![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В.Б. Ольшанский. Практическая психология для учителей. - С. 217-226
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ Рассказывают, что однажды в Переделкино некий остряк озадачил писателей вопросом: собака, мол, и дом стережет, и утопающих спасает, и наркотики ищет, и границу охраняет, и эскимосов на себе возит, а жизнь у нее собачья. Иное дело - кошка: даже мышей в наше время не ловит, а живет лучше всех. Почему? Писатели несколько растерялись, и только Михаил Михайлович Пришвин бросил афоризм: " Что же, сумела себя поставить" Что и говорить, встречаются иногда некомпетентные педагоги (в своем деле " мышей не ловят"), которые, однако, " умеют себя поставить", используя весьма тривиальные способы манипуляции. " Авторитет подавления" состоит в том, что руководитель демонстрирует свое превосходство в правах и возможностях и держит подчиненных в постоянном страхе за будущее, " авторитет расстояния основывается на искусственных попытках увеличить социальную дистанцию между собой и подчиненными с целью затруднить критику и усилить свою власть (с прежними друзьями переходят на официальный язык, становятся недоступными, " загадочными"); авторитет педантизма" предполагает громоздкую систему условностей и мелочных традиций, причем их соблюдение становится главным во взаимоотношениях; " авторитет резонерства" достигается бесконечными поучениями и назиданиями даже тогда, когда всем ясна суть происшедшего. Преувеличенное, показное внимание к сотрудникам создает " авторитет подкупа или посула" или " авторитет рубахи-парня'. Ложный авторитет не случайно называют еще и " дешевым" Для того чтобы его завоевать, руководителю не нужно прилагать больших нравственных усилий, заниматься моральным совершенствованием. Однако этот авторитет кратковременный. И обязательно настанет момент, когда всем открывается его " истинная цена". Бернард Шоу сказал: " Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат". Сколько бы ни пыжился иной педагог, ни кичился своим званием, люди скоро поймут, чего он стоит. Любая должность авансирует человеку, ее занимающему, определенный уровень уважения. Как сами учителя воспринимают отношение учащихся и их родителей к своей профессии? Вот распределение ответов на один из вопросов анкеты, распространенной в 1990/91 учеб. году среди семисот учителей страны (слайд IV-1). Таблица напоминает, что престиж профессии учителя не очень высок. Важно подчеркнуть, что занимаемая учителем должность предполагает и " само собой разумеющуюся зависимость ученика и " легитимную" власть педагога. Однако, соотношение престижа должности и личного авторитета можно представить в виде весов: на одной чаше - престиж должности, а на другой - авторитет личности. Равновесие весов свидетельствует о правильном соотношении престижа должности и действий педагога по утверждению своего авторитета. Когда чаша весов, где находится престиж должности, перевешивает чашу весов, Где находится авторитет личности учителя, то налицо его несоответствие занимаемой должности. Если же наоборот, личный авторитет руководителя перевешивает престиж его должности, это свидетельствует о наличии у него управленческого запаса прочности, возможности повышения его в должности. Легитимная власть учителя может быть значительна подкреплена " властью эксперта", если он обнаружит перед учащимися яркую индивидуальность. Английский психолог предложил обобщение: " При прочих равных условиях человек средних умственных способностей, умеющий играть на пианино или управлять автомашиной, в потенции обладает большей индивидуальностью, чем человек, не умеющий ни того ни другого" '. Естественно, что у солдата несколько иные ценности, чем, скажем, у домохозяйки. " Чему вы могли бы научить ребят помимо вашего предмета преподавания? " - так звучал один из вопросов анкеты, распространявшейся в 1991 г. в Калининграде, Красногорске, Рузе и Щелкове. Каждый шестой педагог что-либо предложить оказался не в состоянии. Зато выяснилось, что каждый второй готов выступить инструктором (" экспертом") по приготовлению пищи, каждый третий - шить и вязать, и столько же - со вкусом одеваться. По 20% опрошенных могут научить навыкам ораторского искусства и туризма. Несколько меньше учителей считают себя компетентными в выращивании цветов (овощей) и разбирающимися в искусстве. Каждый восьмой педагог считает себя специалистом по краеведению. Танцевать умеет тоже каждый восьмой. И лишь один из двенадцати может научить мастерить (с инструментами), из пятнадцати - музицировать, из шестнадцати - играть в шахматы (шашки). Только один из двенадцати - фотографировать, заниматься радиоделом (это столь же редко, как показывать фокусы); один из двадцати пяти - водить автомобиль. Ясно, что каждый ученик сможет наделить своего учителя властью эксперта. Мощным источником авторитета является референтная власть. Модно и со вкусом одевающаяся учительница оказывает большее влияние на школьниц, чем " синий чулок". В театральном училище известный режиссер, мастер, становится кумиром своей студии. Только не надо думать, будто тут просто " работает имя". В книге " Латерна магика" известнейший режиссер театра и кино Ингмар Бергман беспредельно искренне рассказывает о себе и своей работе, о чувствах, которые вызывают у него подчиненные или воспитанники - актеры театра. Тот, который явился в туфлях на высоком каблуке, хотя прекрасно знает, что ему придется целый день бегать по лестницам на сцене. Или та, которая отдуваясь врывается каждый раз в зал с опозданием ровно на одну минуту, растрепанная, расхристанная, нагруженная сумками и пакетами. Его раздражают актриса, забывшая рабочий экземпляр пьесы, и ее вечное ожидание двух важных телефонных разговоров. Да и сам он в плохом состоянии - неспокоен, переутомлен, протестует желудок, болит правое бедро, боль не отпускает ни на минуту, омерзение влажной тряпкой обволакивает душу.
" По мне, однако, ничего не видно. Позволить личным проблемам взять вверх во время работы - служебное преступление. Я обязан во что бы то ни стало сохранить ровное, деятельное настроение... Я не бываю просто человеком со своими личными заботами" Обратим внимание на самоконтроль, самообладание и подчеркнем слова Бергмана: "...я не бываю просто человеком". А теперь воспользуемся материалами нашего исследования школ г. Москвы в 1988 г. Вот как распределялись мнения при завершении неоконченного предложения: " Учителя - это..." (слайд IV-1, Б). Как видно из таблицы, большинство не разделяют мнения И. Бергмана, считают, что учитель " просто человек". Конечно, человек. Но не снижение ли в этой фразе требований к Учителю? Сопоставим приведенные данные с таблицей В слайда IV-1, построенной на материалах того же исследования. Здесь непосредственно затрагивается обсуждаемая проблема. Из таблицы видно, что лишь отдельные педагоги в наших школах пользуются безусловным авторитетом. Заслуживают серьезнейшего изучения опыт этих людей, вся их жизнь. Справедливо сказано, что " поведение учителя в классе является продолжением его поведения вне стен школы, поскольку отношение к обучению и учащимся в принципе отражает его подход вообще к людям и различным жизненным ситуациям". Еще древние уловили закономерность: " Врачу сообщают авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других Изучая аттитюды учащихся по отношению к учителю, группа американских ученых выделила три группы терминальных ценностей. Во-первых, это компетентность учителя. Оценивая ее, дети решают, насколько он знает свой предмет, знает, о чем говорит". Во-вторых, они оценивают честность и справедливость учителя. И, в-третьих, важна его заинтересованность в детях. Ребята прекрасно знают, кому можно рассказать о своих бедах, кто заступится, поможет. Р. Берне формулирует четыре инструментальные ценности - правила общения педагога с детьми: 1) уделяйте внимание всем учащимся, равномерно распределяя между ними свое внимание и время; 2) найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся демонстрируя, что принимаете его, проявляете к нему интерес; 3) хвалите учащихся справедливо (" Подлинная доброта учителя состоит в том, чтобы быть с учащимися предельно искренним"); 4) учитывайте индивидуальные особенности учащихся. В серьезном социально-психологическом исследовании авторитет определяется как " оценка репутации человека, связанная в осознании окружающих с решением содействовать ему в реализации его целей. Это содействие и выражается в добровольном отказе от некоторых своих прав в его пользу, то есть в пользу того дела, которое он делает. В нашей культуре на авторитет руководителя работают прежде всего его " служение" делу, его «бескорыстие», даже " жертвенность", то что " он делает не свое, т. е. неличноё дело". Это дело наше общее, а следовательно, мы обязаны ему содействовать. Поэтому мы все " придерживаем" свои личные дела, " пропускаем его вперед". Это " культурный архитип". Иллюстрацией к сказанному могут послужить наблюдения выдающегося педагога В. Н. Сорока-Росинского, послужившего прообразом для знаменитого Викниксора из " Республики Шкид". В школе социально-индивидуального воспитания им. Достоевского работало немало " породистых" воспитателей - из редкой породы учителей-артистов, которые в истории эллинской педагогики носили название " вдохновителей". Рассказывая о тех, кто пользовался у воспитанников безграничным авторитетом, автор вспоминает как исключение преподавателя природоведения, которого учащиеся не любили. Ему часто дерзили, сами не зная почему. А причина была в том, что если первые служили своему делу, " то А. М. был практик, делец и предпочитал, чтобы природоведение служило ему: он мечтал о месте где-нибудь в вузе и усиленно работал в этом направлении. Понять природу авторитета руководителя иногда помогает " теория обмена": наличие богатых ресурсов у руководителя, щедрая растрата их на пользу дела оборачиваются, в конечном счете, обогащением ресурсами рядовых членов группы. Р. Л. Кричёвский (может быть, желая подчеркнуть, что вид ресурсов, очень значимый для одного, может не обладать никакой ценностью для другого) предпочитает говорить о " ценностном" обмене. < Имеет место, - пишет он, - двоякая связь между ценностным вкладом руководителя и его авторитетом: 1) непосредственная, в системе " руководитель - подчиненный", предполагающая ценностный вклад руководителя относительно группы как целого, следствием чего является рост удовлетворенности индивидов различными аспектами жизни коллектива, что, в свою очередь, ведет к увеличению авторитета руководителя. Человек, вступивший на руководящую должность, должен убедить людей в том, что он и только он приведет сотрудников к успеху. Такой и в самом деле похож на актера: чтобы убедить зрителей, он мобилизует весь запас имеющихся у него средств, и тут уже все зависит от одаренности. К сожалению, подчиненные директору учителя не могут читать его мысли, как не могут и учащиеся читать мысли учителя. Они считаются не с его намерениями, и не с его видением ситуации, и даже не с фактами, а со своей интерпретацией этих фактов. Отсюда возможные недоразумения, например снижение авторитета учителя в исследовавшемся нами районе. Ниже показано, как различно воспринимают там конфликты учителя с учеником педагоги и учащиеся (слайд IV-2). На слайде видно, что больше половины учителей расценивают свое поведение как благожелательное в отношении к ученикам, в то время как больше половины учеников воспринимают его как несправедливое. Следует напомнить, что задача учителя - облегчить учащимся восприятие его как личности, сделать понятным и приемлемым свое поведение. Может возникнуть дилемма: действие или впечатление - и однозначного ответа на все случаи дать невозможно. Иногда приходится драматизировать свое поведение, чтобы сделать невидимые издержки видимыми. Идеализация сводится к тому, чтобы свои достоинства показать гораздо полнее, чем они есть на самом деле, установить положительный баланс способностей (" долго, но зато какое качество! "), недостаткам придать форму простительных слабостей и скрывать действия, не соответствующие стереотипу положительного руководителя (" грязную работу" ведь приходилось делать каждому)... О многом уже было сказано выше в связи с " самопрезентацией" педагога. Справедливо заметил мудрец: " Умение себя покапать многое восполняет, многое искупает, всему придает второе бытие, особенно когда способности соответствуют"
Тема: Контрольно-оценочная деятельность учителя – 1. План: 1. Контрольно-оценочная деятельность: определение, виды, функции. 2. Структура контрольно-оценочного акта. 3. Виды и функции контрольно-оценочных актов. 4. Виды оценки на уроке. Литература:
|