Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СОПрОВОЖуК НИЯ. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В целом для заикающихся детей 4—7 лет показательна не-сформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Среди них малочисленны объединения по игровым интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений. Поскольку у них имеются трудности в усвоении различных форм общественного поведения, поскольку в их среде не проявляется соответствующая возрасту игровая активность. Исследование игровой активности заикающегося ребенка проводится в динамике как логопедом, так и воспитателем. Выясняются, помимо этого, особенности игр детей в домашних условиях. И если в начале коррек-ционного воспитания логопед определяет принадлежность каждого ребенка к одной из четырех клинических групп, то в результате динамического психолого-педагогического исследования он устанавливает степень игровой активности заикающегося. Клиническая картина заикания уточняется, пополняется, а учет степени игровой активности позволяет логопеду целенаправленно создавать устойчивые играющие коллективы заикающихся детей. В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка определяется его принадлежность к одной из следующих групп: Группа А — дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры. Группа Б — дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила. Группа В — дети принимают тему ифы и роль от товарищей, активно со всеми готовят ифовое место, по ходу ифы высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила ифы дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от ифающих товарищей. Группа Г — дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников ифы или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом ифающих согласовывают только совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность. Группа Д — дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят ифовое место и в ходе ифы выполняют действия и правила, предложенные ифа-ющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей. Логопед, целенаправленно используя игровую деятельность, постепенно способствует переходу заикающихся детей из фупп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение заикающихся детей нормализуется успешно уже в начале — середине коррекционно-го курса, особенно у детей II и III клинических фупп. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью ифовой активности и распределяются в фуппы А, Б, В. Именно на них ориентируются логопед и воспитатель при создании устойчивых игровых коллективов. Дети из III и IV клинических фупп имеют низкий уровень ифовой активности, относятся в фуппы Г, Д. Они требуют длительного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их ифовой деятельности, но не всегда успешно осуществляется их продвижение, и не все дети из III и IV фупп достигают высокой степени ифовой активности. Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных иф, составляющих методику игровой деятельности.
|