпосылки создания и основные положения международных правил клинических испытаний Одним из наиболее важных и ответственных этапов в процессе исследования и экспертной оценки новых фармакологических средств являются клинические испытания. Фактически от методологии и качества их проведения зависит, насколько эффективные и безопасные новые препараты будут разрешены для применения в медицинской практике и насколько качественные лекарства получит население. Кроме того, изучение эффективности и переносимости потенциальных лекарственных препаратов с участием в качестве субъекта исследования человека требует обеспечения безопасности и защиты прав и здоровья больных или здоровых участников исследований. В связи с этим во многих развитых странах в течение последних лет интенсивно разрабатываются как вопросы совершенствования методологии клинических испытаний, так и связанные с ними этические, юридические и организационные проблемы. Эти вопросы нашли свое отражение в законодательствах по лекарственным средствам и в соответствующих требованиях и рекомендациях национальных органов здравоохранения США, Великобритании, Германии и других развитых стран. В 1974 г. Комитет экспертов ВОЗ разработал рекомендации по оценке новых лекарственных средств, которые были опубликованы в 1975 г. в серии технических докладов ВОЗ. За последние годы значительно активизировалось международное сотрудничество в этой области. В июле 1991 г. Европейское сообщество приняло международный стандарт по проведению клинических испытаний в качестве обязательного требования для стран, входящих в сообщество. В том же году в Брюсселе была проведена 1-я Международная конференция по гармонизации, на которой страны Европейского сообщества США и Япония договорились согласовать и принять унифицированные требования и методологию проведения испытаний новых фармакологических средств. В июне 1992 г. группа экспертов ВОЗ по оценке лекарственных средств разработала руководящие материалы по правилам клинических испытаний. Следует заметить, что если существовавшие в СССР и имеющиеся в настоящее время в России и других странах СНГ научные и методологические аспекты клинических испытаний не отличаются значительно от таковых в развитых странах, то требования к организационным сторонам клинических испытаний имеют существенные различия. В основном эти различия касаются регламентации и документирования всех разделов клинических испытаний, а также защиты здоровья и прав людей, принимающих участие в испытаниях. Во многих странах основные аспекты, связанные с исследованием, регистрацией и использованием лекарственных средств, строго регламентированы и внесены в законодательство в качестве закона о лекарствах. В настоящее время в России впервые разрабатывается подробный закон о лекарствах, и целесообразно включение в него (естественно, с адаптацией к имеющимся условиям) основных положений законодательств стран с развитой фармацевтической промышленностью. Это будет способствовать не только совершенствованию системы оценки и регистрации лекарств в нашей стране, но и международному научно-техническому и экономическому сотрудничеству в этой области. В настоящее время правительством и Минздравом России принят курс на сближение отечественной системы апробации новых лекарственных средств с порядком, принятым в развитых странах. Это нашло отражение в принятом в мае 1992 г. 45-й Ассамблеей ВОЗ документе, призывающем страны-участницы к внедрению международно признанных стандартов в практику испытания и регистрации фармацевтических и биологических препаратов. Для того чтобы лучше понять различия в организации клинических испытаний в России и в странах с развитой фармацевтической промышленностью, необходимо представить основные особенности системы оценки и регистрации новых фармакологических средств, существовавшей в СССР и унаследованной Россией. Отличительными чертами организации клинических испытаний в СССР являлись следующие. ― Ограничение участия в этом процессе разработчиков новых препаратов (фармацевтических фирм или научно-исследовательских институтов). Финансирование клинических испытаний (включая оплату наработки образцов испытуемых препаратов, участие в испытаниях исследователей и субъектов испытания) осуществлялось Минздравом. В связи с этим отсутствовало понятие " спонсор". Главную роль в организации клинических испытаний, кроме Минздрава, играл его экспертный совет — Фармакологический комитет, который не только давал разрешение на проведение испытаний, но и назначал клиники для их проведения. В некоторых случаях разработчики препаратов даже не знали, в каких лечебных учреждениях проводились клинические испытания предложенных ими препаратов. Отчеты о клинических испытаниях исследователи направляли в Фармакологический комитет. Фармацевтические фирмы получали только сообщение о том, что заключение по результатам испытаний было положительным или отрицательным. Как правило, отчеты имели обобщающий характер. Индивидуальные регистрационные карты участников исследования не представлялись. — Клинические испытания проводились не по протоколам или программам, разработанным для конкретного испытуемого препарата, а по общим инструкциям и в соответствии с методическими рекомендациями по испытаниям различных групп препаратов. Эти методические рекомендации разрабатывались ведущими специалистами по заказу Минздрава, одобрялись Фармакологическим комитетом и утверждались Минздравом. — Клинические испытания могли проводиться только в тех лечебных учреждениях, которые были включены в список клинических баз Фармакологического комитета. Представления данных об исследователях не требовалось. За качество и сроки проведения клинических испытаний отвечал руководитель учреждения, в котором эти исследования проводились. — Независимая проверка и государственная инспекция хода и результатов клинических испытаний, включая контроль первоисточников, не проводились. — Включение больных в группу участников исследования или контрольную группу проводилось на основании решения комиссии в составе лечащего врача, руководителя испытания и руководителя отделения лечебного учреждения. Как правило, информированного согласия больного не требовалось. Ответственность за здоровье больного — участника исследований брала на себя указанная комиссия. — Этических комитетов в лечебных учреждениях не было. Роль центрального этического комитета выполнял Фармакологический комитет. — Здоровые добровольцы в клинических испытаниях, как правило, участия не принимали. — Практически вся работа по организации и проведению клинических испытаний проводилась на общественных началах без специальной оплаты. Необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие жесткого контроля со стороны фирм и государственных органов здравоохранения, в большинстве случаев клинические испытания новых фармацевтических средств проходили на высоком научном уровне. Традиции российских медицинских школ во главе с известными учеными, предъявлявшими высокие моральные, деонтологические и профессиональные требования к себе и своим сотрудникам, позволяли относиться с большим доверием к результатам проводимых ими клинических испытаний. Однако в настоящее время для регистрации и разрешения применения в медицинской практике нового фармакологического препарата обеспечение высокого научного уровня и мнение даже самого авторитетного ученого недостаточны. Необходимо соблюдение ряда обязательных правил клинических испытаний, обеспечивающих возможность проверки достоверности данных, а также защиту здоровья и интересов принимающих участие в испытании пациентов. В большинстве развитых стран разработаны и приняты унифицированные международные требования, которые представлены в виде письменного свода правил с указанием всех аспектов организации и проведения клинических испытаний, а также конкретных обязанностей сторон, участвующих в испытаниях. Принятие регламентирующих документов, соответствующих международным стандартам в этой области, Минздравом РФ не только повысит качество клинических испытаний в России, но и даст возможность российским специалистам участвовать в осуществлении многоцентровых программ, интефироваться в международное сотрудничество в этой области и в конечном итоге значительно ускорить получение нашей страной новых эффективных и безопасных лекарственных препаратов. В связи с этим чрезвычайно важно и актуально не только принятие соответствующих регламентирующих документов, но и предоставление российским специалистам информации об унифицированных международных рекомендациях и требованиях, касающихся одного из наиболее важных этапов исследования новых лекарственных средств — клинических испытаний. В настоящей серии статей на основании анализа рекомендаций ВОЗ, директивных документов Комиссии Европейского сообщества, национальных требований США, Великобритании, Германии, Франции и ряда других стран, а также рекомендаций Международной конференции по гармонизации будут представлены основные принципы и требования к организации и проведению клинических испытаний. Эти правила получили название Good Clinical Practice. Что такое Good Clinical Practice? Термин " Good Clinical Practice" является условным, принятым исторически, и ни в английском языке, ни в дословном русском переводе (" хорошая клиническая практика") не отражает существа обозначаемых им правил клинических испытаний. Впервые этот термин был введен в США Управлением по пищевым и лекарственным средствам (FDA) для обозначения официальных требований к проведению клинических испытаний. Затем Ассоциация британской фармацевтической промышленности для тех же целей стала применять термин " хорошая практика клинических исследований", а Скандинавский медицинский совет предложил более точный термин " хорошая практика клинических испытаний". Однако в последних рекомендациях ВОЗ предложено оставить название " Good Clinical Practice" (GCР), так как этот термин, несмотря на его неточность, уже получил очень широкое распространение, а работающие в этой области специалисты к нему привыкли и понимают, что он обозначает. В переводах подобных документов на русский зык можно встретить варианты " качественная", добротная" или " надлежащая" практика. Вероятно, нет необходимости в дословном переводе этого термина и следует употреблять выражение " правила клинических испытаний". Так что же включает в себя понятие " правила клинических испытаний"? Комитет по лекарственным средствам Европейского сообщества дает следующее определение: " Правила клинических испытаний — это стандарты, по которым клинические испытания планируются, проводятся и сообщаются с тем, чтобы общественность могла быть уверена в том, что представленные данные достоверны и что права, здоровье и конфиденциальность данных о больных защищены". По определению FDA (США), " Правила клинических испытаний — это концепция, принятая для обеспечения интересов всех участников клинических испытаний (больных или здоровых испытуемых, исследователей, разработчиков новых препаратов и общества) для того, чтобы подчеркнуть, что клинические испытания не только спланированы согласно высоким научным и этическим стандартам, но и тщательно проведены, документированы и представлены в соответствии с заранее установленными критериями, детально описанными в протоколе испытания". Из приведенных определений видно, что " правила клинических испытаний" не столько отражают методологию испытаний, сколько направлены на обеспечение достоверности получаемых и сообщаемых данных и защиту прав принимавших участие в испытании людей. В отличие от программ или протоколов клинических испытаний, которые могут значительно различаться в зависимости от группы препаратов, целей исследований и т. д., в правилах отражены основные принципы, общие положения, соблюдение которых обязательно для любого клинического исследования. Таким образом, " Правила клинических испытаний" могут быть определены как свод требований по их организации, которые гарантируют правильность и достоверность регистрируемых данных и надежную защиту прав субъектов испытания. Основные положения GСР включают в себя юридические и этические принципы проведения клинических испытаний, обязанности и ответственность спонсора, исследователя, контролирующих организаций и этических комитетов, а также права физических лиц, принимающих участие в этих исследованиях. Поскольку практически все развитые страны в настоящее время приняли международные стандарты, рекомендованные Международной конференцией по гармонизации, целесообразно принятие в России именно этих правил клинических испытаний, а не изобретение каких-либо своих, особенных нормативов. Одним из основных принципов международных стандартов проведения клинических испытаний (GСР) является обеспечение зашиты прав и безопасности человека, который служит субъектом исследования. Значимость этого положения подчеркивается в §1 принятых правил, где указывается, что клинические испытания должны проводиться в соответствии с этическими принципами, заложенными в Хельсинской декларации. Указанный документ, принятый 18-й Всемирной медицинской ассамблеей (ВМА) в 1964 г. и дополненный в 1975, 1983 гг. на последующих заседаниях ВМА, содержит " Рекомендации для врачей, занимающихся биомедицинскими исследованиями с участием людей". Основной принцип декларации выражен словами: " Здоровье моего больного является предметом моей главной заботы". Международный кодекс медицинской этики гласит: " Врач должен действовать только в интересах больного, если в процессе лечения возможно ухудшение его физического или психического состояния". Изложенные в Декларации ВМА правила и принципы являются рекомендациями врачам всего мира и не освобождают их от уголовной, гражданской и этической ответственности в соответствии с законами своей страны. Впервые основные этические принципы проведения клинических испытаний на людях законодательно приняты в 1993 г. в " Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в которых ст. 43 " Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований" содержит положения, посвященные получению информированного согласия пациента на участие в биомедицинском исследовании и его праву отказаться от участия в исследовании на любом этапе. В принятом Государственной Думой и одобренной Советом Федерации РФ в июне 1997 г. Федеральном законе " О лекарственных средствах" глава IX " Разработка, доклинические и клинические исследования, лекарственных средств" имеет ст. 39, указывающую на необходимость положительного заключения Комитета по этике для разрешения проведения клинических испытаний. Ст. 42 " Закона о лекарствах" полностью посвящена правам пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных средств. Необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие в России до недавнего времени официальных документов по этическим проблемам клинических испытаний, биомедицинские исследования на людях в нашей стране в подавляющем большинстве проводились с соблюдением основных этических принципов, принятых мировым сообществом. Это связано с традициями российских медицинских школ, которые всегда предъявляли высокие моральные, деонтологические и профессиональные требования к врачу и его отношению к больному. Наши ведущие заслуженные ученые Б. В. Петровский, Ф. И. Комаров, Ю. Е. Вельтищев, В. А. Таболин и др. уделяли особое внимание вопросам медицинской этики и опубликовали ряд блестящих работ по этой теме. В 1996 г. при Российской медицинской ассоциации совместно с Минздравом РФ был создан Национальный этический комитет во главе с акад. РАМН Ф. И. Комаровым. Этот комитет уполномочен заниматься всеми этическими вопросами медицинской деятельности, включая клинические испытания новых фармакологических средств. В мае 1997 г. 2-й (XVIII) Пироговский съезд врачей принял Этический кодекс врача, который содержит и специальные положения, посвященные клиническим испытаниям. В настоящее время чрезвычайно важно и актуально внедрение в практику клинических испытаний в России как уже утвержденных в нашей стране юридических положений, так и рекомендаций, правил и принципов, принятых Международным сообществом. В связи с этим в предлагаемой статье будут подробно представлены этические вопросы, касающиеся проведения клинических испытаний.
|