Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Хьелл, Д. Зиглер






НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:

Б.Ф.СКИННЕР1

Все теоретики, чью точку зрения мы уже рассмотрели, интересо­вались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрей­дом, архетипы, постулированные Юнгом, или суперчерты, установленные Айзенком, внимание концентрировалось на состоянии «внутри челове­ка». Конечно, теоретики, подобно Адлеру, Эриксону, Фромму и Хорни, признавали решающую роль культурального, социального, семейного и межличностного влияния на поведение человека. Даже Кеттел отметил, что поведение является результатом комплексного взаимодействия осо­бенностей личности и ситуации. И все же едва ли можно избежать зак­лючения, что для всех этих теоретиков реальное действие происходит под наружной оболочкой. Но, равным образом, значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценно­сти, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит. Именно подходу к личности с позиции научения и посвящена данная глава.

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который чело­век приобрел в течение жизни. Это накопленный набор заученных моде­лей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается от­крытыми2 действиями человека как производными от его жизненного

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 331-332, 335-338.

2 Доступными непосредственному наблюдению. (Примечание переводчика источника.)


216 Тема 14. Развитие личности

опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумы­ваться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разу­ме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а от­нюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздей­ствие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от дру­гих психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непос­редственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом, имплицитно, понять личность), нам нужно только проанализи­ровать функциональные отношения между видимым действием и види­мыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мне­нию многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени1. Данная глава посвящена его точке зрения на оперант-ное научение. <...>


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал