Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфуций






«БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ»*

Конфуций (552 - 479) – китайский философ, историк и государственный деятель. Основатель китайской государственной религии – конфуцианства. Развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. В 1503 г. причислен к лику святых.

 

· «Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь Вы сами?!»

Глава 2. Правитель

3. Учитель сказал:

- Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

 

Глава 12. Янь Юань

7. Цзыгун спросил о том, в чем состоит управление государством. Учитель ответил:

- Это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа.

- А что из названного можно первым исключить в случае необходимости? – спросил Цзыгун.

- Можно исключить оружие.

- А что из остающегося можно первым исключить в случае необходимости? – снова спросил Цзыгун.

- Можно исключить еду. Смерть издревле никто не может избежать. Когда ж народ не верит, то не устоять.

9. Князь Скорбной Памяти спросил Ю Жо:

- Как быть? Нынешний год неурожайный, и на покрытие расходов не хватает средств.

Ю Жо ответил:

- А почему бы не взимать налог в размере лишь одной десятой части.

- Я сейчас взимаю две десятых, и мне их не хватает. Как же я обойдусь одной десятой? – возразил князь.

Ю Жо сказал:

- Как может Вам недоставать, когда будет хватать народу? Как может Вам хватать, когда народу не хватает?

11. Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил:

- Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын.

17. Благодетельный из Младших спросил Конфуция о том, в чем заключается правление.

Конфуций ответил:

- Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь Вы сами?!

19. Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил:

- Что, если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?

Конфуций ответил:

- В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель – ветер, у малых же людей она – трава; склоняется трава вслед ветру.

20. Цзычжан спросил:

- Каким должен быть ученый муж, который мог бы называться выдающимся?

- А что, по-твоему, значит “выдающийся”? – спросил Учитель.

- Всегда быть прославляемым в стране, всегда быть прославляемым в семействе, – ответил Цзычжан. Учитель возразил:

- Это прославленный, а не выдающийся. А выдающийся бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят, и изучает выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других. Он непременно будет выдающимся в стране и выдающимся в семействе. Кого же прославляют, тот внешне проявляет человечность, а поступает вопреки ей, и так живет, не ведая сомнений. Вот он и будет непременно прославляемым в стране и прославляемым в семействе.

Глава 13. Цзылу

2. Чжунгун стал управляющим у Младших и спросил о том, что значит быть правителем. Учитель ответил:

- Будь примером для своих подданных, не вини за малые проступки, выдвигай достойных и способных.

3. Цзылу сказал:

- Вэйский государь ждет Вас для дел правления. С чего Вы начнете?

Учитель ответил:

- Нужно исправить имена.

- Вы так считаете? – возразил Цзылу, - это слишком заумно. Зачем их исправлять?

Учитель ответил:

- Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверное, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование, коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому все, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности.

12. Учитель сказал:

- Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение.

13. Учитель говорил:

- Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?

17. Когда Цзыся стал управителем Цюйфу, он спросил о том, как должен действовать правитель.

Учитель ответил:

- Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь – и не добьешься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого.

20. Цзыгун спросил:

- Каким надо быть, чтобы могли назвать ученым мужем?

Учитель ответил:

- Ученым может называться человек, стыдливый в своем поведении, способный с честью выполнить приказ правителя во время миссии в чужом краю.

- Осмелюсь узнать, каков следующий за этим?

- Названный в роду почтительным к родителям, названный в деревне чтящим старших.

- Осмелюсь узнать, каков следующий за этим?

- Им будет, несомненно, малый человек. Чьи речи всегда искренни, а действия решительны. Он ограничен и упрям, но его тоже можно считать “следующим”.

- А каковы те, кто в наши дни занят правлением?

- А… мелкие людишки! Они не могут идти в счет!

 

Глава 16. Младший

- …При соразмерности нет бедности; когда царит гармония, нет недостатка в людях; где утверждается благополучие, там не бывает потрясений. Так-то вот. Поэтому, коль непокорны жители далеких местностей, их привлекают тем, что совершенствуют образование и нравственность; когда же привлекают, то делают их жизнь благополучной. И вот вы оба, Ю и Цю, хотя и ходите в помощниках у господина, но жители далеких местностей ему не покоряются, и он не может их привлечь; в стране раздоры и разброд, а он не может ее уберечь, да еще замышляет выступить с оружием внутри страны. Младшим Суням, боюсь, надо опасаться не владения Чжуаньюй, а самих себя.

 

Глава 17. Ян Хо

18. …Плохо, когда фиолетовый цвет затмевает ярко-красный; плохо, когда мелодии удела Чжэн портят возвышенную музыку; плохо, когда краснобаи губят государство.

__________

 

ШАН ЯН

«КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН»*

Шан Ян, настоящее имя Гунсунь Ян (390-338 до н. э.) – один из основоположников легистской школы (Фацзя). В 361 до н. э. поступил на службу к циньскому царю Сяо Гуну и через несколько лет стал его главным советником. В 359-348 провёл серию реформ, способствовавших укреплению центральной власти; был пожалован должностью правителя области Шан. Его реформы вызвали недовольство наследственной аристократии, по настоянию которой Шан Ян был казнён. После объединения Китая царством Цинь в 221 до н. э. ряд административных и земельных реформ Шан Яна были распространены на всю страну.

 

· «Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал