Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Факультет журналистики






Факультет журналистики

Жилякова Н.В.

РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

XVIII - XIX В.

Хрестоматия

Томск


 

 

УДК 070

ББК 76.01

Ж 72

 

Рецензенты:

Г.С. Криницкая, профессор НИУВПО «Томский государственный университет»

П.П. Каминский, доцент НИУВПО «Томский государственный университет»

 

Жилякова, Наталия Вениаминовна

Русская журналистика XVIII - XIX в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика» / Н.В. Жилякова. – Томск: Учебно-производственная типография ФЖ ТГУ, 2011. – 200 с.

 

 

В хрестоматии представлены журналистские и публицистические тексты из ведущих российских газет и журналов XVII-XIX веков, знакомство с которыми расширяет профессиональный кругозор будущих журналистов, способствует углублению знаний о русской журналистике прошлых веков. Предназначена для студентов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика».

 

УДК 070

ББК 76.01

 

(с) Жилякова Н.В.

(с) Томский государственный университет

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………….5

 

 

Часть 1. План семинарского занятия……………………………………………………………..6

«Ведомости» от 2 января 1703 года.………………………………………………….…7

«Ведомости» от 20 июля 1708 года……………………………………………………...7

Письмо Петра I о Полтавской битве.…………………………………………………….7

Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов.…………………..8

Сумароков А.П. Сон. Счастливое общество……………………………………….9

 

 

Часть 2. План семинарского занятия………………………………………………………………11

«Всякая всячина»: Поздравление с Новым годом…………………………………….12

В прошедший мясоед………………………………………………12

Я весьма веселого нрава…………………………………………...12

Приложенная роспись...……………………………………………13

Сказка о мужичке…………………………………………………...13

Некогда читал некто некоторую повесть………………………...14

Новиков Н.И. Некогда читал некто………………………………………………..15

Рецепт для господина Безрассуда…………………………………15

Копии с отписок……………………………………………………..16

Отрывок из путешествия в *** И*** Т***……………………….18

Письмо уездного дворянина………………………………………..20

Державин Г.Р. Фелица……………………………………………………………......21

Фонвизин Д.И. Вопросы сочинителю былей и небылиц и Ответы Екатерины II..23

Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества…………………………….24

 

 

Часть 3. План семинарского занятия…………………………………………………………………28

Куницын А.П. Замечания на нынешнюю войну…………………………………….29

Рылеев К.Ф. Несколько мыслей о поэзии………………………………………….29

К временщику…………………………………………………………31

Бестужев А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года…32

Муравьев Н.М. Любопытный разговор………………………………………………….37

 

 

Часть 4. План семинарского занятия……………………………………………………………………39

Пушкин А.С. О журнальной критике…………………………………………………40

О записках Видока……………………………………………………..40

Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов.41

Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем…………………44

От редакции………………………………………………………………45

Гоголь Н.В. О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году……………45

 

 

Часть 5. План семинарского занятия…………………………………………………………………..52

Белинский В.Г. Ничто о ничем………………………………………………………….53

Взгляд на русскую литературу 1846 года……………………………55

Письмо к Гоголю……………………………………………………….60

Герцен А.И. Путевые записки г. Ведрина…………………………………………..64

«Москвитянин» и вселенная……………………………………………65

Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси…..68

 

 

Часть 6. План семинарского занятия………………………………………………………………....69

Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous…………………………………………70

Не начало ли перемены? ………………………………………………..71

Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года…………………………………73

Что такое обломовщина? ……………………………………………….75

Писарев Д.И. Московские мыслители…………………………………………………78

Пчелы……………………………………………………………………80

Салтыков-Щедрин М.Е. Дневник провинциала в Петербурге…………………………………81

За рубежом……………………………………………………………….87

Письма к тетеньке……………………………………………………..93

Материалы сотрудников «Искры»:

Курочкин В.С. Проницательные читатели…………………………………………96

Елисеев Г.З. Хроника прогресса………………………………………………….96

Козьма Прутков Плоды раздумья……………………………………………………97

 

 

Источники текстов…………………………………………………………………………………….98


ВВЕДЕНИЕ

Курс «История русской журналистики XVIII-начала XX вв.» является частью программы профессиональной подготовки журналистов. Его задача - познакомить студентов факультета журналистики с историей развития журналистики как профессии, становления ее как социального института.

Особенностью отечественной журналистики была ее теснейшая связь с русским литературным и литературно-критическим процессом. В журналах и газетах принимали участие крупнейшие русские писатели и поэты, литературные критики – А.П. Сумароков, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский и многие другие; на страницах периодических изданий публиковались многочисленные художественные произведения. В связи с запретом обсуждать в прессе вопросы внутренней российской политики в начале XIX века на первый план выдвинулась литературная критика, которая и взяла на себя функцию формирования общественного мнения. Литературная полемика являлась отражением политической общественной борьбы. Только во второй половине XIX века начинается процесс дифференциации журналистики, литературы и литературной критики, появляется возможность гласного обсуждения насущных проблем российской жизни в публицистике. Эти этапы развития журналистики рассматриваются на примере ведущих периодических изданий, газет, журналов, альманахов.

Изучение русской периодической печати невозможно без обращения к российской истории. Реформаторская деятельность Петра I, царствование Екатерины Великой, Отечественная война 1812 года, декабристское движение, крестьянская реформа 1860-х годов, «хождение в народ» в 1870-х годах – эти и другие события российской жизни отражались на страницах периодических изданий, и, в свою очередь, влияли на становление журналистики как социального института. Студенты должны разбираться в течениях общественной мысли, знать политические реалии русской жизни XVIII-XIX веков.

Студенты, изучающие русскую журналистику, обязательно должны прочитать все тексты, о которых идет речь в лекциях. Не говоря уже о том, что журналистика – это и есть опубликованные в периодической печати произведения, и изучать ее необходимо по первоисточникам, а не в пересказе, стоит заметить, что знакомство будущего публициста с творчеством предшественников позволяет расширить кругозор, познакомиться с методами, приемами, стилем журналистов прошлого.

В учебном плане бакалавров предусмотрена семинарские занятия по изучаемому курсу, которые контролируют глубину освоения конкретной темы курса; оценивают умение самостоятельно анализировать наряду с учебной и дополнительную литературу по теме, соотносить полученные знания с изучением практики функционирования СМИ; оценивают навыки публичного выступления, способности аргументировано отвечать на вопросы, полемизировать с коллегами.

Важной частью работы на семинарах является анализ текстов. Хрестоматия призвана помочь студентам лучше подготовиться к семинарам, поскольку в ней представлен необходимый минимум текстов, с которыми должен ознакомиться студент. Материалы в ней распределены в соответствии с планами семинарских занятий, соответствуют учебному плану бакалавриата.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал