Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфуций
«БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ»* Конфуций (552 - 479) – китайский философ, историк и государственный деятель. Основатель китайской государственной религии – конфуцианства. Развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. В 1503 г. причислен к лику святых.
· «Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь Вы сами?!» Глава 2. Правитель 3. Учитель сказал: - Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.
Глава 12. Янь Юань 7. Цзыгун спросил о том, в чем состоит управление государством. Учитель ответил: - Это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа. - А что из названного можно первым исключить в случае необходимости? – спросил Цзыгун. - Можно исключить оружие. - А что из остающегося можно первым исключить в случае необходимости? – снова спросил Цзыгун. - Можно исключить еду. Смерть издревле никто не может избежать. Когда ж народ не верит, то не устоять. 9. Князь Скорбной Памяти спросил Ю Жо: - Как быть? Нынешний год неурожайный, и на покрытие расходов не хватает средств. Ю Жо ответил: - А почему бы не взимать налог в размере лишь одной десятой части. - Я сейчас взимаю две десятых, и мне их не хватает. Как же я обойдусь одной десятой? – возразил князь. Ю Жо сказал: - Как может Вам недоставать, когда будет хватать народу? Как может Вам хватать, когда народу не хватает? 11. Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын. 17. Благодетельный из Младших спросил Конфуция о том, в чем заключается правление. Конфуций ответил: - Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь Вы сами?! 19. Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил: - Что, если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь? Конфуций ответил: - В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель – ветер, у малых же людей она – трава; склоняется трава вслед ветру. 20. Цзычжан спросил: - Каким должен быть ученый муж, который мог бы называться выдающимся? - А что, по-твоему, значит “выдающийся”? – спросил Учитель. - Всегда быть прославляемым в стране, всегда быть прославляемым в семействе, – ответил Цзычжан. Учитель возразил: - Это прославленный, а не выдающийся. А выдающийся бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят, и изучает выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других. Он непременно будет выдающимся в стране и выдающимся в семействе. Кого же прославляют, тот внешне проявляет человечность, а поступает вопреки ей, и так живет, не ведая сомнений. Вот он и будет непременно прославляемым в стране и прославляемым в семействе. Глава 13. Цзылу 2. Чжунгун стал управляющим у Младших и спросил о том, что значит быть правителем. Учитель ответил: - Будь примером для своих подданных, не вини за малые проступки, выдвигай достойных и способных. 3. Цзылу сказал: - Вэйский государь ждет Вас для дел правления. С чего Вы начнете? Учитель ответил: - Нужно исправить имена. - Вы так считаете? – возразил Цзылу, - это слишком заумно. Зачем их исправлять? Учитель ответил: - Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверное, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование, коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому все, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности. 12. Учитель сказал: - Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение. 13. Учитель говорил: - Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других? 17. Когда Цзыся стал управителем Цюйфу, он спросил о том, как должен действовать правитель. Учитель ответил: - Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь – и не добьешься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого. 20. Цзыгун спросил: - Каким надо быть, чтобы могли назвать ученым мужем? Учитель ответил: - Ученым может называться человек, стыдливый в своем поведении, способный с честью выполнить приказ правителя во время миссии в чужом краю. - Осмелюсь узнать, каков следующий за этим? - Названный в роду почтительным к родителям, названный в деревне чтящим старших. - Осмелюсь узнать, каков следующий за этим? - Им будет, несомненно, малый человек. Чьи речи всегда искренни, а действия решительны. Он ограничен и упрям, но его тоже можно считать “следующим”. - А каковы те, кто в наши дни занят правлением? - А… мелкие людишки! Они не могут идти в счет!
Глава 16. Младший - …При соразмерности нет бедности; когда царит гармония, нет недостатка в людях; где утверждается благополучие, там не бывает потрясений. Так-то вот. Поэтому, коль непокорны жители далеких местностей, их привлекают тем, что совершенствуют образование и нравственность; когда же привлекают, то делают их жизнь благополучной. И вот вы оба, Ю и Цю, хотя и ходите в помощниках у господина, но жители далеких местностей ему не покоряются, и он не может их привлечь; в стране раздоры и разброд, а он не может ее уберечь, да еще замышляет выступить с оружием внутри страны. Младшим Суням, боюсь, надо опасаться не владения Чжуаньюй, а самих себя.
Глава 17. Ян Хо 18. …Плохо, когда фиолетовый цвет затмевает ярко-красный; плохо, когда мелодии удела Чжэн портят возвышенную музыку; плохо, когда краснобаи губят государство. __________
ШАН ЯН «КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН»* Шан Ян, настоящее имя Гунсунь Ян (390-338 до н. э.) – один из основоположников легистской школы (Фацзя). В 361 до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через несколько лет стал его главным советником. В 359-348 провёл серию реформ, способствовавших укреплению центральной власти; был пожалован должностью правителя области Шан. Его реформы вызвали недовольство наследственной аристократии, по настоянию которой Шан Ян был казнён. После объединения Китая царством Цинь в 221 до н. э. ряд административных и земельных реформ Шан Яна были распространены на всю страну.
· «Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель»
|