Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соборное уложение царя Василия Шуйского 9 марта 1607 г. о крестьянах и холопах






Лета 7115-го марта в 9 день[15] государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иермогеном патриархом, со всем освясченным собором и с своим царским сигклитом, слушав доклада Поместной избы бояр и диаков, что де переходом крестьян причинились великиа кромолы, ябеды и насилия немочным от сильных, чего де при царе Иване Василиевиче не было, потому что крестьяне выход имели волный; а царь Федор Ивановичь, по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян где было, книги учинил, и после от того началися многие вражды, кромолы и тяжи [суды]. Царь Борис Федоровичь, видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како по тому суды вершити. И ныне чинятся в том великие разпри и насилиа, многим разорения и убивства смертные, и многие разбои, и по путем граблениа содеяшася и содеваются.

Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселенским соборам и по правилом святых отец.

Которые крестьяне от сего числа пред сим за 15 лет в книгах 101-го году[16] положены, и тем быть за теми, за кем писаны; а буде те крестьяне вышли за кого иного, и в том есть на крестьян тех или на тех, кто их держит, челобитья, и те дела не вершены, или кто сентебря по 1-е число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавати по тем книгам, с женами и детми и со всеми их животы, тем, за кем они писаны, до сроку Рождества Христова 116 году[17] без пожилаго, а не отдаст кто на тот срок, ино на нем брати за приим и пожилое по сему уложению, а не было о которых крестьянех челобитья по сесь день и сентебря по 1-е не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книги за тем, за кем они ныне живут, и впредь за пятнатцать лет о крестьянех суда не давати и крестьян не вывозите [не возврасчать].

А буде которые отныне, из-за кого вышед, переидут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет противо сего нашего сборнаго уложениа, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьянина пожитки [туда], откуду он перебежал; а двор если тот крестьянин строил, заплатите чего судит, а двора не возити; да с него же на царя государя за то, что принял противно уложениа, доправити десять рублев: не принимай чужаго; да с него же за пожилое тому, чей крестьянин за двор за всякой год по три рубли, и за холостаго тоже на год по три рубли.

А придет к кому крестьянин нанятся в работу на лето или на зиму или на весь год, а не семьею, и кто наимет не боле года, в том не винити за прием и пожилаго не правите, потому что государь его сведом, где он живет.

А побежит женка или вдова ли девка в чужую отчину и выдет замуж, итого крестьянина, который женится на чюжей женке, отдати тому, чья женка, со всеми его животы и з детми, кои от тоя беглыя родились; а буде у того крестьянина дети есть от первой жены, и до тех дела нет: с мачихою не отдавать, а буде они малы, то пустити с отцом, доколе коему минет от рода 15 лет.

А которые люди держат рабу до осмнатцати лет девку, а вдову молоду после мужа более дву лет, а парня холостаго за 20 лет, а не женят и воли им не дают, и той вдове, или девке, или парню идти к казначею, а казначею, опытав о том, и доведут, что им те лета минули, а государь их не женит, ино тем дати отпускные в Москве казначею, а в иных городех наместником и судиам; а будет государь их бити челом о краже или сносе, и ему в том отказати и суда не давати: не держи не жанатых над закон божий и правила святых отец, да не умножится блуд и скверно деяние в людех.

А которые после сего уложениа крестьяне, или холоп, или раба побежит от своего государя и придет к иному, государю искати своего холопа и рабу и крестьянина в пятнатцати летех [от побега], а за пятнатцать лет не искати и суда не давати.

А в городех наместником, и воеводам и судиам, и диаком, и всяким приказным людем наведыватися во всем их в езде [уезде или ведомстве] чрез старост и сотников и свясчеников, нет ли где пришлых вновь, и где ему скажут, и ему оных брати и спрашивати накрепко: чей он, и откуда и когда бежал, и где сколко жил, и не подговорил ли его кто, и буде скажет кто его подговорил и доведет на него [уличит] и того подговоршика казнити торгового казнию и взять с него порука, что ему отвести того беглаго к его государю; да с него же в казну взяти пени десять рублев, а с приимшиков, со всякого, кто его принимал и более седми дней держал, доправити в казну по десять рублев, за двор и за одинакого мужика, а за бабу и за девку по три рубли за прием.

А примут чьего холопа, или крестьянина, или женку в царевы и великаго князя села или волости, или в черные волости, или в патриарши и святителские и монастырские села, ино за прием имати на волостелех [на прикасчиках] и на старосте, кто ту волость тогда ведал [управлял] и пришлаго принял; а пожилые и за дворы имати на тех селех и волостях, а в городех на всех посадских по сему уложению.

А которой наместник, или судиа или диак и иной приказной человек о пришлых в его в езде проведывать, а сыскивать, и допрашивать не будет и за прием в денгах полготит [не взысчет], а доведут на него в том, и с него те денги доправити вдвое и от дела отбросити, и впредь ему ни у какова государева дела не быти.

Смирнов, И. И. Восстание Болотникова. 1606—1607. М.: Госполитиздат, 1951. Приложение II. – С. 535—537.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал